Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Русагро-Инвест" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 19 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Русагро-Инвест" к администрации Новооскольского городского округа Белгородской области о признании недействительным ненормативного акта, исключении имущества из перечня.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, заключение старшего прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Русагро - Инвест" обратилось в суд с административным иском, в котором с учетом изменения оснований заявленных требований просило признать незаконным постановление администрации Новооскольского городского округа Белгородской области от 8 октября 2021 года N 549 "Об утверждении перечня имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, самозанятым гражданам и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" в части включения в утвержденный данным постановлением Перечень земельных участков с кадастровыми номерами: N, площадью 622080 кв. м, по адресу: "адрес"; N, площадью 1700000 кв. м, по адресу: "адрес" N, площадью 1785000 кв. м, по адресу: "адрес"
В обоснование заявленных требований указало, что 17 августа 2021 года и 30 августа 2021 года обратилось в администрацию Новооскольского городского округа Белгородской области с заявлениями о проведении аукционов на право заключения договоров аренды упомянутых выше земельных участков сроком на 49 лет, которые не были удовлетворены. В письменных ответах на заявления ООО "Русагро - Инвест" не упоминалось о том, что земельные участки готовятся к включению в Перечень. При принятии постановления нарушен Порядок формирования, ведения, ежегодного дополнения и опубликования Перечня муниципального имущества Новооскольского городского округа, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее Порядок), утвержденного решением Совета депутатов Новооскольского городского округа от 18 июля 2019 года N 315. Также оспариваемое постановление противоречит пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", поскольку не содержит информации в рамках какой государственной или муниципальной программы оно принято.
Решением Новооскольского районного суда Белгородской области от 24 августа 2022 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 19 января 2023 года решение суда отменено, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 20 марта 2023 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции, 29 марта 2023 года, ООО "Русагро - Инвест" просит отменить апелляционное определение, оставив в силе решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что имеются нарушения процедуры, предусмотренной пунктом 3.6 Порядка формирования, ведения, ежегодного дополнения и опубликования Перечня муниципального имущества Новооскольского городского округа, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Включение земельных участков в Перечень противоречит положениям федерального законодательства и законодательству Белгородской области. Кроме того, постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 522-п не имеет отношения к рассматриваемому вопросу, так как список участников не включает в себя административного ответчика, не может служить обоснованием включения земельных участков в Перечень.
На кассационную жалобу администрацией Новооскольского городского округа Белгородской области поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Граждане и организации могут обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с требованиями об оспаривании решений, в том числе ненормативных правовых актов, действий (бездействия) в том числе органов местного самоуправления, иных органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в результате которых, по их мнению, были нарушены или оспорены их права, свободы, законные интересы или созданы препятствия к осуществлению ими прав, свобод, законных интересов, на них незаконно возложена какая-либо обязанность, они незаконно привлечены к ответственности (статья 46 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 N 522-пп утверждена государственная программа Белгородской области "Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области". Сроки и этапы реализации государственной программы определены в два этапа: 1-й этап: 2014 - 2020 годы; 2-й этап 2021 - 2025 годы. В паспорте указанной программы в качестве подпрограммы под номером 3 указана подпрограмма "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства". В паспорте подпрограммы также указаны сроки и этапы реализации подпрограммы, аналогичные общим срокам реализации государственной программы, то есть с 2014 по 2025 годы.
Согласно Уставу Новооскольского городского округа, принятому решением Совета депутатов Новооскольского городского округа от 2 ноября 2018 года N40, к вопросам местного значения отнесено создание условий для развития сельскохозяйственного производства, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Глава администрации Новооскольского городского округа в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Белгородской области, настоящим Уставом, решениями Совета депутатов Новооскольского городского округа, издает постановления администрации Новооскольского городского округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Белгородской области (статьи 32 Устава).
В целях реализации положений Федерального закона N 209-ФЗ, решения Совета депутатов Новооскольского городского округа от 21 марта 2019 года N 209 "Об утверждении Положения о предоставлении имущества, находящегося в муниципальной собственности Новооскольского городского округа, по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества" Совет депутатов Новооскольского городского округа утвердил решением от 18 июля 2019 года N 315 порядок формирования, ведения, ежегодного дополнения и опубликования Перечня муниципального имущества Новооскольского городского округа, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациями, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В разделе 3 предусмотрены положения формирования, ведения Перечня, внесение в него изменений, в том числе ежегодное дополнение. Пунктом 3.6 определено, что внесение сведений об имуществе в Перечень (в том числе ежегодное дополнение), а также исключение сведений об имуществе из Перечня осуществляется постановлением администрации Новооскольского городского округа по инициативе уполномоченного органа на основании предложений Совета депутатов Новооскольского городского округа, предложений балансодержателей, а также субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, институтов развития в сфере малого и среднего предпринимательства.
Рассмотрение внесенных предложений уполномоченным органом осуществляется в течение 30-ти календарных дней со дня их поступления, по результатам которого принимается определенное в пунктах 3.7.1. и 3.7.2 решение (пункт 3.7.).
8 октября 2021 года администрацией Новооскольского городского округа в соответствии с Федеральным законом N 159 - ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона N 209-ФЗ и в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, принято постановление N549 "Об утверждении Перечня имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, самозанятым гражданам и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
Постановлением утверждён Перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в который были включены следующие земельные участки сельскохозяйственного назначения:
- участок с кадастровым номером N, площадью 622080 кв. м, по адресу: "адрес"
- участок с кадастровым номером N, площадью 1700000 кв. м, по адресу: "адрес"
- участок с кадастровым номером N, площадью 1785000 кв. м, по адресу: "адрес"
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в газете "Вперед" (части 5 статьи 6 Устава).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал о недопустимости предоставленного стороной ответчика доказательства, подтверждающего соблюдение процедуры принятия оспариваемого Постановления и как следствие нарушение установленной процедуры.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, исходил из того, что включение земельных участков в перечень, предусмотренный Федеральным законом от 24 июля 2007 года N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", соответствует положениям федерального законодательства и законодательства Белгородской области, имеющим большую юридическую силу, является следствием свободного и самостоятельного осуществления органами государственной власти местного самоуправления полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Белгородской области, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, управление и распоряжение муниципальным имуществом Новооскольского района, с учетом положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и, применительно к статусу административного истца, не может повлечь выводов о произвольности соответствующего решения административного ответчика и нарушении прав и законных интересов административного истца в обозначенном им аспекте.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводов суда апелляционной инстанции, поскольку они сделаны на основе правильного применения норм материального права и надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств.
Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению (часть 1 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ).
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом (часть 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ).
Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (часть 4.1 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ).
Полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, к которым относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей закреплены в статье 11 Федерального закона N 209-ФЗ.
Запрещается продажа государственного и муниципального имущества, включенного в указанные в части 4 настоящей статьи перечни, за установленными исключениями. В отношении указанного имущества запрещаются также переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности, передача третьим лицам прав и обязанностей по договорам аренды такого имущества (перенаем), передача в субаренду, за исключением предоставления такого имущества в субаренду субъектам малого и среднего предпринимательства организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и в случае, если в субаренду предоставляется имущество, предусмотренное пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
К вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для содействия развитию малого и среднего предпринимательства (пункт 28 части 1 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, земельные участки включены административным ответчиком в Перечень с учетом поступившего в адрес заявления С о рассмотрении возможности предоставления КФХ "Крона" спорных земельных участков в долгосрочную аренду, в соответствии с положениями Федерального закона N 209-ФЗ, как субъекту среднего предпринимательства. Факт обращения С, как главы КФХ "Крона" с заявлением в соответствии с пунктом 3.6 Порядка нашел свое подтверждение в материалах административного дела.
Заявление главы КФХ "Крона" Султанбекова Г.А. поступило в адрес заместителя главы администрации Новооскольского городского округа по агропромышленному комплексу, содержало просьбу предусмотреть возможность предоставления спорных земельных участков как субъекту малого и среднего предпринимательства, в долгосрочную аренду. Заявление зарегистрировано во входящей корреспонденции за номером N от 14 сентября 2021 года, как субъекта малого и среднего предпринимательства, являлось инициативой, с учетом положения пункта 3.6 Порядка и основанием для внесения дополнений в Перечень спорных земельных участков.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что выводы суда первой инстанции о недопустимости предоставленного стороной ответчика доказательства, подтверждающего соблюдение процедуры принятия оспариваемого Постановления и как следствие нарушение установленной процедуры, не соответствуют установленным обстоятельствам.
Оснований не согласиться с указанным выводом областного суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда находит правомерным вывод, что включение указанных земельных участков в Перечень осуществлено с учетом критериев, установленных статьей 18 Федерального закона N 209-ФЗ в рамках реализации подпрограммы 3 "Развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2006 года N 522 - пп.
Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда правильно указала, что включение земельных участков в Перечень не противоречит также и Программе развития экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области.
В указанной программе, действующей на период 2014-2025 года, на основании Федерального закона N209-ФЗ включена подпрограмма N3 "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства", в рамках которой предусмотрено оказание субъектам малого и среднего предпринимательства имущественной поддержки путём предоставления государственных преференций, предусмотренных частью 1 статьей 19 Федерального закона "О защите конкуренции", в виде передачи имущества (разделы 3.1, 3.2 подпрограммы). Из содержания государственной программы и подпрограммы не усматривается, что земельные участки не могут быть предоставлены в качестве имущественной поддержки. То обстоятельство, что административный ответчик не указан в качестве исполнителя и участника подпрограммы N3, не влияет на осуществление предоставленных ему в установленном порядке полномочий по формированию и ведения Перечня, предусмотренного частью 4 статьей 18 Федерального закона N209-ФЗ, и не свидетельствует о том, что земельные участки включены в Перечень незаконно.
Суд кассационной инстанции находит законными и обоснованными выводы суда апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, полагая, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное решение; выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Доводы жалобы направлены на иную оценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств дела и имеющихся доказательств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, в связи с чем не могут быть признаны состоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного решения в кассационном порядке.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы областного суда правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 19 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Русагро-Инвест" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 22 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.