Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Быкова В.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 2 марта 2023 г.
по административному делу по административному иску Быкова В.В. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Головейко Н.С, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Быков В.В. обратился в суд с административным иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, в котором просил признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке, согласованию и утверждению инвестиционной программы по созданию и реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения (включая уличный водопровод и водоотведение) в кадастровом квартале N, расположенном в "адрес" Ставропольского края; возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обязанность в срок до 31 декабря 2022 г. разработать, согласовать и утвердить инвестиционную программу по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения (включая уличный водопровод и водоотведение) в кадастровом квартале N, расположенном в "адрес".
В обоснование требований указано, что вступившим в законную силу решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 23 апреля 2019 г..на Яснополянский сельсовет Предгорного района Ставропольского края возложена обязанность разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале N, расположенном в п. Ясная Поляна Предгорного района Ставропольского края. В 2019 г..в рамках исполнения решения суда вопрос по водоотведению не вошел в программу в связи с отсутствием источника финансирования. В связи с упразднением Яснополянского сельсовета состоялась его замена на правопреемника в рамках исполнительного производства Предгорный муниципальный округ. Определением того же суда от 24 декабря 2021 г..решение суда разъяснено, что предполагает выполнение обязанности Предгорного муниципального округа Ставропольского края по разработке и утверждению технического задания на разработку инвестиционной программы по созданию и (или) реконструкции центральных сетей водоснабжения и водоотведения. Письмом Предгорного муниципального округа Ставропольского края от 20 сентября 2022 г..сообщено о разработке технического задания на корректировку Инвестиционной программы ГУП "Ставрополькрайводоканал" в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2020-20208 годы. В то же время вопрос о принятии решения о внесении изменений в инвестиционную программу находится за пределами полномочий Предгорного муниципального округа.
Согласно Закону Ставропольского края от 20 декабря 2018 г..N 113-кз "О перераспределении полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края" Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края является уполномоченным лицом по разработке, согласованию и утверждению инвестиционной программы, что до настоящего времени не сделано в отношении централизованных систем водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале N, тем самым нарушаются права административного истца на благоприятную среду и водопользование.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 24 октября 2023 г, требования Быкова В.В. удовлетворены в полном объеме, бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по разработке, согласованию и утверждению инвестиционной программы по созданию и реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения (включая уличный водопровод и водоотведение) в кадастровом квартале N признано незаконным; на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края возложена обязанность в срок до 31 декабря 2022 г. разработать, согласовать и утвердить инвестиционную программу по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения (включая уличный водопровод и водоотведение) в кадастровом квартале N, расположенном в п. Ясная Поляна Предгорного района Ставропольского края.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 2 марта 2023 г. решение суда отменено, по делу вынесено новое решение, которым административный иск Быкова В.В. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе Быкова В.В, поданной 24 апреля 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 12 мая 2023 г, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 2 марта 2023 г, как не соответствующего нормам материального и процессуального права, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В возражении на кассационную жалобу Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Как установлено судами, Быков В.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", а также собственником жилого дома с кадастровым номером N, площадью 202, 2 кв.м на указанном земельном участке.
Решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 23 апреля 2019 г. по административному делу N 2а-581/2019 удовлетворены исковые требования Быкова (Полякова) В.В. к администрации Яснополянского сельсовета Предгорного района Ставропольского края о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности совершить действия по устранению допущенных нарушений. Указанным решением суда признано незаконным бездействие муниципального образования Яснополянский сельсовет Предгорного района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению технического задания на разработку инвестиционной программы по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале N, на муниципальное образование Яснополянский сельсовет Предгорного района Ставропольского края возложена обязанность разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале N; а также признано незаконным бездействие муниципального образования Яснополянский сельсовет Предгорного района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по разработке, согласованию и утверждению инвестиционной программы по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале N, на муниципальное образование Яснополянский сельсовет Предгорного района Ставропольского края возложена обязанность разработать, согласовать и утвердить инвестиционную программу по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале N
Данное решение вступило в законную силу 23 июля 2019 г.
В 2019 году в рамках исполнения указанного выше решения администрация Яснополянского сельсовета отчиталась об исполнении решения суда в полном объеме, указав, что в инвестиционную программу ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" включены мероприятия по строительству подводящего водопровода, который позволит обеспечить водой кадастровый квартал N. Однако вопрос по водоотведению, т.е. строительству канализации, не вошел в программу в связи с отсутствием источника финансирования.
Определением Предгорного районного суда Ставропольского края от 22 июля 2021 г. в связи с упразднением Яснополянского сельсовета и образованием Предгорного муниципального округа в рамках исполнительного производства произведена замена Яснополянского сельсовета на правопреемника Предгорный муниципальный округ.
Административный истец Быков (Поляков) В.В. обратился в суд за разъяснением решения суда.
Определением Предгорного районного суда от 24 декабря 2021 г. разъяснено решение от 23 апреля 2019 г. о том, что выполнение Предгорным муниципальным округом Ставропольского края обязанности по разработке и утверждению технического задания на разработку инвестиционной программы по созданию и (или) реконструкции центральных сетей водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале N предполагает включение в техническое задание и инвестиционную программу мероприятий по строительству и (или) реконструкции разводящего (уличного) водопровода и водоотведения в кадастровом квартале N.
Судом установлено, что администрацией Предгорного муниципального округа был разработан график исполнения решения Предгорного районного суда Ставропольского края от 23 апреля 2019 г. по делу N 2а-581/2019.
В соответствии с данным графиком в срок до 1 марта 2022 г. органу местного самоуправления необходимо было разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале N (включая разводящий (уличный) водопровод и водоотведение), а в срок до 1 мая 2022 г. - разработать, согласовать и утвердить инвестиционную программу по указанным мероприятиям.
Из предоставленной в материалы дела переписки следует, что администрацией Предгорного муниципального округа в рамках исполнения решения суда от 23 апреля 2019 г. в соответствии с графиком разработано техническое задание на корректировку инвестиционной программы ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Предгорного муниципального округа Ставропольского края на 2020-2028 годы, которое утверждено министром ЖКХ Ставропольского края.
В ответе на обращение административного истца от 22 апреля 2022 г. 4517/09 заместителем министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края указано, что выполнение мероприятий по строительству сетей водоснабжения по "адрес", Казачья, Войсковая и Братская в "адрес" возможно в рамках инвестиционной программы ГУП СК "Ставрополькрайводоканал". В связи с этим в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" Администрацией Предгорного муниципального округа было разработано техническое задание на корректировку инвестиционной программы ГУП СК "Ставрополькрайводоканал".
Данное техническое задание утверждено Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и направлено в адрес ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" для формирования проекта корректировки инвестиционной программы.
Удовлетворяя административные исковые требования Быкова В.В, суд первой инстанции указал, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края бездействует по вопросу разработки, согласования и утверждения инвестиционной программы по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения, включая уличный водопровод и водоотведение в кадастровом квартале N, расположенном п. Ясная Поляна, и данное бездействие нарушает права Быкова В.В. на безопасную и благоприятную среду, право на получение воды и водоотведение.
С такими выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, признав их основанными на неверной оценке юридически значимых обстоятельств дела и на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Признавая незаконным бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по разработке, согласованию и утверждению инвестиционной программы по созданию и реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения (включая уличный водопровод и водоотведение) в кадастровом квартале N, суд первой инстанции в нарушение требований закона не проверил, наделен ли административный ответчик - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края полномочиями на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия.
Разрешая возникший по данному делу спор, суд не принял во внимание, что в ответе на обращение Быкова В.В. от 11 августа 2022 г. (исх. N 4517/09) указано, что в инвестиционную программу ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2020-2023 годы включено мероприятие: строительство водопроводных сетей в п. Ясная Поляна, выполнена разработка проектно-сметной документации. Ведутся подготовительные работы для направления в адрес АУ СК "Государственная экспертиза в сфере строительства". После прохождения государственной экспертизы министерством ЖКХ Ставропольского края будет проработан вопрос выполнения строительно-монтажных работ.
Однако, из содержания ответа на обращение административного истца, подписанного заместителем главного инженера ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" Маркграф С.И, следует, что для реализации мероприятия "Строительство водопроводных сетей в п. Ясная Поляна", которое включено в инвестиционную программу ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, необходимо провести мероприятия, обеспечивающие увеличение резерва мощности системы холодного водоснабжения. К таким мероприятиям относится "реконструкция комплекса Кубанских очистных сооружений водоснабжения и Кубанского районного водопровода". Данное мероприятие реализовывается в рамках Инвестиционной программы ГУП СК "Ставрополькрайводоканал". С учетом масштабности выполнения данных мероприятий срок их реализации предполагается увеличить до конца действия программы (2025 год). Мероприятия по строительству подводящей водопроводной сети в пос. Ясная Поляна будет выполнено после создания необходимого резерва мощности централизованной системы холодного водоснабжения.
В связи с чем решение суда отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска. Судом второй инстанции при этом отклонены доводы о необходимости привлечения к участию в деле ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" и РТК Ставропольского края, так как административные исковые требования предъявлены к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и предметом судебной проверки является вопрос о наличии или отсутствии в действиях и поведении данного ответчика признаков незаконного бездействия по вопросу, отнесенному к его компетенции.
Судебная коллегия полагает об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Таким образом, исходя из содержания указанной нормы, решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет наряду с другими вопросами, указанными в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (подпункт "а" пункта 3, пункт 4).
В силу статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под инвестиционной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
На основании статьи 40 Федерального закона инвестиционная программа должна содержать: плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы; расчет эффективности инвестирования средств; предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; иные сведения (часть 3).
Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, а также критерии принятия решения о согласовании и утверждении инвестиционной программы и порядок рассмотрения разногласий по вопросам согласования и утверждения инвестиционной программы устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 11).
Во исполнение данной обязанности Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641 утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведения, пунктом 2 которых предусмотрено, что проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).
Требования к содержанию инвестиционной программы изложены в разделе III названных Правил.
Пунктами 12, 13 Правил установлено, что в случае, если утверждение инвестиционных программ осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, регулируемая организация направляет проект разработанной инвестиционной программы на согласование в орган (органы) местного самоуправления поселения (городского округа), на территории которого (которых) осуществляются мероприятия инвестиционной программы, в части мероприятий, обеспечивающих водоснабжение и (или) водоотведение абонентов на территории муниципального образования, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (за исключением случаев, когда инвестиционная программа утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых входит установление регулируемых цен (тарифов).
Орган местного самоуправления поселения (городского округа) и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны рассмотреть проект инвестиционной программы и уведомить о согласовании или об отказе в согласовании регулируемую организацию в течение 30 дней со дня представления проекта инвестиционной программы на согласование. Орган местного самоуправления рассматривает проект инвестиционной программы, разработанный в соответствии с концессионным соглашением, на предмет его соответствия предусмотренным концессионным соглашением мероприятиям, соответствия показателей надежности, качества и энергоэффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения плановым значениям таких показателей, установленным концессионным соглашением, соответствия условий финансирования инвестиционной программы долгосрочным параметрам регулирования деятельности концессионера, установленным концессионным соглашением.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов проводит оценку доступности тарифов регулируемой организации для потребителей путем сравнения прогнозного темпа роста платы граждан за коммунальные услуги, обусловленного учетом при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения расходов на реализацию инвестиционной программы регулируемой организации, с ограничениями платы граждан за коммунальные услуги, установленными в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 17 Правил уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривает проект инвестиционной программы и протокол разногласий к проекту инвестиционной программы (при его наличии) в течение 30 дней со дня получения. По результатам рассмотрения уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение об утверждении инвестиционной программы или о необходимости ее доработки с указанием причин отказа в утверждении инвестиционной программы.
Правила предусматривают также возможность корректировки инвестиционной программы, которая осуществляется в правовом режиме, предусмотренном пунктом 34 Правил.
В соответствии с абзацем 3 пункта 34 Правил корректировка инвестиционной программы осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 12 - 26 настоящих Правил. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления обязан принять решение об утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу, или об отказе в утверждении соответствующих изменений в срок до 20 ноября года, в котором проект корректировки инвестиционной программы был направлен в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления.
Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 г. N 545-п, установлено, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края, обеспечивающим проведение на территории Ставропольского края государственной политики и осуществляющим управление, нормативно-правовое регулирование в области жилищно-коммунального хозяйства, региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, спасения людей на водных объектах, отнесенные к ведению органов исполнительной власти Ставропольского края (в части полномочий, не переданных Правительством Ставропольского края Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии со статьей 26 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии с указанным нормативным правовым актом Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края контролирует выполнение инвестиционных программ организаций, осуществляющих на территории Ставропольского края горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в том числе достижение в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности (подпункт 3 пункта 10.5.); осуществляет согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (подпункт 15.4 пункта 10.6).
Таким образом, приведенные положения действующего законодательства возлагают на административного ответчика обязанность по утверждению и согласованию инвестиционной программы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с положениями пункта 8 статьи 2, части 5 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641, Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, мероприятия по созданию водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них, и мероприятия по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов этих систем, должны учитываться в инвестиционной программе организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункту 10 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение источником финансирования мероприятий инвестиционной программы является в числе прочего также и плата за подключение (технологическое присоединение).
В силу части 7 статьи 18 названного Федерального закона, пункта 101 Правил холодного водоснабжения и водоотведения при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства должна обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением) при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.
В соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 19 декабря 2011 г. N 495-п (ред. от 29 ноября 2021 г.) "Об утверждении Положения о региональной тарифной комиссии Ставропольского края" Региональная тарифная комиссия Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и региональный государственный контроль (надзор) за их применением хозяйствующими субъектами.
В силу пункта 8.20 названного Положения Региональная тарифная комиссия Ставропольского края проводит оценку доступности тарифов регулируемых организаций для потребителей при согласовании проектов инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 8.20.1. предусмотрено, что Региональная тарифная комиссия Ставропольского края рассматривает проект инвестиционной программы территориальных сетевых организаций в части оценки предложений субъектов электроэнергетики по включению инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации инвестиционной программы, в цены (тарифы), регулируемые комиссией, и оценки соответствия проектов инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, за исключением организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, целевым значениям показателей надежности и качества услуг, установленных комиссией для целей формирования инвестиционных программ таких сетевых организаций.
Удовлетворяя административные исковые требования Быкова В.В, суд не принял во внимание, что обязанность по разработке инвестиционной программы на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края закон не возлагает, поскольку эта обязанность возложена на организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем (регулируемую организацию), в данном случае - на ГУП СК "Ставрополькрайводоканал".
Обязанность по согласованию инвестиционной программы ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", возложенная на административного ответчика вышеприведенным Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 г. N 545-п, исполнена административным ответчиком в установленном законом порядке.
Действующее законодательство предусматривает, что подключение потребителей к системам водоснабжения и (или) водоотведения в индивидуальном порядке представляет собой оплату дорогостоящего оборудования и работ, необходимых для обеспечения увеличения пропускной способности систем водоснабжения и водоотведения (мощности), которые капитализируются и используются организацией водопроводно-канализационного хозяйства для водоснабжения и водоотведения прочих потребителей.
Усложненный механизм реализации инвестиционной программы ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в части строительства водопроводных сетей в п. Ясная Поляна, включающий поэтапное выполнение различных мероприятий, в том числе, направленный на увеличение резерва мощности системы холодного водоснабжения, к которым относится "реконструкция комплекса Кубанских очистных сооружений водоснабжения и Кубанского районного водопровода", ошибочно расценивается административным истцом в качестве незаконного бездействия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, выражающегося в непринятии мер, связанных с разработкой, согласованием и утверждением инвестиционной программы.
Исходя из установленных судами обстоятельств судебная коллегия полагает выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии незаконного бездействия на стороне административного ответчика - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, выразившегося в непринятии мер по разработке, согласованию и утверждению инвестиционной программы по созданию и реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения (включая уличный водопровод и водоотведение) в кадастровом квартале N, расположенном в п. Ясная Поляна, и невозможности возложения на указанное министерство обязанности по устранению каких-либо нарушений ввиду их отсутствия.
Доводы жалобы о том, что незаконное бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края выражается в недостаточном софинансировании мероприятий по созданию и реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения (включая уличный водопровод и водоотведение) в кадастровом квартале N в п. Ясная Поляна, поскольку имеющейся прибыли регулируемой организации ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" недостаточно для обеспечения населения п. Ясная Поляна, в том числе, административного истца, соответствующим уровнем благоустройства и реализации права на водообеспечение, подлежат отклонению, поскольку вопросы финансирования регионального уровня и местного значения осуществляются в соответствии с бюджетным законодательством в ходе бюджетного процесса, в том числе путем принятия нормативных правовых актов, и перераспределения в судебном порядке не допускают.
Обстоятельства, связанные с отказом Региональной тарифной комиссии Ставропольского в утверждении изменений (корректировке) инвестиционной программы, также не являются предметом судебной проверки, поскольку дело подлежит рассмотрению в рамках указанных Быковым В.В. оснований и заявленных к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края требований.
Доводы жалобы о несоответствии действительности выводов суда апелляционной инстанции о согласовании Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края инвестиционной программы, включая создание и реконструкцию централизованных систем водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале N, так как административным ответчиком были выполнены лишь мероприятия по согласованию технического задания, подлежат отклонению, поскольку Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641, предусмотрено утверждение соответствующих проектов инвестиционных программ уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации после согласования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Тем самым какое-либо согласование и утверждение проекта программы административным ответчиком помимо закрепленной процедуры, предусматривающей регулирование тарифов, не допустимо.
Более того, в силу подпункта "в" пункта 17(1) вышеуказанных Правил основаниями для отказа в утверждении проекта инвестиционной программы, является недоступность тарифов регулируемой организации для абонентов, равно как и в силу пункта 13 вышеуказанных Правил основанием для отказа в согласовании проекта инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов является недоступность тарифов регулируемой организации для абонентов.
При таком положении оспариваемый судебный акт является законным и обоснованным, при его принятии нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов первой и второй инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами верно применены нормы материального и процессуального права, что является основанием для оставления кассационной жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 2 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Быкова В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.