Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Анохина В.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области о возложении обязанности включить периоды в стаж работы в сельском хозяйстве, установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 05 декабря 2022 г, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, изучив возражения Анохина В.Н. на кассационную жалобу,
УСТАНОВИЛА:
Анохин В.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области о возложении обязанности включить периоды в стаж работы в сельском хозяйстве, установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Решением Советского районного суда г. Липецка от 01 августа 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 05 декабря 2022 г. решение Советского районного суда г. Липецка от 1 августа 2022 г. отменено в части отказа в удовлетворении требований Анохина В.Н. о возложении обязанности включить периоды работы с 8 июля 2006 г. по 17 марта 2011 г, с 21 сентября 2011 г. по 1 июня 2018 г. в стаж работы в сельском хозяйстве, установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Принято в этой части новое решение, которым на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области возложена обязанность включить периоды работы Анохина В.Н. в должности водителя автобуса с 8 июля 2006 г. по 17 марта 2011 г. в ООО "Авангард", с 21 сентября 2011 г. по 1 июня 2018 г. в ООО "Агроконсалтинг" в стаж работы в сельском хозяйстве, установить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в период с 26 февраля 2019 г. по 31 марта 2019 г. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Первым кассационным судом общей юрисдикции на основании статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом статьи 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" произведена замена стороны - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Липецкой области.
В кассационной жалобе, поданной представителем Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области Плотниковой О.А, поставлен вопрос об отмене апелляционного определения в части возложения обязанности установить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в период с 26 февраля 2019 г. по 31 марта 2019 г, установив дату фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 марта 2019 г. по 31 марта 2019 г. в связи с нарушением норм материального права.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оснований выйти за пределы доводов кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Анохин В.Н. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 14 августа 2015 г.
26 февраля 2019 г. Анохин В.Н. обратился в ГУ - УПФР в Добровском районе Липецкой области с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости с повышением фиксированной выплаты за периоды работы в сельском хозяйстве в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением от 28 февраля 2019 г. пенсионный орган уведомил Анохина В.Н. об оставлении заявления о перерасчете страховой пенсии по старости без рассмотрения, указав, что стаж работы истца в сельском хозяйстве составляет 23 года 08 месяцев 24 дня, при требуемом не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не включив в стаж работы истца в сельском хозяйстве периоды работы с 3 мая 2008 г. в должности водителя автобуса в связи с тем, что наименование данной профессии не предусмотрено Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440.
С 01 июня 2018 г. Анохин В.Н. не осуществлял трудовую деятельность.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие о том, что в период работы с 8 июля 2006 г. по 17 марта 2011 г. в ООО "Авангард", а также с 21 сентября 2011 г. по 1 июня 2018 г. в ООО "Агроконсалтинг" он осуществлял трудовую деятельность в качестве рабочего на сельхозучастке и его работа была связана с сельским хозяйством.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, проанализировав выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, указал, что основным видом деятельности ООО "Авангард" являлось выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, основным видом деятельности ООО "Агроконсалтинг" является выращивание многолетних культур, предоставление услуг в области растениеводства, животноводства, производство готовых кормов для животных, содержащихся на фермах, торговля зерном, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных, фруктами и овощами, свежим картофелем, хранение и складирование зерна, место нахождения указанных Обществ - с. ФИО1 района Липецкой области, полагал возможным включить спорные периоды работы истца в стаж работы в сельском хозяйстве, учитываемый при установлении повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Определяя период установления Анохину В.Н. повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом даты обращения в пенсионный орган, полагал возможным установить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с 26 февраля 2019 г. по 31 марта 2019 г, поскольку 1 апреля 2019 года Анохин В.Н. был принят на работу в ООО "Агроконсалтинг".
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 г. N350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статьёй 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрены сроки перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного федерального закона (часть 2 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Учитывая указанное положение закона, письменные возражения истца на кассационную жалобу, полагавшего апелляционное определение не подлежащим отмене, а также с учетом того, что кассационная жалоба подана Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, рассмотрев кассационную жалобу в пределах изложенных в ней доводов, не находит оснований для изменения апелляционного определения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 05 декабря 2022 года оставить без изменений, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.