Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Саратовской области на решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 1 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 30 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Саратовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Саратовской области, УФСИН России по Саратовской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, объяснения представителя ФСИН России, УФСИН России по Саратовской области Фегер Д.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, старшего прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Саратовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Саратовской области, УФСИН России по Саратовской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой в марте 2022 года проверки в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Саратовской области выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В нарушение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, система автоматической пожарной сигнализации в учреждении находится в неисправном состоянии; система пожарной сигнализации в колонии не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия дежурного персонала; не осуществлена проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций (обработка деревянных конструкций кровли чердачных помещений зданий); в помещении цеха N 1, пекарни, банно-прачечного комбината используются электропровода с видимыми повреждениями изоляции; в помещении цеха N 2 производственной зоны исправительной колонии используются распределительные коробки и розетки с повреждениями; в помещении цеха N 2 блокирована дверь эвакуационного выхода. В связи с выявленными нарушениями в адрес начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Саратовской области вынесено представление, в ходе рассмотрения которого выявленные нарушения в области пожарной безопасности не устранены.
Решением Красноармейского городского суда Саратовской области от 1 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 30 ноября 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. На ФКУ ИК-7 УФСИН России по Саратовской области возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения в сфере пожарной безопасности, а именно: привести систему автоматической пожарной сигнализации на объектах учреждения в исправное состояние; обеспечить системой пожарной сигнализации дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия дежурного персонала; осуществить проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций (обработки деревянных конструкций кровли чердачных помещений зданий). В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 12 января 2023 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 30 января 2023 года, ФСИН России, УФСИН России по Саратовской области просят судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права. В обоснование кассационной жалобы указывают, что для устранения нарушений пожарной безопасности требуются значительные денежные затраты, которые на 2022 год не запланированы и в полном объеме не выделены. Кроме того, понуждение заинтересованного лица ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что Саратовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области совместно с отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Красноармейскому району УНД и ИР ГУ МЧС России по Саратовской области проведена проверка соблюдения в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Саратовской области требований законодательства в области пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения: система автоматической пожарной сигнализации в учреждении находится в неисправном состоянии; система пожарной сигнализации в колонии не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия дежурного персонала; не осуществлена проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций (обработка деревянных конструкций кровли чердачных помещений зданий); в помещении цеха N 1, пекарни, банно-прачечного комбината используются электропровода с видимыми повреждениями изоляции; в помещении цеха N 2 производственной зоны исправительной колонии используются распределительные коробки и розетки с повреждениями; в помещении цеха N2 блокирована дверь эвакуационного выхода.
По выявленным нарушениям 21 марта 2022 года Саратовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области внесено соответствующее представление в адрес начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Саратовской области.
26 апреля 2022 года ФКУ ИК-7 на представление направлен ответ, согласно которому учреждением направлена заявка в УФСИН России по Саратовской области на ремонт и техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации, разрабатывается контракт на оказание услуг по огнезащитной обработке. В остальной части ведется работа по устранению выявленных нарушений.
Нарушения требований пожарной безопасности, связанные с неисправностью автоматической пожарной сигнализации и отсутствием проверки огнезащитной обработки строительных конструкций, были выявлены и в ходе выездных проверок в рамках федерального государственного пожарного надзора в апреле 2019 года, сентябре 2021 года.
14 июня 2019 года в адрес начальника ФКУ ИК-7 Саратовским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области внесено представление об устранении нарушений требований пожарной безопасности в данном исправительном учреждении.
17 июня 2019 года и.о. Саратовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в адрес начальника УФСИН России по Саратовской области внесено представление по результатам проверки в поднадзорных учреждениях УФСИН России по Саратовской области соблюдения требований пожарной безопасности.
На данное представление врио начальника УФСИН России по Саратовской области дан ответ о том, что выявленные нарушения устранены не в полном объеме в связи с недостаточным бюджетным финансированием по данным статьям расходов; из требующихся на учреждения области в 2019 году 2875000 рублей выделено 55000 рублей.
Выявленные прокурором нарушения требований пожарной безопасности в части использования в помещении цеха N 1, пекарни, банно-прачечного комбината электропроводов с видимыми повреждениями изоляции; использования в помещении цеха N 2 производственной зоны исправительной колонии распределительных коробок и розеток с повреждениями; блокировки двери эвакуационного выхода в помещении цеха N 2 устранены, о чем истцом представлена информация по результатам осмотра начальником ОНД и ПР по Красноармейскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Саратовской области от 29 июня 2022 года.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования частично, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, установив бездействие ФКУ ИК-7 УФСИН России по Саратовской области по соблюдению требований пожарной безопасности, пришел к выводу о возложении обязанности по устранению нарушения в сфере пожарной безопасности.
Указано что, поскольку при рассмотрении дела не было установлено незаконного бездействия УФСИН России по Саратовской области в части исполнения полномочий по материально-техническому обеспечению деятельности подведомственного учреждения, то требования истца в части возложения на УФСИН России по Саратовской области обязанности выделить материально-технические и финансовые средства для устранения выявленных нарушений в сфере пожарной безопасности удовлетворению не подлежат.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В силу положений статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Установлено, что УФСИН России по Саратовской области является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, в том числе ФКУ ИК-7 УФСИН России по Саратовской области, являющегося самостоятельным юридическим лицом.
Системы автоматической пожарной сигнализации и другие технические средства пожаротушения относятся к системам инженерно-технического обеспечения, устанавливаемых с целью защиты жизни и здоровья граждан.
Учитывая обстоятельства дела, приведенные нормы материального права, доказательства, которым судом дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильным вывод судов о возложении на ФКУ ИК-7 УФСИН России по Саратовской области обязанности по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности и устранению выявленных прокурором нарушений, в связи с чем заявленные прокурором требования удовлетворены обоснованно.
Вопреки доводам жалобы, сам по себе факт недостаточного финансирования правового значения по делу, при установленных обстоятельствах того, что обжалуемыми судебными решениями указано только на необходимость принятия мер к соблюдению требований противопожарной безопасности, без определения размера финансирования и порядка выделения денежных средств на эти цели, не имеет и основанием к отмене судебных актов не является.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с вышеприведенными выводами.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию сторон в суде первой и апелляционной инстанции, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебного актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 1 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 30 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Саратовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 22 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.