Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Курдюковой Н.А, Водяниковой М.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-672/2022 по иску Малыхиной Надежды Игоревны, Малыхина Игоря Леонидовича к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов местного самоуправления, по кассационной жалобе Малыхина Игоря Леонидовича, Малыхиной Надежды Игоревны на решение Советского районного суда г. Воронежа от 12 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 13 сентября 2022 г, заслушав доклад судьи Курдюковой Н.А, объяснения представителя Малыхиной Н.И. и Малыхина И.Л. - Небольсина И.А, действующего по доверенности от 18.01.2022 г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Малыхина Н.И. и Малыхин И.Л. обратились в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, с учетом уточненных требований, о взыскании суммы ущерба в размере социальной выплаты на погашение основной суммы долга по кредитному договору N от 26.02.2014 г..на дату издания приказа об исключении из списка граждан, изъявивших желание получить выплату в 2020 г..(приказ N 1382 от 06.11.2019) в размере 230 416, 99 руб, из которых 186 843, 02 руб. - остаток задолженности по кредиту и 43 573, 97 руб, возникших вследствие вреда, причиненного в результате незаконных действий УЖО; взыскании суммы расходов на оплату государственной пошлины в размере 5 504 руб.; компенсации морального вреда в пользу Малыхиной Н.И. в размере 10 000 руб.; компенсации морального вреда в пользу Малыхина И.Л. в размере 10 000 руб, указывая на то, что с 16.11.2010 г..семья истцов в составе двух человек: супруг - Малыхин И.Л. и супруга - Малыхина Н.И, признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. ДД.ММ.ГГГГ в семье родилась дочь ФИО7 26.02.2014 г..истцы заключили сделку по ипотечному кредитованию с ОАО "Сбербанк России" и приобрели в собственность квартиру по адресу: "адрес". Право общей долевой собственности зарегистрировано 14.03.2014 г..При покупке вышеуказанной квартиры (с использованием кредитных средств) семья истцов руководствовалась условиями муниципальной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье 2011-2015", будучи уверенными в том, что в скором времени им выдадут субсидию в рамках участия в указанной программе, с помощью которой они смогут погасить часть ипотечного кредита в банке.
Приказом Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж N 465 от 11.04.2019 семья Малыхиных включена в список молодых семей - участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году по городскому округу город Воронеж. В соответствии с приказом УЖО от 06.11.2019 г..N 1382 молодая семья Малыхиных исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в связи с выявлением фактов несоответствия и невыполнения условий основного мероприятия, по которым молодая семья была включена в список участников основного мероприятия. Не согласившись с указанным решением, Малыхин И.Л. и Малыхина Н.И. обратились в суд с иском о признании незаконным решения органа местного самоуправления. Решением Советского районного суда г..Воронежа от 02.07.2020 г..исковые требования удовлетворены в полном объеме: приказ УЖО от 06.11.2019 г..N 1382 признан незаконным и отменен. Решение вступило в силу 11.08.2020 г..Малыхин И.Л. 24.08.2020 г..обратился в УЖО с заявлением, в котором просил исполнить решение суда, восстановить в правах на дату исключения (06.11.2019 г..) из списка претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году, и выплатить социальную выплату на погашение основной суммы долга по кредитному договору в размере на дату издания приказа об исключении из списка граждан, изъявивших желание получить выплату в 2020 году, то есть 06.11.2020 г..Однако УЖО письмом от 21.09.2020 г..N 14856914 отказали в социальной выплате молодой семье и предложили в очередной раз пройти процедуру включения молодой семьи в списки претендентов на получение социальной выплаты, но уже в 2021 году.
При этом УЖО предлагалось повторно пройти указанную процедуру, согласно указанному письму, в нарушение порядка, установленного приказом Департамента строительной политики Воронежской области от 05.06.2018 г..N 61-02-03/146. В сентябре 2020 года семья истцов вновь подала заявление на включение молодой семьи в списки претендентов на получение социальной выплаты в 2021 году. Весной 2021 года УЖО сообщило, что молодая семья истцов не получит социальную выплату из-за отсутствия необходимого финансирования на обеспечение жильем молодых семей в 2021 году. После очередного отказа молодой семьей истцов было вновь подано заявление на включение молодой семьи в списки претендентов на получение социальной выплаты в 2022 году. Приказом УЖО от 27.09.2021 N 909 семья истцов исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", в связи с несоответствием молодой семьи требованиям, указанным в п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. постановлением Правительства от 17.12.2010 г..N 1050. Признание незаконным и отмена приказа УЖО означает восстановление в правах семьи истцов на момент совершения управлением противоправных действий, а именно издания приказа 06.11.2019 г..В этой связи семье истцов должна быть произведена социальная выплата на погашение основной суммы долга по кредитному договору в размере на дату издания приказа об исключении из списка граждан, изъявивших желание получить выплату в 2020 году (приказ N 1382 от 06.11.2019 г).
Таким образом, незаконные действия УЖО, выразившиеся в издании незаконного приказа от 06.11.2019 N 1382, которым молодая семья Малыхиных исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, привели к пропуску семьей истцов сроков социальной выплаты на погашение кредита в 2020 году. В дальнейшем у семьи истцов не было возможности получить указанную социальную выплату. По мнению истцов, в этой связи УЖО, лишив молодую семью возможности получить социальную выплату в 2020 году путем издания незаконного приказа, причинили ущерб в размере социальной выплаты на погашение основной суммы долга по кредитному договору на дату издания приказа об исключении из списка граждан, изъявивших желание получить выплату в 2020 году. Сложившаяся ситуация причинила истцам значительные неудобства, а также нравственные страдания. Кроме того моральный вред причинён истцам тем, что им пришлось в течение семи месяцев оспаривать в суде незаконное решение УЖО, а затем УЖО заставило их снова проходить всю процедуру по постановке в очередь на получение социальной выплаты, собирать заново все необходимые документы, а в 2021 году УЖО вновь стало требовать предоставления полного пакета документов для постановки в очередь на социальную выплату. По мнению истцов, моральный вред, вызванный выполнением административных формальностей, повторяющиеся из года в год, подлежит компенсации.
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 12 мая 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 13 сентября 2022 г. решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Малыхиной Н.И. и Малыхиным И.Л. поставлен вопрос об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанций, как незаконных и необоснованных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при разрешении спора.
Судом установлено, что 08.11.2010 г. семья, в составе двух человек, Малыхиной Н.И. и Малыхина И.Л. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
16.11.2010 г. истцы обратились с заявлением в администрацию городского округа г. Воронеж о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. На момент подачи заявления семья проживала по адресу: "адрес", в жилом помещении, общей площадью 59, 2 кв.м, в котором проживало 7 человек.
С 16.11.2010 г. семья истцов в составе двух человек: Малыхина И.Л. и Малыхиной Н.И. признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, то есть на момент признания семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" она соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в получении социальной выплаты, но с момента постановки в список участников подпрограммы социальные выплаты не получила.
26.02.2014 г. истцами заключен с ОАО "Сбербанк России" кредитный договор N на приобретение в собственность квартиры, расположенной по адресу: "адрес". Право собственности на данную квартиру было зарегистрировано в установленном законом порядке за Малыхиной Н.И. и Малыхиным И.Л. по 1/2 доле в праве общей долевой собственности за каждым.
В апреле 2019 г. истцы обратились к ответчику с заявлением о включении их семьи в состав молодых семей, желающих получить социальную выплату в 2020 г.
Приказом управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж (далее УЖО) от 11.04.2019 г. N 465 они были включены в список семей - участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", желающих получить социальную выплату в 2020 г. по городскому округу г. Воронеж.
07.11.2019 г. истцы были уведомлены ответчиком о том, что в соответствии с приказом от 06.11.2019 г. N 1382 молодая семья истцов исключена из списков участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, в связи с выявлением фактов несоответствия и невыполнения условий основного мероприятия, по которым их семья была включена в список участников основного мероприятия, а именно - на момент заключения кредитного договора действовала программа "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г. и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050, предусматривающие возможность использования социальных выплат для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе, ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011 г.
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 02.07.2020 г. по гражданскому делу N 2-654/2020 исковые требования Малыхиной Н.И, Малыхина И.Л. к управлению жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворены. Признан незаконным и отменен приказ от 06.11.2019 г. N 1382 управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж об исключении молодой семьи Малыхина И.Л. из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.
24.08.2020 г. Малыхин И.Л. обратился в УЖО с заявлением, приложив копию решения суда от 02.07.2020 г, о выдаче семье Малыхиных социальной выплаты на погашение основной суммы долга по кредитному договору в размере на дату издания приказа об исключении из списка граждан, изъявивших желание получить выплату в 2020 году, то есть 06.11.2019 г.
Согласно письму УЖО от 21.09.2020 г. N 14856914, в ответ на обращение Малыхина И.Л, молодая семья Малыхиных восстановлена в списках граждан-участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей с 16.11.2019 г, а также в списке граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году. При этом в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на 2020 год, утвержденный приказом Департамента строительной политики от 27.11.2019 N 61-02-03/415, семья Малыхиных не была включена, а поэтому оснований для выдачи им свидетельства о праве на социальную выплату в 2020 году не имеется.
25.08.2020 г. УЖО направило Малыхину И.Л. письмо "Об актуализации списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году", с предложением в срочном порядке обратиться в УЖО для рассмотрения вопроса о возможности включения молодой семьи в список изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году, в связи с возможным изменением объема субсидий, предоставляемых на софинансирование мероприятия в 2021 году (т. 1 л.д. 155).
06.10.2020 г. соответствующее заявление от Малыхиных с приложенными документами поступило в УЖО.
В письме от 08.10.2020 г. за N 15129826, направленном в адрес Малыхина И.Л, УЖО сообщило, что в случае предоставления дополнительных бюджетных средств и (или) перераспределения бюджетных средств, предоставляемых на софинансирование мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, семья Малыхиных будет учтена при формировании актуализированного списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по городскому округу город Воронеж.
Однако дополнительных бюджетных средств предоставлено не было, в Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2021 году по Воронежской области, утвержденный приказом ДСП ВО от 01.12.2020 г. N 61-02-03/573, вошли многодетные молодые семьи, которые включаются в список в первую очередь.
Письмом от 25.02.2021 г. за N 15941244 УЖО сообщило Малыхину И.Л. о необходимости представления заявления о включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году.
17.03.2021 г. соответствующее заявление от Малыхиных с приложенными документами поступило в УЖО.
Согласно приказу УЖО от 29.03.2021 N 281 молодая семья Малыхина И.Л. включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году.
На основании приказа УЖО от 27.09.2021 г. N 909 молодая семья Малыхина И.Л. исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в связи с достижением Малыхиным И.Л, ДД.ММ.ГГГГ г.р, 36-летнего возраста.
Оценив установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 15, 16, 151, 1069, 1099 ГК РФ, ст. 2 ЖК РФ, п. 9, 24, 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050, суд, исходя из того, что на день формирования органом исполнительной власти списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2022 году семья Малыхина И.Л. перестала соответствовать установленным требованиям, в связи с достижением Малыхиным И.Л. ДД.ММ.ГГГГ возраста 36 лет, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Соглашаясь с постановленным решением, суд апелляционной инстанции указал, что факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что предусмотренная федеральной целевой программой "Жилище" социальная выплата не является доходом, получаемым при обычных условиях гражданского оборота, поскольку молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии, сроки получения которой не определены. При этом, в случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
Придя к выводу, что денежные средства, заявленные к взысканию, нельзя отнести к убыткам, со ссылкой на то, что неполученная социальная выплата, предусмотренная федеральной целевой программой "Жилище", не является доходом, получаемым при обычных условиях гражданского оборота, суд апелляционной инстанции отклонил доводы жалобы о наличии у истцов убытков по вине ответчика.
Судебная коллегия согласиться с данными выводами не может по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
С 1.01.2018 г. действие указанной федеральной целевой программы досрочно прекращено в связи с изданием постановления Правительства РФ от 12.10.2017 г. N 1243.
Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 01.01.2018 г. осуществляется в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710.
Согласно внесенным изменениям в акты Правительства РФ постановлением N 1710, для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 (далее - Правила).
Пунктом 24 Правил установлено, что орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы (п. 26 Правил).
В соответствии с п. 27 Правил, после доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по форме, установленной ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.
Приказом департамента строительной политики Воронежской области от 05.06.2018 N 61-02-03/146 утвержден Порядок формирования органом местного самоуправления Воронежской области списка молодых семей - участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и формы этого списка.
Согласно п. 2.1 названного Порядка, орган местного самоуправления до 1 апреля года, предшествующего планируемому, в форме заказных писем с уведомлением (либо в иной форме, подтверждающей извещение молодой семьи), оповещает молодые семьи - участников основного мероприятия о необходимости представления заявления о включении в список по форме, приведенной в приложении к настоящему Порядку (далее - заявление). Заявление молодые семьи - участники основного мероприятия подают в орган местного самоуправления до 1 мая года, предшествующего планируемому.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что семья в составе двух человек, Малыхиной Н.И. и Малыхина И.Л, признанная 08.11.2010 г. нуждающейся в улучшении жилищных условий, с 16.11.2010 г. признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, то есть на момент признания семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" она соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в получении социальной выплаты, но с момента постановки в список участников подпрограммы социальные выплаты не получила.
При этом судом также установлено, что в апреле 2019 г. истцы обратились к ответчику с заявлением о включении их семьи в состав молодых семей, желающих получить социальную выплату в 2020 г, и приказом УЖО от 11.04.2019 г. N 465 они были включены в список семей - участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", желающих получить социальную выплату в 2020 г. по городскому округу г. Воронеж, но приказом от 06.11.2019 г. N 1382 молодая семья истцов исключена из списков участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.
Однако приказ УЖО N 1382 от 06.11.2019 г, которым молодая семья была исключена из списков участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, решением Советского районного суда г. Воронежа от 02.07.2020 г. признан незаконным и отменен.
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, что молодая семья Малыхиных была реально восстановлена в списках участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей на 2020 год и это обстоятельство судом не проверялось.
При этом, орган местного самоуправления 25.08.2020 г, в лице УЖО, направило Малыхину И.Л. письмо "Об актуализации списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году", с предложением в срочном порядке обратиться в УЖО для рассмотрения вопроса о возможности включения молодой семьи в список изъявивших желание получить социальную выплату уже в 2021 году, несмотря на то, что решением суда приказ УЖО об исключении семьи из списка лиц, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году, отменён как незаконный.
Как следует из письма УЖО от 08.10.2020 г, направленном в адрес Малыхина И.Л, УЖО семья Малыхиных будет учтена при формировании актуализированного списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по городскому округу город Воронеж в случае предоставления дополнительных бюджетных средств и (или) перераспределения бюджетных средств, предоставляемых на софинансирование мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.
Однако из ответа УЖО следует, что в Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2021 году по Воронежской области, утвержденный приказом ДСП ВО от 01.12.2020 г. N 61-02-03/573, вошли лишь многодетные молодые семьи.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы ссылались на то, что по вине ответчика они, включенные в Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2020 году по Воронежской области, не смогли получить предназначенную им социальную выплату, тогда как такую выплату получили семьи, находившиеся в очереди после молодой семьи Малыхиных.
Между тем, данные обстоятельства судом не устанавливались и оценки не получили.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п.1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п.2).
Согласно ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу положений ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При таких обстоятельствах юридически значимым обстоятельством в рамках заявленных истцами требований является установление обстоятельств, свидетельствующих о том, имело ли место нарушение прав истцов со стороны ответчика, в частности, суду следовало поставить на обсуждение вопрос - могли ли истцы реализовать свое право на получение жилищной субсидии, если бы они не были незаконно исключены из списков претендентов на получение этой субсидии.
Осталось без судебной проверки и оценки обстоятельства надлежащего исполнения ответчиком решения Советского районного суда г. Воронежа от 02.07.2020 г. и явилось ли это следствием того, что молодая семья Малыхина И.Л. была исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в связи с достижением Малыхиным И.Л. 15.09.2021г. 36-летнего возраста.
Указанные обстоятельства судом не устанавливались и не исследовались, при таких обстоятельствах выводы об отказе в удовлетворении заявленных требований являются преждевременными.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 13 сентября 2022 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, установить все юридически значимые обстоятельства и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального и процессуального закона.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 13 сентября 2022 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.