Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Печениной Е А на решение Воскресенского городского суда Московской области от 18 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 15 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Печениной Е А к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании решений об отказе в предоставлении сведений.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Печенина Е.А. обратилась с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение, действия (бездействие) об отказе в предоставлении сведений о переходе прав собственности на объект недвижимости.
В обоснований требований указала, что является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N, общей площадью 70, 1 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", который передан по акту приема-передачи от 1 марта 2013 года N N. На основании выписки из ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним от 10 октября 2013 года N на квартиру наложено ограничение (обременение) права с 21 марта 2013 года на срок 182 месяца с присвоением номера государственной регистрации N В 2018 году Банк ВТБ подал иск в суд о выселении административного истца и ее сыновей, один из которых несовершеннолетний, не предоставив законных оснований по снятию обременения с объекта недвижимости. Также банком не предоставлен документ о законно переоформленном праве перехода прав собственности. О незаконных переходах прав собственности на указанный объект недвижимости административный истец узнала 12 февраля 2019 года в судебном заседании по делу 2-2987/2018, 2-283/2019, при этом Росреестр не представил Печениной Е.А. и суду сведения о переходе прав собственности, чем воспрепятствовал установлению факта сделок, совершенных с квартирой.
Решением Воскресенского городского суда Московской области от 18 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 15 августа 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 20 февраля 2023 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 20 марта 2023 года, Печенина Е.А, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить состоявшиеся судебные акты. Указывает, что не была уведомлена о переходе права собственности на объект недвижимости, сделка о переходе прав собственности в 2017 году оформлена незаконно. Управление Росреестра не предоставило сведений из ЕГРН об объекте недвижимости, чем нарушены ее конституционные права и права ее несовершеннолетнего сына.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что Печенина Е.А. на основании договора купли-продажи объекта недвижимого имущества с использованием кредитных средств, заключенного в простой письменной форме от 1 марта 2013 года, являлась собственником квартиры, назначение: жилое, общая площадь 65, 2 кв. м, этаж 12, адрес (местонахождение) объекта: "адрес". Существующие ограничения (обременения) права: ипотека в силу закона.
17 февраля 2020 года на имя Печениной Е.А. от управления Росреестра поступило письмо "О предоставлении информации" по обращению от 12 февраля 2020 года, в котором разъяснено, что для получения информации из Единого государственного реестра недвижимости Печенина Е.А. вправе обратиться с запросом, оформленным в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации 23 декабря 2015 года N 968 "Об установлении Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", действовавшим на дату обращения Печениной Е.А. с запросом о предоставлении информации.
Подать запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, можно одним из следующих способов: в виде бумажного документа, предоставляемого заявителем при личном обращении в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг; в электронной форме, заполнив форму запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, размещенную на официальном сайте Росреестра и Едином портале государственных и муниципальных услуг, либо отправив электронный документ с использованием веб-сервисов.
Запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, представленный с нарушением Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным Порядком, считается не полученным и не рассматривается органом регистрации прав (пункт 52 Порядка). Таким образом, выдать запрашиваемую информацию по заявлению Печениной Е.А. не представляется возможным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Печениной Е.А. не представлено каких-либо данных о ее обращениях к административному ответчику после получения информационного письма "О предоставлении информации" от 17 февраля 2020 года с соответствующим запросом либо отказ административного ответчика, изложенный в решении или уведомлении. Также указано, что административный истец не лишен возможности повторно обратиться с соответствующими запросами в установленном порядке о предоставлении сведений. Кроме того, судом указано на попуск административным истцом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, доказательств уважительности пропуска срока в материалы дела не представлено.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами нижестоящих судов.
Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости", Федеральный закон N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 62 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в частности, сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, аналитическая и иная информация по запросам о предоставлении сведений лиц, не указанных в части 1, предоставляются за плату. Размер такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 2 статьи 63 Федерального закона N 218-ФЗ).
Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и Порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 5 статьи 62 Федерального закона N 218-ФЗ).
Приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 года N 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", от 20 июня 2016 года N 378 "Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 года N 968" утвержден Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и формы выписок (далее - Порядок), действующие на момент рассмотрения обращения Печениной Е.А.
В силу пункта 32 Порядка в соответствии с частью 5 статьи 62 Закона N 218-ФЗ, в том числе, определяет формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, состав и порядок заполнения таких запросов.
Поскольку поданное Печениной Е.А. заявление не соответствовало требованиям вышеприведенных положений Приказа Минэкономразвития России, которыми была утверждена форма запроса, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу, что управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области правомерно вынесено оспариваемое уведомление.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой и апелляционной инстанций правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, если указанным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд (часть 6).
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7).
Из материалов дела следует, что о возможном нарушении прав Печенина Е.А. узнала после вынесения оспариваемого уведомления - 17 февраля 2020 года, а также при рассмотрении гражданских дел NN2-283/2019, 2-1265/2020, с административным иском Печенина Е.А. обратилась в суд 11 апреля 2022 года, то есть по истечении установленного законом срока.
Указывая о пропуске административным истцом установленного процессуального срока на обращение в суд с административным иском, судом первой инстанции отмечено, что доказательств, подтверждающих уважительность причин его пропуска, в материалы дела не представлено и судом не установлено.
Судебная коллегия находит выводы о пропуске срока обращения в суд законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы, по своей сути, направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке не может являться.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела и правом переоценки доказательств не наделен.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Воскресенского городского суда Московской области от 18 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 15 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Печениной Е А - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 12 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.