Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кригор" на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 30 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 12 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кригор" к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, главе администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области Плеханову Д.П. о признании недействующим постановления администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 20 апреля 2022 года N N "Об утверждении проекта межевания части территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области".
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, объяснения представителя ООО "Кригор" Насихатова Н.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Кригор" обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующим постановление администрации Энгельсского муниципального района от 20 апреля 2022 года N N "Об утверждении проекта межевания части территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области в границах: улица Гагарина - улица Центральная - квартал индивидуальной жилой застройки - канал Магистральный".
В обоснование заявленных требований указало, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы административного истца в пользовании выделенным ему земельным участком для строительства комплекса многоэтажных жилых домов. Согласно распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 5 июля 2005 года N 789-р ООО "Кригор" были предоставлены в аренду сроком на 5 лет земельные участки из земель поселений с кадастровым номером N, находящиеся по адресу: "адрес", общей площадью 34 600 кв. м, для строительства многоэтажного жилого комплекса в границах, указанных в кадастровом плане участка от 18 марта 2005 года N: земельный участок (условный N N площадью 27 995 кв. м; земельный участок (условный N) площадью 1 656 кв. м; земельный участок (условный N) площадью 4 950 кв. м. 4 августа 2005 года между комитетом по управлению имуществом Саратовской области и ООО "Кригор" заключен договор аренды N находящихся в государственной собственности земельных участков для строительства многоэтажного жилого комплекса, состоящего из домов N 7, N 9, N 11, шестисекционного дома N 13, многоэтажного жилого дома, предусмотренного проектом посадки 4-х жилых 9-ти этажных блок секций, по улице "адрес". Полагает, что проектом межевания части территории на земельном участке с кадастровым номером N под выстроенные многоквартирные дома N 7, N 9, N 11 и N 13 были сформированы земельные участки большей площадью, чем необходимо для их эксплуатации, в связи с чем для возведения многоэтажного жилого дома, предусмотренного проектом посадки 4-х жилых 9-ти этажных блок секций, места, то есть земельного участка необходимой площади, не осталось. Считает, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением установленной процедуры его принятия, не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права ООО "Кригор", как застройщика.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 30 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 12 января 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 3 марта 2023 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции, 10 марта 2023 года, ООО "Кригор" просит отменить вынесенные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что нарушено право собственника объекта незавершенного строительства ООО "Кригор" на предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка для завершения строительства. Полагает, что оспариваемым постановлением уже построенным многоквартирным домам NN 7, 9, 11 по "адрес" отмежованы земельные участки, значительно превышающие не только действующие нормативные значения, но и фактически необходимую площадь для их обслуживания и эксплуатации, а ООО "Кригор" лишился земельного участка для строительства многоквартирного дома N5, тем самым получил прямые убытки за выполненные работы по подведению коммуникаций и вновь окажется в процедуре банкротства.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 5 июля 2005 года N 789-р ООО "Кригор" предоставлены в аренду сроком на пять лет земельные участки из земель поселений с кадастровым номером N, находящиеся по адресу: "адрес" общей площадью 34 600 кв. м, для строительства многоэтажного жилого комплекса в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 18 марта 2005 года: земельный участок (условный номер N) площадью 27 995 кв. м; земельный участок (условный номер N) площадью 1 656 кв. м; земельный участок (условный номер N) 4 950 кв. м.
4 августа 2005 года между комитетом по управлению имуществом Саратовской области и ООО "Кригор" заключен договор аренды N находящегося в государственной собственности земельного участка.
Согласно пункту 1.1 договора аренды от 4 августа 2005 года N арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельные участки из земель поселений с кадастровым номером N, находящиеся по адресу: "адрес", для строительства многоэтажного жилого комплекса в границах, указанных в кадастровом плане участка от 18 марта 2005 года N N, прилагаемом к договору: земельный участок (условный номер N) площадью 27 995 кв. м; земельный участок (условный номер N) площадью 1 656 кв. м; земельный участок (условный номер N) 4 950 кв. м.
На предоставленных земельных участках велось строительство многоквартирного жилого комплекса, состоящего из домов: N 7, N 9, N 11, шестисекционного дома N 13, многоэтажного жилого дома, предусмотренного проектом посадки 4-х жилых 9-ти этажных блок-секций по улице Гагарина в г. Энгельсе Саратовской области.
Срок действия договора аренды от 4 августа 2005 года N земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 34 600 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером N и видом разрешенного использования "под многоэтажный жилой комплекс", местоположением по адресу: "адрес", истек 5 июля 2015 года, о чем комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области 26 октября 2021 года направил ООО "Кригор" уведомление, указав, что по истечении 3-х месяцев с момента вручения настоящего уведомления договор аренды на вышеуказанные земельные участки (34 600 кв. м) считается прекращенным. Таким образом, договор аренды названного земельного участка прекращен в силу закона.
При этом остался незавершенным строительством 10-ти этажный секционный жилой дом N 13 (строительный номер 4) в поселке Зеленый в г. Энгельсе Саратовской области (блок-секции "А", "Б", "В") и не возведенным многоэтажный жилой дом, предусмотренный проектом посадки 4-х жилых 9-ти этажных блок-секций по улице Гагарина в г. Энгельсе Саратовской области от 2013 года.
На основании подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17, подпункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, распоряжения администрации Энгельсского муниципального района от 16 октября 2020 года N 102 "О делегировании отдельных полномочий Главы Энгельсского муниципального района", распоряжением комитета по управлению имуществом Энгельсского муниципального района Саратовской области от 16 декабря 2021 года N 1515-р, ООО "Кригор" отказано в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, целью использования "под многоэтажный жилой комплекс", местоположением по адресу: "адрес" по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Данное распоряжение ООО "Кригор" не оспаривалось.
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 20 апреля 2022 года N утвержден проект межевания части территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района в границах: улица Гагарина - улица Центральная - квартал индивидуальной жилой застройки - канал Магистральный, который оспаривает административный истец.
Проектом межевания территории предусматривается (основная часть, том N 1, раздел 4) образование земельных участков из земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N, входящих в единое землепользование с кадастровым номером N; реализация Проекта межевания территории планируется в два этапа - образование земельных участков, являющихся исходными, для последующего образования земельных участков в границах проектируемой территории (1 этап) и образование указанных в проекте межевания земельных участков для размещения объектов капитального строительства в границах проектируемой территории (2 этап). Земельные участки указаны в Проекте межевания территории.
Работы по Проекту межевания части территории муниципального района выполнены ООО "Гео-Стандарт".
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, указал, что постановление администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 20 апреля 2022 года N 1720 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований к его форме и порядку опубликования, соответствует требованиям закона, нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации не противоречит; нарушение прав и законных интересов оспариваемым постановлением ООО "Кригор" не установлено.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законодательное разграничение полномочий в градостроительной деятельности закреплено статьями 6, 7, 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющими полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в указанной сфере.
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 13 статьи 45). В силу части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 данного Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения (часть 13 статьи 46).
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 14 статьи 46).
Уставом Энгельсского муниципального района Саратовской области, принятым на Референдуме 22 декабря 1996 года, предусмотрено, что Энгельсский муниципальный район является муниципальным образованием, состоящим из городских и сельских поселений, объединенных общей территорией. Границы Энгельсского муниципального района установлены Законом Саратовской области от 23 декабря 2004 года N 78-ЗСО "О муниципальных районах". Энгельсский муниципальный район наделен статусом муниципального района Законом Саратовской области от 23 декабря 2004 года N 78-ЗСО "О муниципальных районах" (часть 1).
Статьей 24 Устава определены полномочия администрации Энгельсского муниципального района, статьей 26 полномочия главы Энгельсского муниципального района в пределах полномочий по руководству администрацией Энгельсского муниципального района, в соответствии с которой указанное должностное лицо, в том числе утверждает подготовленную на основе схемы территориального планирования Энгельсского муниципального района документацию по планировке территории; издает в пределах своих полномочий муниципальные правовые акты.
В рассматриваемом случае, суды, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, без существенного нарушения порядка принятия, введения его в действие, в том числе правил опубликования, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания его недействительным по указанным основаниям, с чем полагает возможным согласиться и судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанций, основываясь на материалах дела, пришли к правильному выводу о соответствии оспариваемого нормативно правового акта нормам федерального законодательства, обоснованно констатировав, что административным истцом не представлены доказательства владения земельными участками на законных основаниях на территории, в отношении которой разрабатывался и утверждался проект межевания и также смежных с данной территорией земельных участков. На момент принятия оспариваемого постановления право аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 34 600 кв. м, из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, вид разрешенного использования - "под многоэтажный жилой комплекс", по адресу: "адрес" было прекращено; границы и местоположение земельного участка, ранее представлявшегося ООО "Кригор", на кадастровый учет не были поставлены.
Также учтено, что ООО "Кригор" на момент издания оспариваемого постановления не являлся ни арендатором земельного участка, ни застройщиком объектов капитального строительства на спорном земельном участке, в связи с чем права ООО "Кригор" данным постановлением не нарушены.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами судов согласна, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм материального права, мотивированы в судебных актах, всем представленным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы жалобы направлены на иную оценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела и имеющихся доказательств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, в связи с чем не могут быть признаны состоятельными и не могут служить основанием для отмены судебных решений в кассационном порядке.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 30 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 12 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Кригор"- без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 10 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.