Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Кириченко А.Д, Петровой И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шадриной Валентины Николаевны на решение Лузского районного суда Кировской области от 2 июня 2022 года, дополнительное решение Лузского районного суда Кировской области от 21 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 28 декабря 2022 года по гражданскому делу N 2-111/2022 по иску Шадриной Валентины Николаевны к Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, Администрации Лузского муниципального округа Кировской области о признании незаконными решений комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, взыскании задолженности по невыплаченной пенсии за выслугу лет, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Шадрина В.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, Администрации Лузского муниципального округа Кировской области Кировской области о признании незаконными решений комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области N 5 от 14.01.2020г, N 10 от 13.08.2020г, N 12 от 25.02.2021г. и взыскании с Администрации Лузского муниципального округа Кировской области задолженности по невыплаченной пенсии за выслугу лет с 01 февраля 2018 года по 31 декабря 2021 года в размере 238 850 руб. 36 коп. В обоснование заявленных требований указала, что с 01.03.2013г. по 31.12.2015г. она замещала высшую муниципальную должность заместителя главы Администрации Лузского городского поселения, на момент ее увольнения общий стаж муниципальной службы составил 30 лет 01 месяц 27 дней. В связи с выходом на пенсию с 1 января 2016 года ей, как замещавшей должность зам. главы Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, в соответствии с п. 1 ст. 5, п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Положением об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Яузского городского поселения от 15.10.2015г. N 52-185/1, утвержденного решением Собрания депутатов Яузского городского поселения, назначена пенсия за выслугу лет, которая подлежит индексации при централизованном повышении должностных окладов муниципальных служащих в соответствии с установленным порядком.
Решением Кировского областного суда от 28.12.2021г. признан недействующим пункт 1.2 решения Собрания депутатов муниципального образования Яузское городское поселение Яузского района Кировской области от 30.01.2018г. N 08-38/2 "О внесении изменений в Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Яузского городского поселения Яузского района Кировской области от 15.10.2015г. N 52-185/1" с момента его принятия. Считает, что размер пенсии с учетом индексации денежного содержания и районного коэффициента должен составлять с 01.01.2018г. 6 765, 36 руб. ежемесячно, с 01.10.2019г. - 7 673, 78 руб, с 01.10.2020г. - 8 334, 80 руб. Размер задолженности перед истицей за период с 01.02.2018г. по 31.12.2018г. составил 62 351, 96 руб, с 01.01.2019г. по 31.12.2019г. - 53 740, 62 руб, с 01.01.2020г. по 31.12.2020г. - 80 904, 78 руб, с 01.01.2021г. по 31.12.2021г. - 86 853, 60 руб, в общей сумме - 283 850, 36 руб, которую истица просила взыскать с Администрации Лузкого муниципального округа Кировской области как правопреемника Администрации Яузского городского поселения Яузского района Кировской области, а также признать незаконными решения комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Яузского городского поселения Яузского района Кировской области, от 14.01.2020г. N 5, от 13.08.2020г. N 10, от 25.02.2021г. N 12 и отменить.
Решением Яузского районного суда Кировской области от 2 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований Шадриной В.Н. к Администрации Яузского городского поселения Яузского района Кировской области, Администрации Яузского муниципального округа Кировской области о признании незаконными решений комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Яузского городского поселения Яузского района Кировской области, от 14.01.2020г. N 5, от 13.08.2020г. N 10, от 25.02.2021г. N 12 и взыскании с Администрации Яузского муниципального округа Кировской области задолженности по невыплаченной пенсии за выслугу лет с 1 февраля 2018 года по 31 декабря 2021 года в размере 238 850 руб. 36 коп, отказать.
Дополнительным решением Яузского районного суда Кировской области от 21 сентября 2022 года отказано в удовлетворении исковых требований Шадриной В.Н. к Администрации Яузского городского поселения Лузского района Кировской области, Администрации Лузского муниципального округа Кировской области о признании права на получение пенсии за выслугу лет в полном размере с 1 февраля 2018 года по 31 декабря 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 28 декабря 2022 года решение Лузского районного суда Кировской области от 2 июня 2022 года в части отказа в признании незаконными решений комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, о не проведении индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. и в части полного отказа во взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет отменено. Суд апелляционной инстанции в данной части постановилновое решение. Признал незаконным решение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, N 05 от 14 января 2020 года в части не проведения индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. с 01 октября 2019 года в 1, 043 раза. Признал незаконным решение этой же комиссии N 10 от 13 августа 1 2020 года в части не проведения индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. с 01 октября 2019 года в 1, 043 раза. Признал незаконным решение этой же комиссии N 12 от 25 февраля 2021 года в части не проведения индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. с 01 октября 2019 года в 1, 043 раза, с 01 октября 2020 года в 1, 03 раза. Взыскал с муниципального образования Лузский муниципальный округ Кировской области в пользу Шадриной В.Н. невыплаченную пенсию за выслугу в размере 1 779 рублей.
Суд апелляционной инстанции также отменил дополнительное решение Лузского районного суда Кировской области от 21 сентября 2022 года в части непризнания права Шадриной В.Н. на пенсию за выслугу лет с учетом индексации в размере 1 779 рублей. В данной части постановилновое решение, которым признал право Шадриной В.Н. на получение пенсии за выслугу лет с учетом индексации в размере 1 779 рублей.
В остальной части решение Лузского районного суда Кировской области от 2 июня 2022 года и дополнительное решение от 21 сентября 2022 года оставлено судом апелляционной инстанции без изменения.
Шадрина В.Н. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановленные судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Шадрина В.Н. и её представитель Бажина Т.С, участвуя в суде кассационной инстанции посредством видеоконференц-связи через Первомайский районный суд г. Кирова, доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела усматривается, что Шадрина В.Н. замещала должности муниципальной службы в Администрации Лузского района Кировской области и Администрации Лузского городского поселения, стаж ее муниципальной службы составил 30 лет 01 месяц 27 дней.
С 29 августа 2014 года Шадриной В.Н. назначена пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 3 Закона Кировской области от 02.04.2015г. N 521-ЗО, пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области 15.10.2015г. N 52-185/1 принято Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузское городское поселение Лузского района Кировской области (далее - Положение).
Согласно пункту 4.1 раздела 4 "Размер пенсии за выслугу лет" Положения лицам, замещавшим должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, при наличии стажа муниципальной службы, установленного не менее 15 лет пенсия за выслугу лет назначается в размере 45% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой пенсии по старости либо по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". За каждый полный год муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего. При этом размер пенсии не может превышать 75% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего.
Пунктом п. 4.5 Положения было предусмотрено, что размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 4, 0 должностного оклада, установленного муниципальному служащему высшей группы должностей.
Согласно п. 5.8 раздела 5 "Исчисление размера среднемесячного заработка" Положения минимальный размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 1 055 руб.
Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения N 54- 203/1 от 17.12.2015г. раздел 5 "Исчисление размера среднемесячного заработка" названного Положения был дополнен пунктом 5.9, согласно которому размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного законодательством Российской Федерации размера базовой части трудовой пенсии по старости с учетом районного коэффициента.
В соответствии с приведенными положениями муниципального акта Шадриной В.Н. как лицу, ранее замещавшему высшую муниципальную должность муниципальной службы в Администрации Яузского городского поселения, с 01 января 2016 года была назначена пенсия за выслугу лет в размере 75% от ежемесячного денежного содержания, что составляло 7 826 руб. 60 коп, с учетом пенсии в размере 13 397 руб. 89 коп.
Решением Собрания депутатов Яузского городского поселения Яузского района Кировской области от 18.02.2016 г. N 59-221/1 в вышеуказанное Положение внесены изменения. В соответствии с п. 4.5 в новой редакции размер среднемесячного заработка (среднемесячного денежного содержания), исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2, 8 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Кировской области и муниципальными правовыми актами Яузского городского поселения.
С учетом этого положения с 01 марта 2016 года произведен перерасчет пенсии Шадриной В.Н. за выслугу лет, размер которой составил 1 732 руб. 78 коп.
22.07.2016г. комиссией по назначению пенсии за выслугу лет по результатам проверки, проведенной Управлением финансами Яузского района Кировской области и прокуратурой, было принято решение N 02 о перерасчете пенсии Шадриной В.Н. с 01.08.2016г, истице назначена пенсия за выслугу лет в размере 1 055 руб. в соответствии с п. 5.8 Положения об установлении пенсии за выслугу лет.
Решением Собрания депутатов Яузского городского поселения Яузского района Кировской области N 08-38/2 от 30.01.2018г. (п. 1.2) пункт 6.3 раздела пункта 6 "Порядок перерасчета пенсии за выслугу лет" из указанного Положения исключен.
Решением Кировского областного суда Кировской области от 28.12.2021г. признан не действующим пункт 1.2 решения Собрания депутатов муниципального образования Яузское городское поселение Лузского района Кировской области от 30.01.2018г. N 08-38/2 "О внесении изменений в Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, утвержденное решением Собрания депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 15.10.2015г. N 52-185/1" с момента его принятия.
Собрание представителей Лузского муниципального округа Кировской области приняло решение от 17.11.2021г. N 5/61-1 о признании утратившим силу пункта 1.2 решения Собрания депутатов Лузкого городского поселения Лузского района Кировской области от 30.01.2018г. N 08-38/2 "О внесении изменений в Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения Лузского района Кировской области, утвержденное решением Собрания депутатов Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 15.10.2015г. N 52-185/1". Этим же решением пункт 6.3 Положения об установлении пенсии за выслугу лет изложен в новой редакции, которая предусматривает, что пенсия за выслугу лет индексируется в порядке, установленном решением Собрания представителей Лузского муниципального округа.
Принимая решение от 28.12.2021г. об удовлетворении требований истца Шадриной В.Н. по делу N За-95/2021, Кировский областной суд исходил из того, что отмена ответчиком 17.11.2021г. оспариваемого нормативного акта не препятствует рассмотрению дела по существу и пришел к выводу о несоответствии законодательству оспариваемого нормативного акта, указав, что исключив оспариваемый пункт Положения, собрание депутатов Лузского городского поселения соответствующего механизма адекватной компенсации потерь для получателей данной социальной поддержки не предусмотрело, между тем, применение индексации является необходимым элементом правового регулирования, направленного на восполнение фактических потерь граждан от снижения установленного законом размера социальной выплаты, и ее исключение в этих условиях равносильно отказу государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед гражданами, нуждающимися в особой социальной защите.
Из материалов дела следует, установленная в размере 1 055 руб. пенсия истицы была повышена только один раз с 01.01.2018г. до 1 097 руб. в связи распоряжением Администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 30.01.2018г. N 38 "О повышении размеров пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения Лузского района Кировской области".
Между тем, должностные оклады муниципальных служащих городского поселения повышались в централизованном порядке также с 01.10.2019г. в 1, 043 раза и с 01.10.2020г. - 1, 03 раза. Поскольку индексация пенсии истицы в указанные периоды не проводилась, образовалась недоплата пенсии Шадриной В.Н. в размере 1 779 руб.
Шадрина В.Н. обращалась к ответчику с целью пересчета пенсии. Однако решениями комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения Лузского района Кировской области N 05 от 14 января 2020 года, N 10 от 13 августа 2020 года, N 12 от 25 февраля 2021 года требования Шадриной В.Н. были оставлены без удовлетворения, в том числе не проведены индексации с 01 октября 2019 года в 1, 043 раза, с 01 октября 2020 года в 1, 03 раза.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно расчету, представленному Лузским муниципальным округом Кировской области, размер пенсии без учета индексации за спорный период с января 2018 года по декабрь 2021 года составил 1 097 руб. 00 коп. ежемесячно, и Шадриной В.Н. выплачены денежные средства в размере 51 559 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что учетом индексации 1, 043, с октября 2019 года по сентябрь 2020 года размер пенсии Шадриной В.Н. должен составлять 1 144 руб. 00 коп.; с учетом индексации 1, 03, с октября 2020 года по декабрь 2021 года размер пенсии Шадриной В.Н. должен составлять 1 178 руб. Размер недополученной пенсии Шадриной В.Н. с учетом индексации составляет 1 779 руб.
Однако, принимая во внимание, что ранее, по определению суда от 18.09.2019г. к проиндексированной с 01.01.2018г. пенсии в размере 1 097 руб. истице дополнительно была выплачена пенсия в сумме 10 074 руб. 24 коп, обязанность по выплате которой у Администрации Яузского городского поселения отсутствовала, суд не усмотрел оснований для взыскания в пользу истицы 1 178 рублей.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции не согласился.
Согласившись с решением суда в части не проведения индексации в спорные периоды, в связи с чем у Шадриной В.Н. образовалась недоплата в размере 1 779 руб, суд апелляционной инстанции исходя из того, что указанная недоплата не может быть погашена за счет исполнения обязанности ответчика по мировому соглашению, которая является самостоятельной, пришел к выводу, что право Шадриной В.Н. в части получения за рассматриваемый период (с 01.02.2018г. по 31.12.2021г.) пенсии за выслугу лет с учетом индексации в размере 1 779 руб. нарушено
Придя к таким выводам, суд апелляционной инстанции признал незаконными решения комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Яузского городского поселения Яузского района Кировской области, N 05 от 14 января 2020 года в части не проведения индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. с 01 октября 2019 года в 1, 043 раза, N 10 от 13 августа 2020 года в части не проведения индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. с 01 октября 2019 года в 1, 043 раза, N 12 от 25 февраля 2021 года в части не проведения индексации пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. с 01 октября 2019 года в 1, 043 раза, с 01 октября 2020 года в 1, 03 раза. Суд взыскал с муниципального образования Яузский муниципальный округ Кировской области в пользу Шадриной В.Н. невыплаченную пенсию за выслугу в размере 1779 рублей. Признал право Шадриной В.Н. на получение пенсии за выслугу лет с учетом индексации в размере 1779 рублей.
Автор кассационной жалобы указывает, что судебные постановления нарушают право истицы на пенсионное обеспечение, действующим законодательство установлен порядок индексации пенсии за выслугу лет, на муниципальных служащих в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственных гражданских служащих.
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определенными с учетом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих.
Поскольку пенсия за выслугу лет муниципальным служащим выплачивается дополнительно к трудовой пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования, то определение органами местного самоуправления с учетом бюджетных возможностей правил исчисления таких пенсий и их размера, отличное от правил пенсионного обеспечения государственных служащих, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих по сравнению с государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации (пункт 17 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 года).
Доводы кассационной жалобы о неправильном расчете индексации, ссылка на иные судебные постановления повторяют правовую позицию истицы, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, тщательно исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, не согласиться с которыми судебная коллегия оснований не усматривает.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указаний на существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, имевшие место при разбирательстве данного дела, не влияют на правильность обжалуемых судебных постановлений и не могут повлечь их отмену применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лузского районного суда Кировской области от 2 июня 2022 года, дополнительное решение Лузского районного суда Кировской области от 21 сентября 2022 года в не отменных апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 28 декабря 2022 года частях и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 28 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шадриной Валентины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи А.Д. Кириченко
И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.