Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Климовой В.В.
судей Ивановой Л.В, Минеевой В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации г. Пятигорска к Акобяну Самвелу Кареновичу о сносе самовольно возведенного объекта, по кассационной жалобе Акобян Самвела Кареновича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 07 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Климовой В.В, выслушав объяснения Акобян С.К. и его представителя - Абрамян Р.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрация г. Пятигорска Ставропольского края обратилась в суд с иском к Акобяну С.К. об обязании в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу снести за свой счет самовольно возведенные объекты капитального строительства - хозяйственные строения сложной конфигурации с габаритными размерами в плане около 9 х 17 м. и 24 х 30 м. и высотой около 5-8 м, расположенные по адресу: Ставропольский край, г.Пятигорск, мкр. С/Т "Земляника" (массив 15) 20-й Проезд садовые участки N1, 3, 5; обязании привести указанные земельные участки, с кадастровыми номерами 26:33:310310:434, 26:33:310310:435, 26:33:310310:436 в соответствии с его назначением; в случае невыполнения ответчиком обязанности по сносу объектов, предоставить администрации г. Пятигорска Ставропольского края право самостоятельно снести самовольно возведенные объекты капитального строительства хозяйственные строения сложной конфигурации, с последующим взысканием с ответчика необходимых для этого расходов; возложении обязанности внесения за неисполнение решения суда денежной суммы в размере 100000 руб. в месяц по истечение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 14 октября 2021 года в удовлетворении исковых требований администрации г. Пятигорска Ставропольского края отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 7 апреля 2022 года решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 14 октября 2021 года отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования администрации г. Пятигорска Ставропольского края удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 августа 2022 года апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 7 апреля 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 7 декабря 2022 года решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 14 октября 2021 года в части отказа в удовлетворении исковых требований администрации г. Пятигорска о возложении на ответчика Акобяна С.К. обязанности привести земельные участки в соответствии с их назначением отменено, в указанной части принято по делу новое решение, которым данное исковое требование удовлетворено.
Суд возложил на ответчика Акобяна Самвела Кареновича обязанность привести садовые участки N N 1, 3, 5 с кадастровыми номерами: 26:33:310310:434, 26:33:310310:435 и 26:33:310310:436, расположенные по адресу: г. Пятигорск, мкр С/Т "Земляника" (массив 15) 20-й Проезд, в соответствии с их целевым назначением и видом разрешённого использования.
В остальной части решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 14 октября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Акобян С.К. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 7 декабря 2022 года, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что с 10 апреля 2019 года ответчику Акобяну С.К. принадлежит на праве собственности земельный участок, с кадастровым номером 26:33:310310:434, площадью 510 кв.м, расположенный по адресу: г. Пятигорск, С/Т Земляника (массив 15), 20-й проезд, садовый участок N1, который относится к категории земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, для ведения гражданами садоводства и огородничества (т. 1 л.д. 15-16).
На указанном земельном участке, с кадастровым номером 26:33:310310:434, расположены следующие объекты:
- нежилое помещение - садовый дом, с кадастровым номером 26:33:310310:877, площадью 18, 2 кв.м, (которое 15 декабря 2020 года зарегистрировано на праве собственности за ответчиком Акобяном С.А.) (т. 1 л.д. 102-104), - нежилое помещение с кадастровым номером 26:33:310310:631, площадью 20 кв.м. (т. 1 л.д. 105).
Также на основании договоров аренды, заключённых с администрацией города-курорта Пятигорска, ответчику Акобяну С.К. на праве аренды принадлежат нижеуказанные земельные участки, которые относятся к категории земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для ведения гражданами садоводства и огородничества:
1) земельный участок, с кадастровым номером 26:33:310310:435, площадью 504 кв.м, расположенный по адресу: г. Пятигорск, С/Т Земляника (массив 15), 20-й проезд, садовый участок N 3 (договор аренды N 47/19С от 28 марта 2019 года, дата регистрации права аренды - 04 апреля 2019 года, срок аренды до 05 марта 2068 года) (т. 1 л.д. 45-50).
На указанном участке расположено нежилое помещение - хозпостройка, с кадастровым номером 26:33:310310:651, площадью 8 кв.м, (которое 30 января 2019 года зарегистрировано на праве собственности за ответчиком Акобяном С.А.) (т. 1 л.д. 171-174);
2) земельный участок, с кадастровым номером 26:33:310310:436, площадью 501 кв.м, расположенный по адресу: г. Пятигорск, С/Т Земляника (массив 15), 20-й проезд, садовый участок N 5 (договор аренды N 48/19С от 28 марта 2019 года, дата регистрации права аренды - 04 апреля 2019 года, срок аренды до 05 марта 2068 года) (т. 1 л.д. 28-33).
На указанном участке расположено нежилое помещение - хозпостройка, с кадастровым номером 26:33:310310:652, площадью 10 кв.м, (которое 30 января 2019 года зарегистрировано на праве собственности за ответчиком Акобяном С.А.) (т. 1 л.д. 175-178).
Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Пятигорск (выписка из ПЗЗ) и Правилам землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорск, утверждённым Решением Думы г. Пятигорска от 12 ноября 2014 года N 35-47РД, вышеуказанные земельные участки с кадастровыми номерами 26:33:310310:434 и 26:33:310310:435 расположены в зоне "СХ-2" - ведение садоводства, то есть осуществление гражданами отдыха (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, размещение для собственных нужд садового дома, хозяйственных построек и гаражей (т. 1 л.д. 110-121).
11 февраля 2021 года сотрудниками Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Пятигорска был составлен акт визуального осмотра территории вышеуказанных земельных участков, согласно которому установлены нарушения площади застройки земельного участка с кадастровым номером 26:33:310310:434 (которая составляет около 350 кв.м, при ограничении в 153 кв.м.); несоблюдение минимальных отступов от границ смежных земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений и сооружений; нецелевое использование земельных участков, поскольку они полностью забетонированы и под садоводство и огородничество не используются (т. 1 л.д. 20-21).
24 февраля 2021 года МУ "Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска" была проведена проверка соблюдения ответчиком Акобяном С.К. земельного законодательства в отношении вышеуказанных земельных участков, в результате которой было установлено, что на земельном участке N1 с кадастровым номером 26:33:310310:434 расположены объекты капитального строительства - гараж, строение, возведённое из оцинкованного профнастила (складское помещение, ангар), навес, что не соответствует виду его разрешённого использования (акт N11) (т. 1 л.д. 13-14); на земельном участке N 3 с кадастровым номером 26:33:310310:435 расположены объекты капитального строительства - часть строения из оцинкованного профнастила, ёмкость для цемента, что не соответствует виду его разрешённого использования (акт N 12) (т. 1 л.д. 43-44); на земельном участке N 5 с кадастровым номером 26:33:310310:436 расположены объекты капитального строительства - часть строения из оцинкованного профнастила, складское помещение (ангар), что не соответствует виду его разрешённого использования (акт N 13) (т. 1 л.д. 26-27).
Учитывая результаты проведённой проверки соблюдения земельного законодательства, 26 февраля 2022 года МУ "Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска" направило в адрес Отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Ставропольскому краю информацию о наличии в действиях ответчика Акобяна С.К. признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за использование земельного участка не по целевому назначению для принятия соответствующего решения (т. 1 л.д. 18).
Поскольку в досудебном порядке требования истца администрации г. Пятигорска об устранении выявленных нарушений земельного и градостроительного законодательства были оставлены ответчиком Акобяном С.К. без ответа (т. 1 л.д. 59-60), то истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В период разбирательства по делу в суде первой инстанции по ходатайству стороны ответчика Акобяна С.К. на основании определения Пятигорского городского суда Ставропольского края от 24 июня 2021 года была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Эксперт ЮФО" (т. 1 л.д. 87, 98, 131-133).
Из выводов заключения эксперта N 23/2021 от 27 сентября 2021 года следует, что:
1) строения, расположенные на земельных участках, с кадастровыми номерами 26:33:310310:434, 26:33:310310:435, 26:33:310310:436, по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, мкр с/т Земляника, массив 15, 20-ый проезд, садовые участки NN 1, 3, 5, являются нежилыми зданиями:
- строение с кадастровым номером 26:33:310310-877 - садовый дом;
-строение с размерами по внешнему обмеру 9, 97м * 6, 09 м - гараж (хозяйственная постройка), с пристроенным нежилым зданием (туалет) с размерами по внешнему обмеру 1, 63м * 1, 61 м.;
-остальные строения, расположенные на земельных участках - навесы.
2) Садовый дом, гараж с пристроенным зданием туалета являются объектами капитального строительства.
Навес между вертикальной емкостью и садовым домом, навес между садовым домом и гаражом с пристроенным зданием туалета, а также навес вдоль межевой границы земельного участка, с кадастровым номером 26:33:310310:436, являются некапитальными строениями.
3) Строения, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 26:33:310310:434, 26:33:310310:435, 26:33:310310:436, соответствуют целевому использованию земельных участков, параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилам землепользования и застройки.
4) Земельные участки, с кадастровыми номерами 26:33:310310:434, 26:33:310310:435, 26:33:310310:436 имеют общее ограждение территории, без разделения на отдельные участки.
Общая площадь земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:310310:434, 26:33:310310:435, 26:33:310310:436 составляет 1 515 кв.м.
Поскольку строения, возведённые на смежных земельных участках, возведены без учёта границ земельных участков, то величина коэффициента застройки на объекты экспертизы была определена экспертом исходя из суммарной площади земельных участков и суммарной площади строений, расположенных на данных земельных участках.
Коэффициент плотности застройки Кпз = 583, 9 / 1515 = 0, 38, то есть соответствует нормативным требованиям (т. 1 л.д. 187-239).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, принимая во внимание выводы экспертного заключения, исходил из того, что объекты капитального (садовый дом, гараж) и объект некапитального (навес) строительства возведены на спорных земельных участках в соответствии с их целевым назначением, разрешение на их строительство не требовалось, а также что достоверных доказательств необходимости применения таких исключительных мер в отношении спорных сооружений, как его снос, стороной истца не представлено, в связи с чем пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
В период разбирательства по делу в суде апелляционной инстанции, на основании определения судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27 января 2022 года по делу была назначена комплексная судебная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено экспертам АНО "Северо-Кавказский институт независимых экспертиз и исследований" (т. 2 л.д. 66-71).
Из выводов заключения эксперта N 18-Э/22 от 11 марта 2022 года следует, что (т. 2 л.д. 79-101):
1) на земельном участке с кадастровым номером 26:33:310310:434 имеется гараж, конструктивно прилегающий к нему навес, далее по направлению "часовой стрелки", конструктивно прилегающий садовый домик с пристройкой, далее навес, часть которого расположена также на земельном участке, кадастровый номер 26:33:310310:435.
Гараж является объектом капитального строительства, так как обладает всеми признаками такового, а именно: заглубленный фундамент, невозможность перемещения без нанесения несоразмерного ущерба его назначению.
Прилегающий к гаражу навес не является объектом капитального строительства, так как является вспомогательной конструкцией относительно основного объекта (гаража) и не облает признаками объекта капитального строительства.
Садовый дом с пристройкой является объектом капитального строительства.
2) на земельном участке с кадастровым номером 26:33:310310:435 расположена часть навеса, которая не является объектом капитального строительства.
Также на указанном участке расположен силос для хранения цемента, который конструктивно связан с навесом. Силос для цемента не является объектом капитального строительства, поскольку является сборно-разборным технологическим оборудованием из металла на болтовых соединениях с несущей частью в виде опорной конструкции, имеющей также болтовое крепление с фундаментным блоком (наличие заглубленного фундамента не является обязательным условием), то есть прочной связи с землей не имеет.
3) на земельном участке с кадастровым номером 26:33:310310:436 расположен навес, который объектом капитального строительства не является.
4) на всей площади земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:310310:434, 26:33:310310:435, 26:33:310310:436 обустроено бетонное основание, почвенный слой полностью отсутствует, садоводство и огородничество не ведётся, что не соответствует разрешённому виду использования земельного участка в соответствии с Решением Думы города Пятигорска от 24 сентября 2020 года N 39-59 РД "О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска".
5) по периметру земельных участков организован забор, состоящий из металлоконструкции из профильной трубы с закрепленными металлическими профильными листами, конструкция установлена на бетонное основание, общая высота забора и бетонного основания составляет 5, 08 м, что противоречит требованиям п. 6.2 СНиП 30-02-97 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения "Индивидуальные садовые (дачные) участки, как правило, должны быть огорожены. Ограждения с целью минимального затенения территории соседних участков должны быть сетчатые или решетчатые высотой 1, 5 м.".
6) в соответствии с Решением Думы города Пятигорска от 24 сентября 2020 года N 39-59 РД "О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска" максимальный процент застройки для исследуемых земельных участков составляет не более 30%, в то время как:
-по земельному участку с кадастровым номером 26:33:310310:434 площадь застройки должна составлять не более 153 кв.м, однако фактическая площадь застройки составляет 329, 5 кв.м, что не соответствует нормативным требованиям;
-по земельному участку с кадастровым номером 26:33:310310:435 площадь застройки должна составлять около 153, 3 кв.м, а фактическая площадь застройки составляет 65, 2 кв.м, что соответствует нормативным требованиям;
-по земельному участку с кадастровым номером 26:33:310310:436 площадь застройки должна составлять около 152, 7 кв.м, однако фактическая площадь застройки составляет 190, 8 кв.м, что не соответствует нормативным требованиям.
Коэффициент плотности застройки:
-по земельному участку, кадастровый номер 26:33:310310:434, Кпз = 329, 5 /510 = 0, 65 - превышает нормативные требования;
-по земельному участку, кадастровый номер 26:33:310310:435, Кпз= 65, 2 / 511 =0, 13 - не превышает нормативные требования;
-по земельному участку, кадастровый номер 26:33:310310:436, Кпз= 190, 8 / 509 = 0, 37 - не превышает нормативные требования.
Повторно пересматривая в апелляционном порядке обжалуемое решение суда, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части отсутствия правовых оснований для признания спорных объектов строительства самовольными постройками, считает их законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и отвечающими требованиям действующего законодательства.
Между тем, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что Акобяном С.К. спорные земельные участки с кадастровыми номерами: 26:33:310310:434, 26:33:310310:435, 26:33:310310:436, расположенных по адресу: г. Пятигорск, мкр С/Т "Земляника" (массив 15) 20-й Проезд, с используются им нарушением их целевого использования - для ведения гражданами садоводства и огородничества, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика Акобяна С.К. обязанности привести земельные участки в соответствии с видом их разрешённого использования
Удовлетворяя требования в указанной части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции, ответчиком Акобяном С.К. не представлено надлежащих доказательств того, что спорные земельные участки, площадью 510 кв.м, 504 кв.м, и 501 кв.м, объединены в один участок и используются как единый объект, в связи с чем в рассматриваемом случае имеет место нарушение максимального процента застройки, утверждённого Решением Думы города Пятигорска от 24 сентября 2020 года N 39-59 РД "О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования города- курорта Пятигорска", который для исследуемых земельных участков должен составлять не более 30%, в то время как по земельному участку с кадастровый номер 26:33:310310:434 площадь застройки должна составлять не более 153 кв.м, однако фактическая площадь застройки составляет 329, 5 кв.м, что не соответствует нормативным требованиям; по земельному участку с кадастровым номером 26:33:310310:436 площадь застройки должна составлять около 152, 7 кв.м, однако фактическая площадь застройки составляет 190, 8 кв.м, что не соответствует нормативным требованиям.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что обжалуемый судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктов 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно частям 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли подразделяются по целевому назначению и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из положений части 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники, землепользователи и арендаторы земельных участков имеют право возводить на них здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своём участке другим лицам, с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
На основании пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Пятигорск (выписка из ПЗЗ) и Правилам землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорск, утверждённым Решением Думы г. Пятигорска от 12 ноября 2014 года N 35-47РД, вышеуказанные земельные участки с кадастровыми номерами 26:33:310310:434 и 26:33:310310:435 расположены в зоне "СХ-2" - ведение садоводства, то есть осуществление гражданами отдыха (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, размещение для собственных нужд садового дома, хозяйственных построек и гаражей (т. 1 л.д. 110-121).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Такой классификатор, действовавший на момент спорных правоотношений, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540.
Согласно пункту 13.2 названного классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540, в действующей на момент рассмотрения дела судом редакции "ведение садоводства" включает осуществление деятельности, связанной с отдыхом и (или) выращиванием гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Кроме того, Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующего в настоящее время, садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм целевое использование садового земельного участка, является его использование для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения на нем садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей. Иного назначения для использования садового участка законом не предусмотрено.
Согласно пункту 6.4 СП 53 13330. "Свод правил. Планировка и застройка садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения". Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*" (действующий на момент вынесения решения), утвержденного Приказом Минрегиона Российской Федерации от 30 декабря 2010 года N 849, на садовом, дачном участке могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения, в том числе теплицы, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобилей. Допускается возведение хозяйственных построек разных типов, определенных местными традициями и условиями обустройства. Порядок возведения, состав, размеры и назначение хозяйственных построек для содержания мелкого скота и птицы, а также требования по соблюдению санитарно-ветеринарных правил устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Члены садоводческих, дачных объединений, имеющие на своем участке мелкий скот и птицу, должны соблюдать санитарные и ветеринарные правила по их содержанию.
Согласно п. 6.4 Свода правил планировки и застройки территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения), утвержден и введен в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 октября 2019 г. N 618/пр, на садовом земельном участке могут возводиться садовый дом или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения, в том числе - теплицы, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж (гараж-стоянка) для автомобилей.
Допускается возведение хозяйственных построек разных типов, определенных местными условиями. Состав, размеры и назначение хозяйственных построек устанавливаются заданием на проектирование с учетом 6.1.
Таким образом, основной целью использования садового участка является отдых и выращивание сельскохозяйственных культур, а возведенные для этой цели на участке садовые дома и иные хозяйственные постройки предназначены для обслуживания садового участка и потому в силу статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации являются его принадлежностью и следуют судьбе главной вещи.
Тем самым действующее законодательство ограничивает использование земельных участков предоставленных под садоводство для размещения объектов промышленного назначения.
Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, с выводом суда апелляционной инстанций о невозможности размещения в территориальной зоне СХ-2 садового дома, гараж с пристроенным туалетом, хозпостройкина земельном участке административного истца с видом разрешенного использования - для садоводства согласиться нельзя.
Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены задачи гражданского судопроизводства. В соответствии с данной нормой задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей положения части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В развитие указанных принципов гражданского судопроизводства часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации описательная часть решения суда должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле.
Положения приведенных норм процессуального закона судом апелляционной инстанции были существенно нарушены.
Удовлетворяя требования иска о возложении на ответчика Акобяна С.К. обязанности привести земельные участки в соответствии с их назначением, судом апелляционной инстанции не было установлено, что спорный земельный участок используется ответчиком не в целях отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, а в промышленных целях, а возведенные на спорном земельном участке садовые дома и иные хозяйственные постройки не предназначены для обслуживания садового участка.
Вместе с тем, указывая в своем решении об обязании ответчика привести земельные участки в соответствии с их назначением, с учетом отказа в удовлетворении исковых требований о признании спорных объектов строительства самовольными постройками, судом апелляционной инстанции не указано: в какое положение (вид) ответчик должен привести спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах, обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390 ГПК РФ является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 07 декабря 2022 года - отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.