Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Байрамуковой С.Б. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 2 ноября 2022 г.
по административному делу по административному иску Байрамуковой С.Б. к Администрации Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным в части постановления от 23 декабря 2021 г, возложении обязанности включить в список молодых семей - претендентов на получение выплаты в 2022 г.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав Байрамукову С.Б, поддержавшую доводы кассационный жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Байрамукова С.Б. обратилась в суд с административным иском к Администрации Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным в части постановления от 23 декабря 2021 г, возложении обязанности включить в список молодых семей - претендентов на получение выплаты в 2022 г.
В обоснование требований указано, что семья Байрамуковой С.Б. в составе пяти человек (она, супруг и трое детей) состояла в очереди в списке молодых семей-участников муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в Усть-Джегутинском муниципальном районе" с 28 августа 2013 г..В первую очередь в списки включаются молодые семьи-участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, имеющие трех и более детей, в том же хронологическом порядке, в котором ими были поданы документы в орган местного самоуправления для участия в подпрограмме. Постановлением от 16 сентября 2013 г..N 950 ее семья признана участницей названной Программы, а постановлением от 25 декабря 2014 г..N 410 в составе четырех человек включена в общую очередь как молодая семья. На момент формирования списков по состоянию на 1 июня и 1 сентября 2019 г..ее семья уже была многодетной, так как 22 декабря 2018 г..родился третий ребенок, в связи с чем она должна была попасть в первоочередной в список молодых семей - участников программы. Согласно письму административного ответчика от 15 марта 2021 г..N 156/8 ее семья состояла в очереди под номером 108. Согласно письму административного ответчика от 27 сентября 2021 г..N 890/8, ее семья состояла в очереди под порядковым номером 15. 22 марта 2021 г..она обратилась к ответчику с заявлением о включении семьи во внеочередной список молодых семей-участников программы на 2021 г, претендующих на получение социальной выплаты, а также о выдаче выписки из списка молодых семей-участников программы на 2021 год. Постановлением Администрации Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 6 декабря 2021 г..семья Байрамуковой С.Б. была исключена из списков в связи с достижением предельного возраста участников.
Байрамукова С.Б. полагала, что тем самым нарушены ее права, т.к. отсутствие должного софинансирования в течение 8 лет, пока семья состояла в очереди, не должно каким-либо образом ущемлять права семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.
Уточнив требования, Байрамукова С.Б. просила:
- признать незаконным и отменить постановление администрации Усть-Джегутинского муниципального района от 23 декабря 2021 г. в части исключения молодой семьи в составе 5 человек Байрамуковой С.Б, Байрамукова А.М, Байрамуковой К.А, Байрамукова И.А, Байрамукова А.А. из списка молодых семей-участников программы;
- восстановить семью в составе 4 человек в лице Байрамуковой С.Б, Байрамуковой К.А, Байрамукова И.А, Байрамукова А.А. в списке участников муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей Усть-Джегутинского муниципального района", признав участницей Программы "Обеспечение жильем молодых семей Усть-Джегутинского муниципального района";
- обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района включить ее семью в составе 4 человек в список молодых семей - претендентов на получение выплаты в 2022 г. и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты в установленном законом порядке.
Решением Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 12 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 2 ноября 2022 г, в удовлетворении требований Байрамуковой С.Б. отказано.
В кассационной жалобе Байрамуковой С.Б, поданной 2 мая 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 11 мая 2023 г, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 2 ноября 2022 г, как не соответствующего нормам материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Байрамукова С.Б. и Байрамуков А.М. состояли в зарегистрированном браке с 29 ноября 2004 г. по 3 июня 2022 г, в 2012, 2014 и 2018 годах в семье родились дети.
Постановлением администрации Усть-Джегутинского муниципального района от 16 сентября 2013 г. N 950 семья Байрамуковой С.Б. в составе 3 человек признана участницей программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" с присвоением номера 542.
Протоколом заседания жилищной комиссии при администрации Усть-Джегутинского городского поселения от 25 декабря 2014 г. семья Байрамуковой С.Б. в составе 4 человек включена в общую очередь как молодая семья. Данный протокол утвержден постановлением администрации Усть-Джегутинского городского поселения 25 декабря 2014 г. N 410.
Постановлением администрации Усть-Джегутинского муниципального района от 29 января 2015 г. N 84 в состав семьи участницы программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" Байрамуковой С.Б. включен новорожденный ребенок Байрамуков И.А, 2014 г.р.
Протоколом заседания жилищной комиссии при администрации Усть-Джегутинского городского поселения от 29 марта 2019 г. семья Байрамуковой С.Б. в составе 5 человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Данный протокол утвержден постановлением администрации Усть-Джегутинского городского поселения 1 апреля 2019 г. N59.
Согласно письму администрации Усть-Джегутинского муниципального района от 15 марта 2021 г. N156/8, семья Байрамуковой С.Б. в составе 5 человек является участницей программы "Обеспечение жильем молодых семей Усть-Джегутинского муниципального района" и состоит под порядковым номером 108.
Байрамуков А.М, 1983 года рождения, достиг возраста 35 лет 19 октября 2018 г, Байрамукова С.Б, 1985 года рождения, достигла возраста 35 лет 4 января 2020 г.
Письмом Администрации Усть-Джегутинского муниципального района от 27 сентября 2021 г. N890/8 на заявление Байрамуковой С.Б. сообщено, что ее семья в составе 5 человек с 28 августа 2013 г. является участницей программы "Обеспечение жильем молодых семей Усть-Джегутинского муниципального района" и состоит под номером 15. В связи с тем, что возраст заявителя и ее супруга Байрамукова А.М. на момент формирования списков молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году превышает возраст участия в Программе, данная семья подлежит исключению из списка молодых семей-участников Программы.
Постановлением Администрации Усть-Джегутинского района от 6 декабря 2021 г. N 737 из числа участников программы "Обеспечение жильем молодых семей Усть-Джегутинского муниципального района на 2021-2023 годы исключена семья Байрамукова А.М. в составе 5 человек, о чем сообщено в письме, которое получено Байрамуковой С.Б. 23 декабря 2021 г.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, установив соблюдение правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, пришел к выводам о том, что супруги Байрамуковы достигли предельного возраста участия в программе, в связи с чем утратили право на участие в ней, поскольку лица, претендующие на получение выплаты должны отвечать требованию к возрасту участников не только на момент признания их участниками программы, но и до дня утверждения списка претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.
Суд апелляционной инстанции с выводом суда первой инстанции согласился, так как правом на получение социальной выплаты в 2021-2023 годах обладают молодые семьи, которые в установленном законом порядке утверждены в списках претендентов на получение социальной выплаты.
Судебная коллегия не находит предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В целях выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 декабря 2010 г. N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотрело специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию: возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (подпункт "а" пункта 6 Правил). Такое регулирование, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определения от 27 мая 2010 г. N 738-О-О и от 15 января 2015 г. N 3-О).
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 г. N 34 утверждена государственная программа "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2019-2023 г.г.", в которую вошла Подпрограмма 4 "Обеспечение жильем молодых семей", приняты Правила, устанавливающие порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 4 вышеназванных Правил, выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного Министерством списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Согласно пункту 6.1 Правил, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей, что предусмотрено пунктом 25 Правил.
При этом, установив факт превышения супругами 35-летнего возраста (Байрамукова С.Б, 1985 года рождения, достигла возраста 35 лет 4 января 2020 г, Байрамуков А.М. достиг возраста 35 лет 19 октября 2018 г.), суды пришли к выводу, что семья Байрамуковых перестала отвечать требованиям, предъявляемым к молодым семьям, которые вправе участвовать в данной подпрограмме, и, соответственно, утратила право на участие в ней.
Кроме того, судом апелляционной инстанции проверены доводы административного истца о порядке формирования очередности и распределения финансирования в соответствии с Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 г. N 34, согласно которому ежегодно после доведения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету Карачаево-Черкесской Республики на планируемый (текущий) год, до Министерства, Министерство молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Карачаево-Черкесской Республики и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование подпрограммы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по форме, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Установлено, что в соответствии с соглашением от 31 мая 2017 г, заключенным между Карачаево-Черкесским Республиканским казенным предприятием "Дирекция капитального строительства" и администрацией Усть-Джегутинского муниципального района с июня 2017 года по ноябрь-декабрь 2019 года функции по реализации подпрограммы были переданы в Дирекцию капитального строительства. Таким образом, с июня 2017 г. названная Дирекция как уполномоченное лицо стала осуществлять прием документов для участия в подпрограмме; проверять сведения, содержащиеся в представленных ей документах; ежегодно формировать списки молодых семей-участников подпрограммы; формировать до 1 сентября года, предшествующего планируемому, список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Судом апелляционной инстанции также мотивированно отклонены доводы Байрамуковой С.Б. о нарушении ее прав в связи с тем, что с момента рождения в 2018 г. третьего ребенка у семьи как многодетной возникло право на первоочередное включение в список на получение социальной выплаты, что не было сделано административным ответчиком, поскольку после сообщения Байрамуковой С.Б. в Администрацию Усть-Джегутинского городского поселения о рождении третьего ребенка постановлением администрации Усть-Джегутинского городского поселения 1 апреля 2019 г. N 59 семья в составе 5 человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, тем самым состав семьи заявителя был учтен административными ответчиками. Вместе с тем, доказательств обращения Байрамуковой С.Б. в Дирекцию капитального строительства с документами, подтверждающими то, что ее семья стала многодетной, в период с 22 декабря 2018 г. по ноябрь-декабрь 2019 года в материалах дела нет, тем самым судам не представлено доказательств нарушения Дирекцией капитального строительства права административного истца на первоочередное включение в списки молодых семей - участников подпрограммы. Более того, исходя из заявленных требований о включении семьи в список молодых семей - претендентов на получение выплаты в 2022 году и выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, судам обоснованно указано, что Байрамукова С.Б, достигнув возраста 35 лет 4 января 2020 г, после достижения ею 36 лет участвовать в подпрограмме не могла.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства, подлежащие выяснению для правильного разрешения возникшего спора, судами первой и апелляционной инстанции установлены в полном объеме, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, подтвержденным представленными доказательствами, им дана правильная правовая оценка.
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением супругов или одним родителем в неполной семье предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
Доводы жалобы о том, что на момент формирования списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты возраст ни одного из супругов не превышал 35 лет, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании подпункта "а" пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050), который устанавливает возрастные ограничения в отношении каждого из супругов на момент принятия решения о включении молодой семьи - участницы программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Ссылка заявителя на то, что семья Байрамуковых была введена в заблуждение, поскольку не исключалась из числа участников подпрограммы непосредственно после достижения предельного возраста, подлежит отклонению, поскольку письмом Администрации Усть-Джегутинского муниципального района от 27 сентября 2021 г. N 890/8 было сообщено, что данная семья подлежит исключению из списка молодых семей-участников в связи с тем, что возраст супругов Байрамуковых на момент формирования списков молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году превышает возраст участия в программе.
Доводы жалобы о нарушении прав заявителя в связи с недостаточным финансированием указанной программы со стороны административного ответчика на подведомственной территории не влекут отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, поскольку выделение финансирования на указанные цели и их объемы охватываются пределами самостоятельного решения вопросов регионального и местного значения уполномоченными органами и в принудительном судебном порядке не могут быть изменены.
Утверждение заявителя о том, что в ходе прокурорской проверки указано на незначительное продвижение очередников, что свидетельствует о недостаточном финансировании данной программы, не является основанием для отмены либо изменения судебных актов, поскольку из ответа Усть-Джегутинской межрайонной прокуратуры следует, что оснований для применения мер прокурорского реагирования не имеется, нарушений федерального и регионального законодательства не выявлено, фактов нарушения хронологического порядка формирования списка участников программы не установлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При таком положении основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 2 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Байрамуковой С.Б. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.