Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мининой М. А. на решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 8 февраля 2023 г. по административному делу N 2а-1194/2022 по административному исковому заявлению Мининой М. А. к войсковой части 5592 Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации об оспаривании решения жилищной комиссии и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, выслушав объяснения представителя войсковой части "адрес" войск национальной гвардии Российской Федерации Бондаренко Т.И, возражавшей против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Минина М.А. обратилась в суд с административным иском к войсковой части 5592 Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации об оспаривании решения жилищной комиссии и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указала на то, что она, как вдова погибшего военнослужащего Казакевича В.А, признана нуждающейся в жилом помещении с составом семьи, на дату смерти мужа, из 4 человек: она, муж и двое детей, указывает, что при расчете жилищной субсидии незаконно уменьшена норма площади жилого помещения на N кв.м, так как учтена площадь принадлежащей на праве собственности ее матери Бородаевой Г.А. "адрес", а также то, что на дополнительную жилую площадь в размере N кв.м при расчете субсидии имеет право и ее сын, который является инвалидом детства и страдает тяжелым психическим заболеванием.
Решением Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 8 февраля 2023 г, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 28 апреля 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 11 мая 2023 г, Минина М.А. просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права, указывая на то, что на момент принятия оспариваемого решения жилищной комиссии супруг, она и дети не имели в собственности жилое помещение, а также жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма; судами не учтено, что членом семьи Бородаевой Г.А. она не являлась, факт родства не подтвержден, после отчуждения квартиры, расположенной по адресу: "адрес" Бородаевой Г.А, право проживания не сохраняла, в период с мая 2012 г. по май 2020 г. проживала в иных жилых помещениях; не принято во внимание право ее сына-инвалида на дополнительную жилую площадь.
Относительно доводов жалобы войсковая часть 5592 Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации поданы письменные возражения, в которых административный истец, соглашаясь с судебными актами также указывает на перечисление административному истцу субсидии из расчета увеличенной стоимости 1 кв.м во втором полугодии 2022 г, в размере N руб.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, выслушав объяснения представителя войсковой части 5592 Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации Бондаренко Т.И, возражавшей против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Казакевич В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 24 апреля 2000 г. по 22 апреля 2021 г. проходил военную службу в войсковой части 5592 и исключен из списков личного состава воинской части 22 апреля 2021 г. в связи со смертью. Выслуга лет по состоянию на дату исключения составила: в календарном исчислении составила 23 года 00 месяцев 19 дней; на дату смерти имел состав семьи: супруга Минина М.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Казакевич Ю.В. (Минин Ю.А.) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид 1 группы, сын Казакевич С.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
16 марта 2022 г. Минина М.А. обратилась в жилищную комиссию войсковой части 5592 с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, составом семьи из четырех человек: умерший супруг, она и 2 сына, местом реализации права на жилье избран г. Севастополь.
По результатам рассмотрения заявления Мининой М.А. решением жилищной комиссии войсковой части от 26 апреля 2022 г. N 7 Минина М.А. признана нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 4 человека путем получения жилищной субсидии во внеочередном порядке с реализацией права на жилье в г. Севастополь, при этом норматив общей площади жилого помещения уменьшен на N кв.м (площадь жилого помещения по адресу: "адрес" и предполагаемая расчетная сумма жилищной субсидии, положенная к выплате заявителю на состав семьи из 4 человек рассчитана в размере N руб. (72-46, 3)х69 261х2, 75.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения, закрепленные в пункте 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Правилах расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, в пункте 4 статьи 1152, пункте 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь разъяснениями, данными в пунктах 34, 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения.
При этом суд исходил из того, что при расчете суммы субсидии жилищная комиссия войсковой части 5592 учла, что Мининой М.А. ДД.ММ.ГГГГ была передана своей матери Бородаевой Г.А. безвозмездно по договору дарения, зарегистрированному в установленном законом порядке, принадлежавшая ей на праве собственности однокомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м (л.д.65); по состоянию на дату смерти Казакевича В.А. в указанной квартире проживали и были зарегистрированы сама Минина М.А. - с 1 ноября 1985 г, муж Казакевич В.А. - с 23 сентября 2005 г, сын Казакевич Ю.В. (Минин Ю.А.) - с 7 сентября 2012 г.; сын Казакевич С.В. - с 18 ноября 2015 г.; со дня смерти матери Бородаевой Г.А. с 2012 г. является наследником первой очереди, владеет квартирой, расположенной по адресу: "адрес" Относительно доводов о необходимости учета прав сына-инвалида заявителя на дополнительную площадь "данные изъяты" кв.м, суд указал, что в соответствии с перечнем заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденным приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 г. N 991н, заболевание с индексом "данные изъяты", которое имеет сын Мининой М.А, перечнем не предусмотрено.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу об обоснованности решения жилищной комиссии войсковой части N 5592 об уменьшении общей площади жилого помещения при расчете субсидии на N кв.м и отсутствии оснований для учета дополнительной площади N кв.м, в связи с наличием заболевания у сына заявителя, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим-гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства.
Военнослужащие-граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с указанным федеральным законом.
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет (часть 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 16 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ при предоставлении жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Пунктом 4 названных Правил установлен исчерпывающий перечень случаев, когда норматив общей площади жилого помещения, устанавливаемый для расчета субсидии, уменьшается: на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности; на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения; на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение пяти лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
По смыслу приведенной нормы уменьшение устанавливаемого для расчета субсидии норматива общей площади жилого помещения допускается на общую площадь жилых помещений, которые на момент такого расчета принадлежат на праве собственности военнослужащему и (или) членам его семьи или находятся в пользовании названных лиц по договору социального найма. Относительно жилых помещений, в отношении которых совершены действия и гражданско-правовые сделки, повлекшие предусмотренные в пункте 4 приведенных Правил последствия, то они учитываются в течение пяти лет со дня совершения.
Как следует из материалов дела, на момент принятия оспариваемого решения Минина М.А. подарила свою квартиру по адресу: "адрес" еще в 2011 году Бородаевой Г.А, то есть более чем за 11 лет до признания ее нуждающимся в жилом помещении, таким образом, эти обстоятельства не учитывались судами при оценке правильности расчета субсидии.
Вместе с тем, суды первой и апелляционной инстанции, не соглашаясь с доводом административного истца о необоснованном учете вышеуказанной квартиры при расчете положенной ее семье субсидии, правильно исходили из достоверно установленных обстоятельств того, что мать административного истца Бородаева Г.А. - собственник квартиры, умерла в 2012 г. после ее смерти в квартире проживает фактически принявшая наследство Минина М.А, зарегистрированная по месту жительства с 1 ноября 1985 г, со своими детьми.
Наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента, если такая регистрация предусмотрена законом (статья 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании").
С учетом изложенного судебная коллегия полагает данный вывод судебных инстанций верным, соответствующим закону, вышеуказанным разъяснениям их применения, а также подтвержденным материалами дела.
В этой связи изложенные в кассационной жалобе доводы об отсутствии зарегистрированных на праве собственности у нее и ее детей жилых помещений, а также, занимаемых по договорам социального найма, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Ссылка в жалобе Мининой М.А. на отсутствие подтверждения факта ее родства с Бородаевой Г.А. несостоятельна, поскольку этот факт подтвержден материалами дела, в том числе автобиографиями Казакевича В.А. от 9 декабря 2015 г, 26 января 2021 г, в которых им указывались сведения о родственниках жены, где матерью указана Бородаева (Овчаренко) Г.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ Эти обстоятельства административным истцом, принимавшим участие в судебном заседании суда первой инстанции, дававшей суду пояснения и участвовавшей при исследовании доказательств, не оспаривались, доказательства обратного суду не было представлено.
Утверждение Мининой М.А. о том, что после отчуждения Бородаевой Г.А. квартиры, расположенной по адресу: "адрес" право проживания она не сохраняла, в период с мая 2012 г. по май 2020 г. проживала в иных жилых помещениях не подтверждено какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами, напротив факт проживания семьи Мининой М.А. подтверждено представленными в материалы дела выписками копии лицевого счета N 1114, выданными ООО "ЦОУ" 2 февраля, ДД.ММ.ГГГГ, в которых указаны в качестве зарегистрированных и проживающих Минина М.А. и ее дети (л.д. 63, 127-128), а также актом обследования условий жизни Казакевича В.А, проживающего совместно с Мининой М.А. в указанной квартире, выразившего желание стать опекуном несовершеннолетнего недееспособного Минина Ю.А, составленного 7 мая 2019 г. УСЗН по Моздокскому району.
Доводы кассационной жалобы, в том числе указание на то, что оспариваемое решение принято без учета право ее сына-инвалида на дополнительную жилую площадь, были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 8 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мининой М. А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 июня 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.