Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Улановой Е.С, Кириченко А.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 8 февраля 2023 года и кассационную жалобу Еремеева Федора Калистратовича на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 8 февраля 2023 года по гражданскому делу N 2-2723/2022 по иску Еремеева Федора Калистратовича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Еремеев Ф.К. обратился в суд иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (далее - ОПФР по Чувашии) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначении страховой пенсии по старости, мотивируя следующим. Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Цивильском районе Чувашской Республики-Чувашии (далее - пенсионный орган), правопреемником которого является ОПФР по Чувашии, от 3 декабря 2020 года N 735, истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано. Этим же решением в специальный стаж не были включены периоды работы: с 20 марта 1987 года по 1 сентября 1987 года в должности электрогазосварщика в совхозе "Красноармейское"; с 21 июня 1993 года по 31 августа 1994 года и с 9 января 1995 года по 25 августа 1995 года в должности газоэлектросварщика в Коллективном сельскохозяйственном предприятии "Красноармейское" (далее КСХП "Красноармейское"); с 18 мая 2010 года по 20 апреля 2011 года в должности электрогазосварщика ручной сварки в Федеральном казенном учреждении "ИК N 1" Управления ФСИН России по Чувашской Республике (далее - ФКУ "ИК-1"); с 6 июля 2012 года по 4 августа 2013 года в должности газоэлектросварщика в Федеральном казенном учреждении "ИК N 4" Управления ФСИН России по Чувашской Республике (далее ФКУ "ИК- 4"); а также периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с 6 февраля 2017 года по 28 февраля 2017 года, с 21 марта 2017 года по 31 марта 2017 года.
Еремеев Ф.К. просил: признать решение пенсионного органа от 3 декабря 2020 года N 735 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным; возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанные периоды работы, а также периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы; признать за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 23 ноября 2020 года; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 23 ноября 2020 года.
Решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 16 декабря 2021 года исковые требования Еремеева Ф.К. удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 30 марта 2022 года решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 16 декабря 2021 года отменено. Дело направлено на рассмотрение в Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 сентября 2022 года иск Еремеева Ф.К. удовлетворен частично. Суд признал решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Цивильском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонного) от 3 декабря 2020 года N 735 в части отказа Еремееву Ф.К во включении в специальный стаж периода работы в должности электрогазосварщика с 20 марта 1987 года по 1 сентября 1987 года в совхозе "Красноармейское" незаконным. Возложил на ОПФР по Чувашии обязанность включить Еремееву Ф.К. в специальный стаж период работы в должности электрогазосварщика с 20 марта 1987 года по 1 сентября 1987 года в совхозе "Красноармейское". Взыскал с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере 300 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 25 января 2023 года произведена замена ответчика ОПФР по Чувашской Республике-Чувашии на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 8 февраля 2023 года решение Московского районного суда г. Чебоксары от 27 сентября 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Еремеева Ф.К. к ОПФР по Чувашии о возложении обязанности включить в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов работы с 18 мая 2010 года по 20 апреля 2011 года - в должности электрогазосварщика ручной сварки ФКУ "ИК-1"; с 6 июля 2012 года по 4 августа 2013 года в должности газоэлектросварщика ФКУ "ИК-4" отменено. В указанной части принято новое решение, которым суд апелляционной инстанции возложил на ОПФР по Чувашии обязанность включить в специальный стаж Еремеева Ф.К. для досрочного назначения страховой пенсии по старости периоды работы с 18 мая 2010 года по 20 апреля 2011 года в должности электрогазосварщика ручной сварки в ФКУ "ИК-1"; с 6 июля 2012 года по 4 августа 2013 года в должности газоэлектросварщика в ФКУ "ИК-4". В остальной части решение оставлено без изменения.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 8 февраля 2023 года, решение Московского районного суда г. Чебоксары от 27 сентября 2022 года оставить в силе.
Еремеев Ф.К. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 8 февраля 2023 года, решение Московского районного суда г. Чебоксары от 27 сентября 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы с 21.06.1993 г. по 31.08.1994 г, с 09.01.1995 г. по 25.08.1995 г. (всего 1 год 10 месяцев 1 день) в должности газоэлектросварщика в КСХП "Красноармейское"; отказа в признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 23 ноября 2020 года. Постановить в данной части новое решение об удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобах.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, возражения на жалобу, судебная коллегия приходит к выводу об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 8 февраля 2023 года в части по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 23 ноября 2020 года Еремеев Ф.К. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Цивильском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонного) от 03.12.2020г. N 735 в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано. Специальный страховой стаж Еремеева Ф.К, дающий право на назначение досрочное страховой пенсии по старости, определен пенсионным органом в 7 лет 1 месяц 1 день, страховой стаж - в 21 год 2 месяца 10 дней. В специальный стаж Еремеева Ф.К. не включены периоды работы: с 20.03.1987г. по 01.09.1987г. (5 месяцев 12 дней); с 21.06.1993г. по 31.08.1994г. (1 год 2 месяца 11 дней), с 09.01.1995г. по 25.08.1995г. (7 месяцев 17 дней); с 18.05.2010г. по 20.04.2011г. (11 месяцев 1 дня), 06.07.2012г. по 04.08.2013г. (1 год 29 дней); а также периоды отпусков без сохранения заработной платы: с 06.02.2017г. по 28.02.2017г. (23 дня); с 21.03.2017г. по 31.03.2017г. (11 дней).
Из материалов дела усматривается, что согласно свидетельству от 18 марта 1987 года N 1371, выданному Учебнокурсовым комбинатом Государственного агропромышленного комитета Чувашской АССР, в период с 17 ноября 1986 года по 14 марта 1987 года Еремеев Ф.К. обучался по профессии электрогазосварщик, после завершения обучения, ему был установлен четвертый тарифно-квалификационный разряд по профессии электрогазосварщик.
Из свидетельства АА N 936000 усматривается. что истец обучался в период с 1 сентября 1999 года по 15 мая 2000 года в профессиональном училище N 65 города Сургута, ему присвоена квалификация "электрогазосварщик четвертого разряда", Как усматривается из трудовой книжки истца, в период с 20.03.1987г. по 01.09.1987г. истец работал в должности электрогазосварщика 1 бригады совхоза "Красноармейский"; в период с 21.06.1993г. по 25.08.1995г. - в должности электрогазосварщика 4 разряда в КСХП "Красноармейское".
В муниципальном архиве Красноармейского муниципального округа Чуващской Республики должностные инструкции и личные карточки по форме "Т-2" работников КСХП "Красноармейское" Красноармейского района Чувашской Республики отсутствуют, что следует из справки Отдела культуры, социального развития и архивного дела администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики от 30.06.2022г.
ФКУ "ИК-1" и ФКУ "ИК-4" выданы справки учета рабочего времени осужденного Еремеева Ф.К. в период отбытия им наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж.
Из содержания справки ФКУ "ИК-1" от 22.07.2020г. N 97 следует, что 18 мая 2010 года Ермееев Ф.К. был принят на работу в исправительное учреждение электросварщиком ручной сварки цеха N 1; 20 апреля 2011 года уволен в связи с переводом в ФКУ "ИК-4".
Согласно справкам ФКУ "ИК-4" от 05.08.2013г, 22.07.2020г. Еремеев Ф.К. 11 мая 2011 года принят на работу на должность слесаря-ремонтника 2 разряда ремонтно-механических мастерских, 06.07.2012г. переведен на должность электрогазосварщика 4 разряда ремонтно-механических мастерских, уволен 5 августа 2013 года в связи с отбытием срока наказания.
Согласно карте учета рабочего времени осужденного Еремеева Ф.К, последний прибыл в ФКУ "ИК-1" 15 апреля 2010 года, 18 мая 2010 года был принят на работу электрогазосварщиком ручной сварки в цех N 1, количество отработанных работником дней в 2010 году составило: в июне - 21, июле - 25, августе и сентябре - 27, октябре - 25, ноябре - 16, декабре - 31, в 2011 году: в январе - 15, феврале -26, марте - 23, апреле - 2.
Из справки ФКУ "ИК-4" следует, что в лицевых счетах на выплату заработной платы осужденным в расчетных листках за 2012-2013 годы значится Еремеев Ф.К, получавший заработную плату в период отбывания наказания в ФКУ "ИК-4", в том числе, в должности газоэлектросварщика 4 разряда с 6 июля 2012 года по 4 августа 2013 года.
Еремеев Ф.К, 2 ноября 1965 года рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 23 июня 2010 года.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, периоды работы Ермеева Ф.К. в КСХП "Красноармейский" и исправительных учреждениях отражены без указания кодов особых условий труда.
Разрешая спор, суд первой инстанции включил в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы Ермеева Ф.К. в должности электрогазосварщика с 20 марта 1987 года по 1 сентября 1987 года в совхозе "Красноармейский".
Рассматривая требования Еремеева Ф.К. о включении в специальный стаж периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Судебные постановления в указанной части не обжалуются, в связи с чем не являются предметом проверки суда кассационной инстанции.
Разрешая спор в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы истца с 21.06.1993г. по 31.08.1994г. и с 09.01.1995г. по 25.08.1995г. в должности электрогазосварщика в КСХП "Красноармейское", суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал. При этом суд сходил из того, что Еремеев Ф.К. не представил документального подтверждения занятости в период работы в должности электрогазосварщика 4 разряда в КСХП "Красноармейское" в условиях, установленных Списком N 2 от 26 января 1991 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы Еремеева Ф.К. о том, что он работал в должности электрогазосварщика полный рабочий день и выполнял сварочные работы ручным способом, что подтверждается записями в трудовой книжке, архивными справками об оплате труда, судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
Вместе с тем, в тех случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах, определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в конкретных условиях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно пункту 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 258н от 31 марта 2011 года, предусмотрено, что подтверждению, в том числе, подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Ссылка в жалобе Еремеева Ф.К. на показания свидетелей Филимонова С.К, Васильева В.В, Аркадьевой З.А, не может служить основанием к отмене принятых судебных актов в кассационном порядке, поскольку согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также разъяснений пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность по предоставлению доказательств в подтверждение периодов работы с особыми условиями труда при включении их в специальный стаж возложена на гражданина, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии, а не на пенсионный орган.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает, что, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, суды предыдущих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы истца с 21.06.1993г. по 31.08.1994г. и с 09.01.1995г. по 25.08.1995г. в должности электрогазосварщика в КСХП "Красноармейское".
Разрешая спор в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы истца с 18.05.2010г. по 20.04.2011г. в должности электросварщика ручной сварки цеха N 1 в ФКУ "ИК N1", электрогазосварщика 4 разряда ремонтно-механических мастерских в ФКУ "ИК-4", суд первой инстанции исходил из того, что включение в специальный стаж периодов отбывания наказания действующим законодательством не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции не согласился.
Отменяя решение суда в указанной части, суд апелляционной инстанции указал, что согласно п. 20 разъяснений Министерства труда и социального развития от 22 мая 1996 года N 29 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (в редакции постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 октября 1996 года N 36) время выполнения осужденными работ, предусмотренных Списками, в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы или в период исполнения исправительных работ засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, на общих основаниях в соответствии с пенсионным законодательством.
Удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж Еремеева Ф.К. периодов работы с 18.05.2010г. по 20.04.2011г. в ФКУ "ИК-1", с 06.07.2012г. по 04.08.2013г. в ФКУ "ИК-4", суд апелляционной инстанции исходил из того, что истец работал в должности электросварщика ручной сварки, которая прямо предусмотрена Списком N 2 от 26 января 1991 года (код позиции 23200000-19906), сведений о неполных рабочих днях, периодах простоя, отпусках без сохранения заработной платы, работодателями не представлено.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отсутствие кода особых условий труда в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица по спорным периодам работы истца в исправительных учреждениях в рассматриваемом случае не является основанием для отказа в иске, поскольку отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд кода особых условий труда в спорные периоды работы истца, не влечет для него неблагоприятных последствий в виде отказа во включении периода работы в специальный стаж, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда своих работников возложена на работодателя.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы третьих лиц о том, что в картах аттестации рабочего места истца и картах специальной оценки условий труда отсутствуют указания о праве Еремеева Ф.К. на назначение досрочной пенсии, поскольку, по мнению суда апелляционной инстанции, они противоречат положениям статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", не предусматривающей применение результатов проведения специальной оценки условий труда для подтверждения права на пенсию.
Доводы кассационной жалобы Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права при разрешении исковых требований о включении в специальный стаж Еремеева Ф.К. периодов работы с 18.05.2010г. по 20.04.2011г. в ФКУ "ИК-1", с 06.07.2012г. по 04.08.2013г. в ФКУ "ИК-4", заслуживают внимания.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиям труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Согласно подп. "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 года); а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года - Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N2 1173 " Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 года).
Согласно разделу 33 Списка N 2 от 26 января 1991 года право на досрочную пенсию имеют электросварщики ручной сварки (23200000-19906).
Как усматривается из карты аттестации рабочего места по условиям труда по должности электросварщик ручной сварки "ФКУ-4" от 11 января 2012 года (л.д. 30-31 т. 2), общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса - 2. Права на досрочное назначение трудовой пенсии нет.
Согласно протоколам измерений и оценки тяжести трудового процесса по должности электросварщик ручной сварки "ФКУ-4" от 6 декабря 2011 года (л.д. 32-40), класс условий труда - 2.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с выполнением определенных пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (подпункт 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 30 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14 декабря 2009 г. N 987н (действовавшей в период возникновения спорных отношений и до 19 февраля 2017 г. - даты вступления в силу приказа Министерства труда России от 21 декабря 2016 г. N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах"), сведения о трудовом (страховом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
Согласно статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в отношении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции вследствие ошибочного толкования норм материального права, регулирующих порядок и условия внесения сведений в данные индивидуального (персонифицированного) учета на основании информации страхователя (работодателя) и подтвержденной им документально, пришел к неправомерному выводу о том, что действующее законодательство не предусматривает применение результатов оценки условий труда для подтверждения права на пенсию.
Устанавливая факт работы истца в тяжелых условиях труда, предусмотренных Списком N 2, в период 18.05.2010г. по 20.04.2011г. и с 06.07.2012г. по 04.08.2013г, суд апелляционной инстанции не применил к спорным отношениям положения нормативных актов, регулирующих охрану труда и порядок проведения специальной оценки условий труда.
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 21, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца десятого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г. (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ.
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (часть 2 статьи 26 названного закона).
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, согласно заключению эксперта (л.д. 225 - 227 т. 1), протоколов проведения исследований (л.д. 230 - 234 т. 1), карты специальной оценки условий труда электрогазосварщика ремонтно-механических мастерских ФКУ "ИК-4", итоговый класс условий труда - 3.1, право на досрочную пенсию отсутствует.
Представители ФКУ "ИК-1", ФКУ "ИК-4" в судебных заседаниях суда апелляционной инстанции также отрицали работу истца в условиях Списка N 2.
Придя к выводу, что о том, что Еремеев Ф.К. в спорные периоды работал в ФКУ "ИК-1", ФКУ "ИК-4" в тяжелых условиях труда, суд апелляционной инстанции не указал на основании каких обстоятельств и подтверждающих их доказательств он пришел к такому выводу.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность по предоставлению доказательств в подтверждение периодов работы с тяжелыми условиями труда при включении их в специальный стаж возложена на гражданина, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии, а не на пенсионный орган.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательства и отражение ее результатов в судебном решении является проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
В нарушение приведенных требований процессуального закона суд апелляционной инстанции, сославшись на не представление работодателями сведений о неполных рабочих днях, периодах простоя в спорные периоды, не отразил в судебном постановлении основания, по которым суд сделал самостоятельный вывод об условиях труда истца по Списку N 2, не дал правовой оценки результатам аттестации рабочего места истца, специальной оценки условий труда на рабочем месте истца, сделав свое заключение об условиях труда истца в нарушение приведенных выше положений норм материального и процессуального права.
Суд в силу части 2 статьи 12 и части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации осуществляет общее руководство процессом, в том числе определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, а также выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, что является необходимым условием для правильного разрешения гражданских дел.
Оценка производственных факторов, идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса по занимаемой истцом должности относится к области специальных познаний.
Согласно части 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Однако в нарушение приведенных норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не поставил на обсуждение сторон вопрос о назначении соответствующей судебной экспертизы, посчитав возможным самостоятельно, без привлечения специалистов в области оценки производственных факторов, идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценки уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда установить названные факторы в отношении условий труда истца.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также не принял во внимание следующее.
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Еремеев Ф.К. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 23 июня 2010 года.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, периоды работы Ермеева Ф.К. исправительных учреждениях отражены без указания кодов особых условий труда.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции в части отмены решения Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 сентября 2022 года в части разрешения требований о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 18 мая 2010 года по 20 апреля 2011 года в должности электрогазосварщика ручной сварки в ФКУ "ИК-1"; с 6 июля 2012 года по 4 августа 2013 года в должности газоэлектросварщика в ФКУ "ИК-4" нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 8 февраля 2023 года в указанной части и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 8 февраля 2023 года в части разрешения требований о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 18 мая 2010 года по 20 апреля 2011 года в должности электрогазосварщика ручной сварки в Федеральном казенном учреждении "ИК N 1" Управления ФСИН России по Чувашской Республике, с 6 июля 2012 года по 4 августа 2013 года в должности газоэлектросварщика в Федеральном казенном учреждении "ИК N 4" Управления ФСИН России по Чувашской Республике отменить.
Направить гражданское дел N 2-2723/2022 по иску Еремеева Федора Калистратовича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, в отмененной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики.
решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 сентября 2022 года в неотмененной апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 8 февраля 2023 года части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 8 февраля 2023 года в остальной части оставить без изменения.
Кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии удовлетворить.
Кассационную жалобу Еремеева Федора Калистратовича оставить без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Е.С. Уланова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.