Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Ендовицкой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области на решение Борского городского суда Нижегородской области от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 15 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Смирнова А В к ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, Федеральной службе исполнения наказания России, ГУФСИН России по Нижегородской области, Министерству Финансов Российской Федерации, УФК по Нижегородской области о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, объяснения представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области Куликовой У.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Смирнов А.В. обратился в суд с названным административным иском, в котором просил взыскать компенсацию за нарушение условий его содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в размере 600 000 рублей.
В обоснование административного иска указал, что в период с 6 ноября 2018 года по 14 сентября 2021 года содержался в отряде N 4 с нарушением минимальных норм жилой площади, питания, материально-бытового и медицинского обеспечения.
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 24 мая 2022 года административные исковые требования удовлетворены частично. Признаны незаконным бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по обеспечению надлежащих условий содержания Смирнова А.В. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Смирнова А.В. компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 80 000 рублей, государственная пошлина в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 15 декабря 2022 года решение суда изменено в части размера компенсации, присужденной Смирнову А.В. за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, определив его в сумме 50 000 рублей. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 16 февраля 2023 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 23 марта 2023 года, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области просят судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. В обоснование кассационной жалобы указывают, что действия администрации ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области были направлены исключительно на создание благоприятных условий для осужденных. Во всех отрядах имеется минимальный необходимый набор бытовых помещений, за весь период отбывания наказания административный истец содержался в условиях, допускающих перелимит в отрядах незначительное количество, в размере не более 0, 01 м2.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что приговором Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 сентября 2018 года Смирнов А.В. осужден за совершение преступлений, предусмотренных пунктами "а, в" части 5 статьи 290, пунктом "а" части 3 статьи 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 7 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строго режима.
Прибыл в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области 6 ноября 2018 года из СИЗО-1 г. Йошкар-Ола УФСИН России по Республике Марий Эл.
Освобожден 14 сентября 2021 года по постановлению Борского городского суда Нижегородской области от 18 августа 2021 года на основании статьи 80 Уголовного кодекса Российской Федерации, которым не отбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания - принудительные работы на срок 3 года 5 месяцев 26 дней, с удержанием из заработанной платы 10 % в доход государства.
В ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области административный истец был распределен для проживания в отряд N4, в котором содержался с 6 ноября 2018 года по 14 сентября 2021 года.
Из представленных административным ответчиком документов, следует, что минимальные нормы питания осужденных в исправительном учреждении соблюдались (журналы учета контроля за качеством приготовления пищи в ФКУ ИК-11 за 2020, 2021 года, выборочные копии которых приобщены к материалам дела, журналы операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов с приложением (раскладки продуктов) за 2018, 2019, 2020 года, выборочные копии которых приобщены к материалам дела).
Из исследованных в судебном заседании указанных документов следует, что со стороны администрации учреждения проводится контроль за полнотой доведения норм питания до осужденных. Закладка продуктов питания в котел осуществляется в присутствии дежурного помощника начальника колонии. Продукты в столовую со склада подразделения поставляются на основании меню-требования на текущий день, в зависимости от количества довольствующихся. Качество приготовления пищи контролируется медицинскими работниками за полчаса до приема пищи, о чем делается запись в журнале контроля за качеством приготовления пищи. При оценке качества пищи, медицинский работник проверяет санитарное состояние столовой, качество уборки производственных цехов и обеденного зала, качество вымытой чистой посуды. Закладку продуктов в котел контролирует дежурный помощник начальника колонии, о чем делается запись в специальном журнале. При приеме пищи осужденными выделяется сотрудник администрации, который контролирует соблюдение режимных требований, а также доведение установленных норм до осужденных.
Согласно журналам операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов с приложением (раскладки продуктов) в рацион питания включены все необходимые продукты; мясо, рыба, крупы, молоко, жиры, овощи свежие, масло сливочное, творог (по норме стационар, специальная). Исправительным учреждением ведется учет веса закладываетмых продуктов, вес готового блюда и его калорийность.
В представленных по запросу суда Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях копий представлений следует, что в ходе проверки жалоб на качество приготовления пищи не поступало.
Поставка и водоотведение холодной воды в ФКУ ПК-11 осуществлялась МУП "Борский водоканал", поставка горячей воды осуществлялась котельной учреждения. Во всех отрядах имелись умывальники со смесителями системы подачи горячей и холодной воды. Санитарная обработка осужденных проводилась в соответствии с графиком. Оборудование банно-прачечного комплекса включает стиральные машины, центрифуги, имеется помещение для сушки белья.
В учреждении систематически (ежемесячно) проводятся мероприятия по дезинфекции и дератизации жилых помещений отрядов, а также других помещений, где находятся осужденные, что подтверждается представленными в материалы дела копиями государственных контрактов на оказание услуг по выполнению дератизационных и десинсекционных работ за период 2014-2020 г.г.
В исправительном учреждении оборудованы прогулочные дворы (локализованные участки). На территории учреждения находится производственный корпус, что подтверждается представленной технической документацией.
В ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области оборудован также тренажерный зал, как в помещении, так и на улице, что позволяет заниматься спортом в зимнее время в зале, а в летнее на улице (по желанию). Согласно справке начальника отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области осужденные имеют возможность заниматься спортом в изолированных участках отряда на универсальных тренажерных комплексов. Посещение спортивного зала расположенного в штабе жилой зоны осуществляется в соответствии с графиком утвержденного начальником исправительного учреждения, денежные средства с осужденных за посещение спорт зала не берутся.
Установлено, что медицинская помощь осужденным в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области оказывается филиалом "Медицинской части N6" ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России в соответствии с приказом Минюста России от 28 декабря 2018 года N 285 "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или отбывающим наказание в виде лишения свободы".
Медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи ежедневно с 10.00 до 13.30, с 15.00 до 17.00. Медицинским персоналом оказывается медицинская помощь всем осужденным, записавшимся в журнале предварительной записи на прием (осмотр). Установлен график работы филиала медицинской части N6 ФКУВЗ МСЧ-52 ФСИН России с установлением времени приема осужденных каждого отряда.
Из медицинской документации Смирнова А.В. следует, что административный истец за время отбытия наказания неоднократно обращался за медицинской помощью, по каждому факту помощь оказывалась в полном объёме, что подтверждается представленной на обозрение медицинской картой Смирнова А.В. и приобщенной к материалам дела справкой об оказании медицинской помощи.
Данных об обращении административного истца с жалобами на неоказание либо некачественное оказание ему медицинской помощи суду не представлено, таких обстоятельств судом не установлено.
Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на постоянной основе проводились проверки материально-бытового обеспечения осужденных и условий их содержания.
На основании представлений прокурора установлено, что в отряде N4, где административный истец отбывал наказание с 6 ноября 2018 года по 14 сентября 2021 года: численность отряда превышает 100 человек, недостаточная обеспеченность рукомойниками (представление от 11 января 2019 года 35-2-2018/3), не соблюдается установленная норма жилой площади на одного осужденного, а именно на одного человека приходится 1, 99 кв. м (представление от 16 апреля 2019 года N5-2- 2019/50).
Приказом начальника ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области утвержден график работы магазина для осужденных, согласно которому для каждого отряда установлены дни посещения магазина.
Выданные в адрес ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области представления и справки по результатам проверок были изучены администрацией исправительного учреждения, в установленные сроки направлены соответствующие ответы о принятии мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
Вышеуказанные обстоятельства, выявленные прокуратурой при проведении проверок и изложенные в представлениях, административными ответчиками не опровергнуты. Ответы, данные ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области и ГУФСИН России по Нижегородской области на представления прокурора, фактически содержат объяснения причин возникновения ненадлежащих условий содержания и сведения о принятии мер для их улучшения.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования частично, суд первой инстанции, установив факт ненадлежащего содержания Смирнова А.В.: превышение численности отряда, нарушение нормы жилой площади на одного осужденного, необеспечение на протяжении длительного времени количества санитарно-технических устройств, суд пришел к выводу о наличии оснований для присуждения компенсации за нарушение условий содержания в размере 80 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части присуждения размера взысканной компенсации, указал, что с учетом степени нравственных и физических страданий административного истца, данных его личности, периода содержания в ненадлежащих условиях отбывания наказания, которые несовместимы с уважением человеческого достоинства осужденного, подвергли его страданиям и трудностям при исполнении уголовного наказания, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию в изоляции от общества, требований разумности и справедливости, а также тот факт, что исправительное учреждение принимало меры к устранению нарушений условий содержания заключенных, размер присужденной компенсации подлежит уменьшению с 80 000 рублей до 50 000 рублей.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
В части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (части 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности осужденных.
Согласно пункту 14 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 47 условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (пункт 1). Начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний предписано привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (пункт 2). Согласно нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на 10 человек.
В пункте 42 Правил внутреннего распорядка установлены требования к оборудованию камер, согласно которым камеры должны быть оборудованы, в том числе столом, и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), напольной чашей (унитазом), умывальником.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-дсп утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (СП-17-02 Минюста России), которой установлено, что количество умывальников и ножных ванн в учреждениях должно соответствовать расчету 1 единица на 15 осужденных, а унитазов - 1 единица на 10 человек.
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Давая оценку действиям административных ответчиков, суд апелляционной инстанции, определяя размер компенсации, указал на то, что условия содержания Смирнова А.В. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области не соответствовали установленным требованиям, так как имели место превышение численности отряда, нарушение нормы жилой площади на одного осужденного, необеспечение на протяжении длительного времени количества санитарно-технических устройств.
При этом, судами отмечено, что в связи с ненадлежащими условиями содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вносились соответствующие представления, по результатам которых приняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений.
Судебная коллегия полагает, что суды нижестоящих инстанций правильно пришли к выводу о нарушении административными ответчиками условий содержания осужденного Смирнова А.В.
Доводы кассационной жалобы административных ответчиков о принятии мер к обеспечению надлежащих условий содержания и частичном восполнении допущенных нарушений не опровергают выводы судов о нарушении условий содержания осужденного.
Вопреки требованиям частей 2, 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и указанных выше разъяснений Верховного Суда Российской Федерации административными ответчиками не представлены доказательства полного соблюдения надлежащих условий содержания Смирнова А.В. в местах принудительного содержания, что обоснованно явилось основанием для присуждения административному истцу компенсации морального вреда.
Проверяя обоснованность размера присужденной компенсации, суд апелляционной инстанций с учетом фактических обстоятельств дела, степени нравственных и физических страданий административного истца, данных его личности, периода содержания в ненадлежащих условиях отбывания наказания, а также требований разумности и справедливости верно установилкомпенсацию, подлежащую взысканию, в размере 50 000 рублей.
Указанный размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является справедливой и адекватной суммой компенсации, подлежащей возмещению, взаимосвязанной с нашедшими свое подтверждение нарушениями условий содержания.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с вышеприведенными выводами.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию сторон в суде первой и апелляционной инстанции, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебного актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Борского городского суда Нижегородской области от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 15 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 19 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.