Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14.03.2023
по административному делу по административному исковому заявлению Батдыевой О. С. к Комитету труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также представителя кассатора Шабалдас А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Батдыева О.С. обратилась в Промышленный районный суд г. Ставрополя с административным иском, с учетом уточнений, принятых судом к рассмотрению, о признании незаконным решения Комитета труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя от 19.04.2022 N 229 об отказе в назначении и выплате Батдыевой О.С. ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения у них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет; признании незаконным бездействия руководителя комитета в не назначении и не выплате Батдыевой О.С. ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2021 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет; просила возложить на руководителя комитета обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Батдыевой О.С. путем назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Заявленные требования мотивированы необоснованностью отказа по основанию не подтверждения факта постоянного проживания на территории Ставропольского края отца несовершеннолетних детей Батыева Ч.М, 11.12.1972 г.р. на момент рождения в семье третьего ребёнка, и на дату обращения за ежемесячной выплатой, поскольку ее семья постоянно проживала и была зарегистрирована на территории Ставропольского края, отец детей постоянно был зарегистрирован на территории Ставропольского края, что подтверждается выпиской из домовой книги, при этом дополнительные документы при рассмотрении ее обращения административным ответчиком запрошены с ее стороны не были, что повлекло принятие незаконного решения, нарушающего права и законные интересы ее семьи.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 22.09.2022 в удовлетворении требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что Батдыевой О.С. не представлено сведений, подтверждающих факт постоянного проживания отца несовершеннолетних детей Батдыева Ч.М. на территории Ставропольского края на момент рождения в семье третьего ребенка и на дату обращения за ежемесячной денежной выплатой, при этом установлено, что комитетом по собственной инициативе был сделан запрос СМЭВ от 19.04.2022 N 7873968 о месте регистрации Батдыева Ч.М, получен ответ, что данные о нем не найдены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14.03.2023 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое, которым заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным решение Комитета труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя от 19.04.2022 N 229, на Комитет труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя возложена обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Батдыевой О.С. путем повторного рассмотрения заявления от 07.04.2022 о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при обращении с заявлением о назначении и выплате такой денежной выплаты административный истец представила все необходимые документы, в том числе подтверждающие регистрацию ее семьи и отца детей, административному ответчику, в связи с чем у последнего отсутствовали правовые основания для отказа, чем были нарушены требования действующего законодательства и права административного истца на получение социальной гарантии.
Не согласившись с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом, административный ответчик, в лице руководителя Карпенко Л.А, обжаловал его в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об его отмене, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, регулирующих разрешение вопросов такого характера, настаивает на обоснованности отказа по приведенным в нем доводам, также указывает на то, что, поскольку решение суда апелляционной инстанции не являлось обоснованным и административным истцом не представлены доказательства, указанные в оспариваемом отказе, апелляционное определение является бессмысленным и неисполнимым, при исполнении апелляционного определения и повторном рассмотрении обращения административному истцу комитетом будет вновь отказано в назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка. Просит оставить в силе законное и обоснованное решение суда первой инстанции.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 19.2023.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из материалов дела, 23.10.2010 между Батдыевым Ч.М. и Кумуковой О.С. заключен брак, после заключения брака супруге присвоена фамилия Батдыева. Супруги Батдыевы имеют троих несовершеннолетних детей: Батдыева Т.Ч. 01.04.2012 г.р, Батдыева Э.Ч, 09.05.2014 г.р, Батдыева А.Ч. 02.11.2021 г.р.
Согласно свидетельствам о рождении детей, выданных отделом записи актов гражданского состояния записи актов гражданского состояния "адрес", все дети рождены в "адрес" края, родители административный истец и ее суаруг.
В соответствии со сведениями, содержащимися в домовой книге регистрации граждан, сформированной ГУП СК "Краевая техническая инвентаризация" в жилом помещении, расположенном в г. Ставрополе, 102 кв.187, принадлежащем на праве собственности Батдыеву Т.М, зарегистрированы проживающими Батдыева О.С. (административный истец) с 12.05.2013, Бадтыев Т.Ч. (сын) с 15.03.2013, Бадтыев Ч.М. (супруг) с 07.07.2015, Батдыев А.Ч. с 07.07.2015 (сын).
23.06.2021 административный истец зарегистрирована по указанному адресу в органах миграционного учета внутренних дел, 07.07.2017 ее супруг Батдыев Ч.М.о чем имеется отметка в их паспортах.
07.04.2022 Батдыева О.С. обратилась в Комитет труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям семей в случае рождения (усыновления) третьего ребёнка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 (трех) лет.
При обращении Батдыева О.С. представила паспорт, свидетельства о рождении детей.
Решением от 19.04.2022, выраженного в уведомлении N 229, Батдыевой О.С. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты в виду не подтверждения факта постоянного проживания на территории Ставропольского края отца несовершеннолетних детей Батыева Ч.М, 11.12.1972 г.р, как на момент рождения в семье третьего ребёнка, так и на дату обращения за ежемесячной выплатой.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.212 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (пункт 2) рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 01.07.2012 нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Постановлением губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" установлена ежемесячная выплата нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемая в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей, до достижения ребенком возраста трех лет (ежемесячная денежная выплата) в размере величины прожиточного минимума для детей в Ставропольском крае.
Пунктом 2 постановления губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 (в редакции, на момент подачи заявления о назначении выплат) предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата предоставляется при наличии гражданства Российской Федерации у родителя, обратившегося за назначением ежемесячной денежной выплаты, и несовершеннолетних детей; среднедушевой доход семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Ставропольском крае на год обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Ставропольского края "О порядке установления величины прожиточного минимума в Ставропольском крае"; постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося в период с 01.01.2013 по 31.12.2019, или на дату рождения в семье третьего и последующего ребенка, родившихся начиная с 01.01.2020.
В дальнейшим данными нормами предусмотрено предоставление таких документов и доказательств заявителем, непосредственно обращающимся с заявлением о назначении и выплате рассматриваемой выплаты.
Таким образом по основанию отсутствия доказательств наличия регистрации на территории Ставропольского края одного из родителей, в данном случае, отца детей, не указывает на наличие оснований для отказа административному истцу в назначении и выплате данной социально гарантированной выплаты, поскольку при обращении она, как заявитель, представила доказательства наличия регистрации на территории Ставропольского края и свой паспорт, т.е. документы, предусмотренные выш5еупомянутыми требованиями.
Указание административного ответчика на необходимость предоставления паспорта второго родителя противоречит положениям приведенного выше постановления губернатора. Кроме того, такие доказательства представлены были, что также указывает на необоснованность отказа.
Постановлением правительства Ставропольского края от 20.12.2012 N 498-п утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском края (далее - Порядок).
Пунктом 5 указанного Порядка определено, что ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается заявителю при соблюдении на дату обращения за ежемесячной денежной выплатой и до достижения третьим и (или) последующим ребенком, с рождением которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, возраста трех лет следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у заявителя и несовершеннолетних детей; постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей; совместное проживание заявителя с третьим и (или) последующим ребенком, с рождением которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, а также с несовершеннолетними детьми (за исключением несовершеннолетнего ребенка (детей), находящегося под опекой (попечительством), на полном государственном обеспечении по медицинским показаниям или временно отсутствующего по месту жительства заявителя в связи с обучением в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования по очной форме обучения); среднедушевой доход семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае по данным территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за девять месяцев года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой (далее - величина среднедушевого денежного дохода по краю).
Согласно пункту 7 Порядка решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается уполномоченным органом на основании заявления и, в том числе документов, подтверждающих факт постоянного и совместного проживания на территории "адрес" заявителя, другого родителя и их несовершеннолетних детей:
документ, выдаваемый территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительных функций по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел), подтверждающий сведения о регистрации по месту жительства (пребывания) заявителя, другого родителя и (или) ребенка (детей);
свидетельство о регистрации по месту жительства;
свидетельство о регистрации по месту пребывания (при наличии регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у заявителя и (или) другого родителя, а также у ребенка и (или) детей);
вступившее в законную силу решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории Ставропольского края родителей и (или) несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося в период с 01.01.2013 по 31.12.2019, или на дату рождения в семье третьего и последующего ребенка, родившихся начиная с 01.01.2020;
адресная справка (при отсутствии свидетельства о регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края ребенка, не достигшего 14-летнего возраста), выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, подтверждающая факт постоянного проживания на территории Ставропольского края ребенка (несовершеннолетних детей) на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося в период с 01.01.2013 по 31.12.2019, или на дату рождения в семье третьего и последующего ребенка, родившихся начиная с 01.01.2020;
паспорт заявителя и другого родителя с отметкой, предусмотренной абзацем вторым пункта 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (далее - Положение о паспорта);
паспорт несовершеннолетнего ребенка (детей), достигшего (достигших) 14-летнего возраста, с отметкой, предусмотренной абзацем вторым пункта 5 Положения о паспорте.
Обращаясь с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, Батдыева О.С. представила копию своего паспорта и паспорт своего супруга Батдыева Ч.М, из которых усматривается наличие отметки об их регистрации на территории Ставропольского края.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, доводы административного ответчика о том, что при обращении за назначением ежемесячной денежной выплаты Батдыевой О.С. необходимо было представить оригинал паспорта Батдыева Ч.М. несостоятельны, с чем соглашается судебная коллегия, поскольку при обращении для назначения и выплаты, являющей предметом спора по настоящему делу, достаточно в силу пункта 2 постановления губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571, предоставить паспорт родителя, обратившегося с заявлением, что имело место по настоящему делу.
С учетом фактических обстоятельств дела и положений действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, у суда апелляционной инстанции имелись процессуальные законные основания для отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового решения об удовлетворении требований в части, поскольку оспариваемый отказ не соответствовал требованиям действующего законодательства по приведенным в нем доводам, нарушил права и законные интересы административного истца, гарантированные ей Указом Президента Российской Федерации и Конституцией Российской Федерации, в виде получения положенной ей социальной гарантии.
В связи с этим судом апелляционной инстанции обосновано возложена на административного ответчика обязанность по повторному рассмотрению заявления административного истца, что соответствует требованиям пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исполнение данной обязанности подлежит с учетом выводов, приведенных в судебном акте суда апелляционной инстанции и настоящего кассационного определения.
Указание в кассационной жалобе на последующее неисполнение комитетом апелляционного определения по тем же основаниям, что являлись предметом рассмотрения по делу и приведены в оспариваемом отказе, - является неправомерным, поскольку такие основания отказа признаны судебным актом незаконными, а в силу статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Повторное рассмотрение заявления административного истца с повторным отказом по тем же основаниям, что являлось предметом рассмотрения по настоящему делу, будет направлено, по сути, на намеренное неисполнение решения суда, о чем руководителем комитета фактически заявляется в кассационной жалобе.
Тогда как комитет является органом исполнительной власти Российской Федерации, основными целями и задачами которого, в том числе является предоставление отдельным категориям граждан дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных муниципальными правовыми актами города Ставрополя (подпункт 4 пункта 1 статьи 2 Положения о комитете труда и социальной защиты населения администрации города Ставрополя согласно приложению, утв. решением Ставропольской городской Думы от 28.12.2009 N 152), при этом именно руководитель комитета несет ответственность за несвоевременное и некачественное выполнение комитетом своих функций (пункт 2 статьи 5 Положения).
Оценка доводам кассационной жалобы руководителя комитета о бессмысленности для исполнения судебного акта судом апелляционной инстанции не дается, поскольку содержит недопустимое отношение к судебному акту и суду, его постановившему.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности обжалуемого судебного акт, поскольку судом апелляционной инстанции дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При принятии решения судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судом, отсутствуют, оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14.03.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14.06.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.