Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу СНТСН "Загорье" на решение Московского областного суда от 12 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению СНТСН "Загорье" к комитету по ценам и тарифам Московской области о признании недействующим в части распоряжения комитета по ценам и тарифам Московской области от 20 декабря 2021 года N "Об установлении цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на 2022 год".
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, объяснения представителя комитета по ценам и тарифам Московской области Усовой М.Г, представителя АО "Мосэнергосбыт" Куликовой Н.Н, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением комитета по ценам и тарифам Московской области от 20 декабря 2021 года N установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на 2022 год (далее - Распоряжение N
Указанный акт опубликован 20 декабря 2021 года на официальном сайте комитета в Интернет-портале Правительства Московской области http://ktc.mosreg.ru и 24 февраля 2022 года в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", N 33.
СНТСН "Загорье" обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующим Распоряжение N в части включения в пункт 5 Приложения к распоряжению указание на "садоводческие некоммерческие товарищества и огородные некоммерческие товарищества, в отношении объема электрической энергии, приобретаемой в интересах населения, потребляющего электрическую энергию в жилых домах (жилых строениях), расположенных в сельской местности", включения в пункт 6.2 Приложения указания на "садоводческие некоммерческие товарищества и огородные некоммерческие товарищества, за исключением указанных в пункте 5"; в части смешения в пункте 5 Приложения категории потребителей электрической энергии, которые приравнены к населению и указаны в пункте 71(1) Основ ценообразования, с категориями потребителей электрической энергии, которые приравнены к населению и указаны в пунктах 2 и 6 Приложения N 1 к Основам ценообразования; в части установления в пункте 6 Приложения для категории потребителей электрической энергии категории потребителей "садоводческие и огородные некоммерческие товарищества", цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) без применения понижающего коэффициента 0, 7.
В обоснование заявленных требований указано, что формулировки в пунктах 5 и 6.2 Приложения исключают возможность применения к СНТСН "Загорье" в расчетах за потребленную электрическую энергию понижающего коэффициента 0, 7, установление которого предусмотрено пунктом 71 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", поскольку расчет производится энергосбытовой организацией на основании договора энергоснабжения с кооперативом от 1 января 2007 года по тарифу для тарифной группы "прочие потребители", для которой применение понижающего коэффициента не предусмотрено. Полагает, что указанные формулировки противоречат Федеральному закону от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) и электроэнергетики" и приказу Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 19 июня 2018 года N 834 "Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов".
Решением Московского областного суда от 12 апреля 2022 года (с учетом определений об исправлении описок от 19 мая 2022 года, от 12 июля 2022 года), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 9 января 2023 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции, 17 марта 2023 года, СНТСН "Загорье" просит отменить вынесенные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что отсутствуют доказательства наделения АО "Мосэнергосбыт" полномочиями по изменению решения Правительства Российской Федерации об определении категорий потребителей, допущено превышение полномочий АО "Мосэнергосбыт". При принятии нормативного правового акта нарушен принцип равенства в отношении садоводческих некоммерческих организаций. Полагает, что СНТСН "Загорье" не является приравненным к населению, электроэнергия по регулируемым ценам поставляться не может. Кроме того, указывает, что судом неправомерно отказано в принятии дополнения к основанию административного иска.
От АО "Мосэнергосбыт", комитета по ценам и тарифам Московской области на кассационную жалобу поступили письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно положениям части 7, пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются; выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Суды, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие требованиям, предъявляемым к форме, порядку принятия, правил введения в действие и опубликования правового акта, пришли к обоснованному выводу о том, что распоряжение принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции; процедуры принятия, опубликования и введения в действие соблюдены.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что распоряжением комитета по ценам и тарифам Московской области от 20 декабря 2021 года N установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на 2022 год.
В Приложении к Распоряжению N установлены категории плательщиков (групп потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток), в том числе в пункте 5 указано население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к нему: садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества, в отношении объема электрической энергии, приобретаемой в интересах населения, потребляющего электрическую энергию в жилых домах (жилых строениях), расположенных в сельской местности.
Пунктом 6 Приложения к распоряжению установлена категория плательщиков - потребителей, приравненных к населению, в том числе, в пункте 6.2 указаны садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества, за исключением указанных в пункте 5 Приложения.
Административный истец закупает по регулируемым ценам (тарифам) электроэнергию на основании типового публичного договора энергоснабжения от 1 января 2007 года N, заключенного с АО "Мосэнергосбыт", в целях последующего ее предоставления членам товарищества на коммунально-бытовые нужды и не использует ее для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.
Полагая, что комитет в нарушение требований федерального законодательства необоснованно установилкатегории потребителей, дополнив категорию "население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к нему" формулировкой "садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества, в отношении объема электрической энергии, приобретаемой в интересах населения, потребляющего электрическую энергию в жилых домах (жилых строениях), расположенных в сельской местности", в результате Распоряжением N комитет установилдля садоводческих некоммерческих товариществ две разные цены.
В сельской местности для садоводческих товариществ одноставочный тариф составит на 1 полугодие 4, 15 руб./кВт.ч, а для иных садоводческих товариществ (не в сельской местности) такой тариф установлен 5, 93 руб./кВт.ч.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, указал, что Распоряжением N установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, в том числе для садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, которые также входят в перечень категорий потребителей, приравненных к населению. Ввиду закрепления в соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования за комитетом, как органом регулирования тарифов, предусмотрено право применить понижающий коэффициент от 1 до 0, 7, применение в расчетах с населением, проживающим на территории сельской местности, понижающего коэффициента 0, 7 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит. При этом указано, что фактически доводы административного иска сводятся к несогласию с применением к административному истцу при расчетах с АО "Мосэнергосбыт" понижающего коэффициента 1, а не 0, 7, что не связано с проверкой нормативного правового акта в порядке абстрактного нормоконтроля, а касается порядка применения оспариваемого распоряжения, что не входит в предмет проверки в рамках настоящего спора.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводов судов нижестоящих инстанций, поскольку они сделаны на основе правильного применения норм материального права и надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств.
Согласно пункту 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной антимонопольной службой предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы, - в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления).
Приказом ФАС России от 13 октября 2021 года N утверждены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2022 год.
При утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0, 7 до 1 (пункт 71 Основ ценообразования)
Понижающий коэффициент от 0, 7 до 1 применяется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению 1 к настоящему документу (за исключением потребителей, указанных в пункте 71(1) настоящего документа).
Приложением 1 к Основам ценообразования определен исчерпывающий Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности).
К категориям потребителей, которые приравнены к населению отнесены, в том числе, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (пункт 2 названного Перечня)
В соответствии с Распоряжением N перечень категорий потребителей в полной мере соответствует Перечню категорий потребителей, которые приравнены к населению, приведенному в приложении 1 к Основам ценообразования, поскольку данным Перечнем СНТ приравнены к тарифной группе "население".
Письмом ФАС России от 25 февраля 2022 года N указано, что при расчетах за электрическую энергию с населением, проживающим на территории СНТ, тарифы могут применяться с учетом понижающего коэффициента в зависимости от оснащенности домов электрическими плитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке, либо если точка поставки электрической энергии находится в границах сельского населенного пункта, при условии проживания.
Суд первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что установление тарифов на электрическую энергию для садоводов, огородников дачников как для сельских потребителей является правом, а не обязанностью органа тарифного регулирования. Реализация указанного права подлежит осуществлению регулирующим органом с учетом требований действующего законодательства в сфере электроэнергетики.
Суд кассационной инстанции находит правомерными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, полагая, что, разрешая спор, суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку и постановили законные и обоснованные решения; выводы судов являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судами доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Судами нижестоящих инстанций верно указано, что перечисление в пункте 5 Распоряжения N 287-Р лиц, которые отнесены к категории население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к нему, в том числе СНТ, направлено на обеспечение равных условий с населением, проживающим в сельских населенных пунктах, для садоводческих некоммерческих объединений граждан в отношении объемов электрической энергии, потребляемой на коммунально-бытовые нужды в жилых домах (жилых строениях), расположенных в сельских населенных пунктах. В отношении всех граждан, проживающих в сельских населенных пунктах Московской области, обеспечен единый подход.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что судом неправомерно отказано в принятии заявления об уточнении исковых требований, несостоятельна.
Как следует из протокола судебного заседания от 12 апреля 2022 года в заявлении о дополнении исковых требований указано на несоответствие договора энергоснабжения, заключенного между СНТСН "Загорье" и АО "Мосэнергосбыт", что не является предметом рассмотрения данного административного дела.
Доводы жалобы направлены на иную оценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела и имеющихся доказательств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, в связи с чем не могут быть признаны состоятельными и не могут служить основанием для отмены судебных решений в кассационном порядке.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов нижестоящих инстанций правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 12 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу СНТСН "Загорье" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 12 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.