Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Булатовой Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 24 марта 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Малафеева ФИО8 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести зачет в индивидуальный пенсионный коэффициент, назначить страховую пенсию по старости по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 26 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области Рословой В.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Малафеева Н.А. и его представителя Тихоновой Т.Н, возражавших против отмены судебного постановления, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Малафеев Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести зачет в индивидуальный пенсионный коэффициент, назначить страховую пенсию по старости.
Решением Вольского городского суда Саратовской области от 11 октября 2022 года в удовлетворении исковых требований Малафеева Н.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 26 января 2023 года решение Вольского городского суда Саратовской области от 11 октября 2022 года отменено в части отказа в удовлетворении требований о назначении страховой пенсии по старости. В отмененной части принято новое решение о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области обязанности назначить Малафееву Н.А. страховую пенсию по старости с 14 февраля 2022 года.
В остальной части решение Вольского районного суда Саратовской области от 11 октября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 23 ноября 2021 года отменить в части удовлетворенных требований, оставить без изменения решение суда первой инстанции по основаниям неправильного применения судом норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу Малафеев Н.А. просит судебное постановление оставить без изменения.
Учитывая, что пенсионный орган обжалует судебное постановление в части назначения пенсии, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность судебного постановления только в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судебной коллегией не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Малафеев Н.А, достигший 1 января 2019 года возраста 60 лет обращался в ГУ-УПФР в Вольском районе (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии.
Решением ГУ УПФР в Вольском районе (межрайонное) от 12 февраля 2021 года Малафееву Н.А. отказано в установлении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), дающих право для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Вольского районного суда Саратовской области от 11 января 2022 года на ГУ-ОПФР по Саратовской области возложена обязанность включить в страховой стаж периоды работы Малафеева Н.А. с 15 августа 1977 года по 14 февраля 1978 года на Вольской нефтебазе в качестве электрика 4 разряда; с 14 февраля 1978 года по 17 мая 1978 года в рыбколхозе "Красный рыбак" в качестве шофера 3 класса; с 31 мая 1978 года по 1 февраля 1979 года на автобазе N 6 треста "Приволжскстройтранс" в качестве водителя 3 класса; с 6 февраля 1979 года по 27 декабря 1979 года в Вольском объединении "Сельхозэнерго" в качестве электромонтера 4 разряда и шофера - электромонтера; с 27 декабря 1979 года по 24 октября 1980 года на Вольской нефтебазе в качестве водителя 1 класса; с 25 октября 1980 года по 1 января 1984 года в Объединенном отряде ВОХР в качестве водителя пожарной машины; с 1 января 1984 года по 26 июля 1989 года на Вольской нефтебазе в качестве шофера; с 27 июля 1989 года по 1 октября 1990 года в кооперативе "Авто" в качестве водителя легкового такси, а также период его обучения в СПТУ N 25 города Вольска с 1 сентября 1974 года по 15 июля 1977 года.
23 декабря 2021 года Малафеев Н.А. обратился в ГУ-ОПФР по Саратовской области с заявлением о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и 24 декабря 2021 года уплатил страховые взносы в сумме 49456 руб.
28 декабря 2021 года Малафеев Н.А. обратился в ГУ-ОПФР по Саратовской области с заявлением о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
29 декабря 2021 года Малафеев Н.А. подал в ГУ-ОПФР по Саратовской области заявление об уточнении вида и принадлежности платежа и заявление о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с выпиской из индивидуального лицевого счета по состоянию на 14 января 2022 года денежные средства зачислены на счет Малафеева Н.А. за период с 1 января 2021 года по 28 декабря 2021 года с величиной ИПК - 0, 135.
Решением ГУ-ОПФР по Саратовской области от 9 февраля 2022 года Малафееву Н.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента, дающего право на назначение страховой пенсии по старости. Малафеев Н.А. в возрасте 63 лет имеет страховой стаж 17 лет 6 месяцев 19 дней и величину индивидуального пенсионного коэффициента 15, 111.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьей 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", исходил из того, что на дату обращения с заявлением о назначении страховой пенсии у Малафеева Н.А. отсутствовал требуемый размер индивидуального пенсионного коэффициента не менее 16, 2, Малафеев Н.А. был зарегистрирован в качестве физического лица в целях уплаты страховых взносов за себя в период с 23 по 28 декабря 2021 года, что составляет шесть дней, в связи с чем именно за этот период подлежат уплате и зачету страховые взносы.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о назначении страховой пенсии по старости и принимая новое решение о возложении на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области обязанности назначить Малафееву Н.А. страховую пенсию по старости с 14 февраля 2022 года, судебная коллегия, проанализировав Положение о пенсионном фонде Российской Федерации во взаимосвязи с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", исходила из того, что при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Учитывая, что при разрешении заявленного спора было установлено, что при обращении Малафеева Н.А. 23 декабря 2021 года в пенсионный орган по вопросу приобретения недостающих баллов для назначения страховой пенсии по старости, истцу ответчиком не разъяснился порядок учета внесенных денежных средств, в том числе, последствия досрочного прекращения правоотношений по обязательному пенсионному страхованию и учета не в полном объеме внесенных денежных средства, принимая во внимание надлежащее исполнение истцом обязательства по внесению страховых взносов 24 декабря 2021 года, наличие на момент принятия решения об отказе в назначении истцу страховой пенсии (9 февраля 2022 года) в распоряжении ответчика сведений о добровольной оплате истцом страховых взносов, что увеличило индивидуальный пенсионный коэффициент истца до 16, 2 и давало истцу право на назначение страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", судебная коллегия пришла к правильному выводу о неисполнении пенсионным органом обязанности по разъяснению истцу его права на пенсионное обеспечение.
Возлагая на ответчика обязанность назначить Малафееву Н.А. страховую пенсию, судебная коллегия исходила из того, что в случае разъяснения истцу периода нахождения в пенсионных правоотношениях, с учетом уплаченных им денежных средств 24 декабря 2021 года, у него 14 февраля 2022 года возникло право на назначение страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия считает правильными выводы, изложенные в оспариваемом судебном постановлении, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Изложенные в кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области доводы об отсутствии у пенсионного органа обязанности по проведению разъяснительной работы являются необоснованными, поскольку в силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I, Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации. Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного постановления по доводам жалобы по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 26 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.