Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 13 апреля 2023 года кассационную жалобу избирательного объединения Оренбургского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 12 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 24 ноября 2022 года по административному делу N 2а-540/2022 по административному исковому заявлению избирательного объединения Оренбургского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", Ведяшкиной Ольги Петровны к территориальной избирательной комиссии города Медногорска Оренбургской области о признании незаконными и отмене решений об итогах голосования и результатов выборов.
Заслушав доклад судьи Бритвиной Н.С, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, выслушав в её поддержку посредством видеоконференц-связи объяснения представителей избирательного объединения Оренбургского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Селезнева А.А, Амелина М.А, представителя избирательного объединения Оренбургского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", Ведяшкиной О.П. - Бадашевой А.Г, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя территориальной избирательной комиссии города Медногорска Оренбургской области Кучинской Э.В, представителя Избирательной комиссии Оренбургской области Ивановой Н.С, заключение прокурора Макарова Е.Н, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Избирательное объединение "Оренбургское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - избирательное объединение КПРФ), Ведяшкина О.П. обратились в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии города Медногорска Оренбургской области (далее - территориальная избирательная комиссия, ТИК города Медногорска) о признании незаконными и отмене решений об итогах голосования и результатов выборов.
В обоснование административного иска административными истцами указано, что решением Медногорского городского совета от 21 июня 2022 года N 182 назначены дополнительные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования город Медногорск Оренбургской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 14, в связи с чем, 22 июля 2022 года избирательным объединением КПРФ в территориальную избирательную комиссию представлен список кандидатов в депутаты Совета депутатов по одномандатному избирательному округу N 14 при проведении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования город Медногорск Оренбургской области (далее - Совет депутатов) шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 и иные документы в соответствии с законом Оренбургской области от 9 июня 2022 года.
24 июля 2022 года территориальной избирательной комиссией вынесено решение N 36/104-5, которым в заверении указанного списка кандидатов отказано.
Не согласившись с данным решением, избирательное объединение оспорило его в Избирательной комиссии Оренбургской области и в судебном порядке.
Постановлением Избирательной комиссии Оренбургской области от 29 июля 2022 года N 68/459-7, а также решением Медногорского городского суда Оренбургской области от 4 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определенны судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 18 августа 2022 года, в удовлетворении административного иска Избирательного объединения КПРФ отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 5 сентября 2022 года судебные акты нижестоящих инстанций отменены, по делу принято новое решение, которым признаны незаконными решение территориальной избирательной комиссии от 24 июля 2022 года N 36/104-5, постановление Избирательной комиссии Оренбургской области от 29 июля 2022 года N 68/459-7, на территориальную избирательную комиссию возложена обязанность заверить список кандидатов в депутаты Совета депутатов по одномандатному избирательному округу N 14, выдвинутых избирательным объединением КПРФ при проведении дополнительных выборов.
Исполняя судебный акт суда кассационной инстанции, территориальная избирательная комиссия заверила список кандидатов в депутаты по дополнительным выборам, выдвинутых избирательным объединением КПРФ.
6 сентября 2022 года Ведяшкиной О.П. в территориальную избирательную комиссию поданы документы на регистрацию её в качестве кандидата в депутаты по дополнительным выборам, однако решением от 9 декабря 2022 года N 44/136-5 "О документах Ведяшкиной О.П." (с изменениями по решению территориальной избирательной комиссии от 9 сентября 2022 года N 44/137-5) ТИК города Медногорска данные документы Ведяшкиной О.П. возвратила, не зарегистрировав её как кандидата в депутаты и не приняв решение об отказе в принятии её документов.
Административные истцы, считая права нарушенными, просили суд: признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии от 9 сентября 2022 года "О документах Ведяшкиной О.П.", а также отменить решения об итогах голосования по дополнительным выборам депутатов Совета депутатов и о результатах выборов по дополнительным выборам депутатов.
Решением Медногорского городского суда Оренбургской области от 12 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 24 ноября 2022 года, административные исковые требования Избирательного объединения КПРФ оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе (с учётом дополнений) избирательное объединение КПРФ ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на то, что Ведяшкина О.П. была лишена возможности представить свои документы в установленные сроки по вине самой территориальной избирательной комиссии в связи с принятием незаконного решения об отказе в заверении списка кандидатов, с учётом того обстоятельства, что такие документы представляются в избирательную комиссию только после заверения списка кандидатов.
Административный истец в жалобе обращает внимание на то, что суды при рассмотрении дела формально руководствовались правовыми нормами без учёта фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.
По мнению кассатора, при определении установления результатов действительной воли избирателей, применительно к данному делу, нельзя руководствоваться итоговыми протоколами, составленными по итогам выборов, в которых кандидат не принимал участие.
В судебном заседании представители Избирательного объединения КПРФ - Селезнев А.А, Амелин М.А, представитель Избирательного объединения КПРФ, Ведяшкиной О.П. - Бадашева А.Г, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали в полном объеме, представитель территориальной избирательной комиссии города Медногорска Оренбургской области Кучинская Э.В, представитель Избирательной комиссии Оренбургской области Иванова Н.С. в удовлетворении кассационной жалобы просили отказать, судебные акты оставить без изменения.
В письменном отзыве на кассационную жалобу Избирательная комиссия Оренбургской области указывает на отсутствие оснований для её удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами при рассмотрении настоящего административного дела и принятии обжалуемых судебных актов не допущено.
В соответствии с частью 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Решением Медногорского городского совета от 21 июня 2022 года N 182 назначены дополнительные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования город Медногорск Оренбургской области (далее - Совет депутатов) шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 14.
22 июля 2022 года избирательным объединением КПРФ в ТИК города Медногорска в рамках названных выше выборов представлен список кандидатов в депутаты.
24 июля 2022 года территориальной избирательной комиссией вынесено решение N 36/104-5 "Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования город Медногорск по одномандатному избирательному округу N 14, выдвинутых избирательным объединением "Оренбургское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации" при проведении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования город Медногорск Оренбургской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 14".
Постановлением Избирательной комиссии Оренбургской области от 29 июля 2022 года N 68/459-7 в удовлетворении жалобы административного истца на вышеназванное решение отказано.
Не согласившись с принятыми решениями избирательных комиссий, избирательное объединение КПРФ оспорило их в судебном порядке.
Решением Медногорского городского суда Оренбургской области от 4 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 18 августа 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 5 сентября 2022 года решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 4 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 18 августа 2022 года отменены, по делу принято новое решение, которым признаны незаконными решение территориальной избирательной комиссии от 24 июля 2022 года N 36/104-5, постановление Избирательной комиссии Оренбургской области от 29 июля 2022 года N 68/459-7, на территориальную избирательную комиссию возложена обязанность заверить список кандидатов в депутаты Совета депутатов по одномандатному избирательному округу N 14, выдвинутых избирательным объединением КПРФ при проведении дополнительных выборов.
Решением территориальной избирательной комиссии от 5 сентября 2022 года N 43/135-5 список кандидатов в депутаты Совета депутатов по одномандатному избирательному округу N 14, выдвинутых избирательным объединением КПРФ при проведении дополнительных выборов депутата Совета депутатов в количестве 1 человека заверен.
6 сентября 2022 года Ведяшкиной О.П. в территориальную избирательную комиссию поданы документы на регистрацию её в качестве кандидата в депутаты по дополнительным выборам.
9 сентября 2022 года решением ТИК города Медногорска N 44/136-5 документы на выдвижение и регистрацию кандидата в депутаты Ведяшкиной О.П. возвращены в связи с представлением документов после истечения периода, установленного законодательством для регистрации кандидата, а именно после 18.00 часов 27 июля 2022 года.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что заверение ТИК города Медногорска списка кандидатов по одномандатному избирательному округу N 14, выдвинутых избирательным объединением КПРФ при проведении дополнительных выборов Совета депутатов, за пределами установленного законодательством срока предоставления Ведяшкиной О.П. документов на её выдвижение и регистрацию, не наделяет последнюю статусом кандидата, в связи с чем пришёл к выводу об отсутствии оснований для рассмотрения вопроса и принятия решения о регистрации, отказе в регистрации Ведяшкиной О.П, как кандидата, за пределами установленного законом срока.
Судом первой инстанции указано также на то, что нарушение избирательного законодательства, не позволяющих с достоверностью определить действительную волю избирателей при проведении выборов, не установлено.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, резюмировал, что доказательств наличия бесспорных нарушений избирательного законодательства, которые бы исключали возможность установления действительной воли избирателей, не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, основанными на нормах материального права, регулирующих правоотношения сторон.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Согласно пункту 1.2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае: нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (подпункт "е" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 77 поименованного Федерального закона избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.
Указанное согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, приведенные положения названного Федерального закона, равно как и корреспондирующие им нормы процессуального законодательства, по своему буквальному смыслу исходят из универсального характера судебной защиты избирательных прав граждан. Тем самым предполагается, что перечисленные в этих законоположениях субъекты на равных основаниях могут обжаловать в суд любые допущенные избирательными комиссиями нарушения избирательных прав граждан независимо от конкретной стадии избирательного процесса, на которой они были совершены. При этом ни названные, ни какие-либо иные предписания действующего законодательства не содержат прямо установленных ограничений и запретов в отношении права соответствующих субъектов на обжалование нарушающих избирательные права граждан решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, связанных с подсчетом голосов и установлением итогов голосования, определением результатов выборов.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории, такое решение должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, от 15 января 2002 года N 1-П).
Исходя из приведенных выше законоположений, обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения настоящего административного дела, являются не любые нарушения избирательного законодательства, а лишь такие нарушения, которые существенно отразились на избирательной кампании и её итоговых результатах, повлияли на свободу выборов и не позволяют выявить действительную волю избирателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.
В соответствии с пунктом 14.3 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в пункте 2 статьи 33 данного Федерального закона, направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 данного Федерального закона в окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные органы субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.
Определенный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации должен составлять не менее 30 дней (пункт 9 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ).
Статьей 35 Закона Оренбургской области от 9 июня 2022 года N 321/100-VII-ОЗ определено, что документы для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, представляются кандидатом в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18.00 часов по местному времени.
Пунктом 4 статьи 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.
Принимая во внимание, что проведение выборов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области было назначено на 11 сентября 2022 года, документы для регистрации кандидата в депутаты, как правильно указано судами обеих инстанций, должны быть поданы таким кандидатом до 18.00 часов 27 июля 2022 года.
Пунктом 18 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
С учётом указанных положений, суды обоснованно пришли к выводу о том, что срок представления документов для регистрации кандидата в окружную избирательную комиссию является пресекательным, не подлежащим восстановлению.
Кроме того, как верно отмечено судебными инстанциями, нарушений избирательного законодательства, не позволяющих с достоверностью определить действительную волю избирателей при проведении выборов не установлено, учитывая при этом, что за избранного по одномандатному избирательному округу N 14 кандидата проголосовано 93, 53% от общего количества голосовавших.
Доводы кассационной жалобы о том, что возможность представления документов для регистрации кандидата в установленный срок утрачена в связи с принятием ТИК города Медногорска незаконного решения об отказе в регистрации списка кандидатов, не принимаются судебной коллегией, поскольку регистрация кандидата на основании документов, представленных им за пределами установленного законом пресекательного срока, означала бы нарушение закрепленного статьей 39 Федерального закона N 67-ФЗ принципа равенства всех кандидатов, в соответствии с которым все кандидаты не только обладают равными правами, но и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом.
Вместе с тем, случаи, при наступлении которых кандидат освобождался бы от обязанности представлять в установленный законом срок необходимые для регистрации документы, Федеральным законом N 67-ФЗ не установлены.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильного применения судами обеих инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 12 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу избирательного объединения Оренбургского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 9 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.