Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Козлова О.А, Черчага С.В.
с участием прокурора Зудина А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курахского района Республики Дагестан в интересах Рамазанова Расула Садировича к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконными действий по признанию утратившей силу справки об инвалидности, возложении обязанности продолжить пенсионное обеспечение, по кассационной жалобе ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 17 июня 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 13 января 2023 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав объяснения выслушав объяснения представителя ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - Гусейнова С.А. действующего на основании доверенности от 9 января 2023 года, поддержавшего доводы кассационной, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н, полагавшего, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия
установила:
Прокурор Курахского района Республики Дагестан обратился в суд с исковым заявлением в интересах Рамазанова Р.С. к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконными действий по признанию утратившей силу справки об инвалидности, возложении обязанности продолжить пенсионное обеспечение.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 17 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 13 января 2023 года исковые требования прокурора Курахского района в интересах инвалида 3 группы Рамазанова Р.С. удовлетворены частично.
Постановлено признать действия должностных лиц Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по признанию утратившей силу справки серии МСЭ-2020 N 1665319 с 23.11.2021, выданной Рамазанову Расулу Садировичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконными.
В части исковых требований прокурора Курахского района в интересах инвалида 3 группы Рамазанова Расула Садировича обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан продолжить с декабря 2021г. пенсионное обеспечение инвалида третьей группы ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказано.
В кассационной жалобе ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте проведения судебного заседания, выслушав прокурора, лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалид- лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.7 Закона N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", действовавшим на момент спорных правоотношений, утверждены Правила признания лица инвалидом, согласно которым условиями признания гражданина таковым являются в совокупности нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельностии необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Данными Правилами также регламентирован порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
Пунктами 1 и 2 Правил предусмотрено, что признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро. Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использова-нием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала (п. 3 Правил).
Согласно п.16 Правил медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. В направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организацией указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий. Форма и порядок заполнения направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с требованиями, установленными в п.35 Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минтруда России от 30 декабря 2020 г. N 979н (зарегистрирован в Минюсте России 2 июня 2021г. N63784), одним из документов, необходимых для оказания услуги по проведению МСЭ, является направление на медико-социальную экспертизу, составленное медицинской организацией по утвержденной форме.
Такая форма на момент спорных правоотношений была утверждена совместным приказом Минтруда России N 578н и Минздрава России N606н от 6 сентября 2018г. "Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией" (зарегистрирован в Минюсте России 26 ноября 2018г. N52777) и ей был присвоен N 088/у.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, 31 марта 2021 года ГБУ РД "Курахская ЦРБ" Рамазанову Р.С. выдано направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией (форма N 088/y).
Согласно справке серии МСЭ-2020 N 1665319, выданной 28 апреля 2021 года Бюро N 20, Рамазанову Р.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, впервые установлена третья группа инвалидности по причине "общее заболевание" до 1 апреля 2022 года с датой очередного освидетельствования 1 марта 2022г.
Из протокола проведения медико-социальной экспертизы экспертным составом N 1 Смешанного профиля ФКУ "ГБ МСЭ по РД" от 23 ноября 2021 года N 1032.1.Э.5/2021 следует, что по результатам проведенного в порядке контроля заочного освидетельствования Рамазанову Р.С. инвалидность не установлена, при этом в качестве обоснования экспертного решения указано, что при персонифицированной сверке, сведения о направлении на МСЭ (форма N088y) гражданина Рамазанова Р.С. ГБУ РД "Курахская ЦРБ" не подтверждены. В связи с чем, решение бюро отменено".
Основанием для прекращения выплаты пенсии Рамазанову Р.С. послужило письмо ФКУ "ГБ МСЭ по РД" от 24 ноября 2021г. N 542.1.7.5/2021, из которого следует, что 23 ноября 2021 года Рамазанов Р.С. был освидетельствован экспертным составом N 01 ФКУ "ГБ МСЭ по РД" в порядке контроля экспертного решения Бюро N 20 и по результатам освидетельствования инвалидность ему не установлена.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований прокурора Курахского района Республики Дагестан в интересах Рамазанова Расула Садировича, суды установили, что имело место некорректное предоставление сведений ГБУ РД "Курахская ЦРБ" в отношении направления РамазановаР.С. на медико-социальную экспертизу.
Суды приняли во внимание то, что Рамазанов Р.С. 15 декабря 2020 года действительно прошел врачебную комиссию (протокол N 22, номер случая 246) и был направлен на МСЭ для освидетельствования в связи с наличием признаков инвалидности. Ввиду того, что Рамазанов Р.С. не успел пройти освидетельствование в 2020 году, в марте 2021 года повторно был направлен на МСЭ с прежним номером случая 246 за 2020 год без повторной регистрации в журнале направлений врачебной комиссии за 2021 год.
Суды пришли к выводу о том, что ответчиком не представлено доказательств того, что Рамазанов Р.С. не обращался в Бюро N 20 о проведении в отношении него медико-социальной экспертизы для установления группы инвалидности и что в отношении него не проводилась данная экспертиза.
Удовлетворяя исковые требования, суды и сходил из того, что в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие факт прохождения Рамазановым Р.С. медико-социальной экспертизы в Бюро N 20 на основании выданного ему соответствующего направления, составленного медицинской организацией по утвержденной форме N 088/у, что свидетельствует о соблюдении требования, установленного п.35 Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя основаны лишь на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с выводами суда и переоценке представленных доказательств, выражают несогласие с выводами судов, а также иное мнение о характере разрешения спора, выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 ГПК РФ не могут служить в качестве основания для отмены оспариваемого судебного акта по делу в кассационном порядке.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 17 июня 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 13 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Козлов О.А.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.