Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу директора Департамента образования и науки Курганской области Кочерова Андрея Борисовича на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Курганской области N 43-45-25/02-131 от 30 октября 2020 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 28 декабря 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 17 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Департамента образования и науки Курганской области Кочерова Андрея Борисовича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Курганской области N 43-45-25/02-131 от 30 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 28 декабря 2020 года (N 12-1435/2020) и решением судьи Курганского областного суда от 17 марта 2021 года (N 72-87/2021), директор Департамента образования и науки Курганской области Кочеров А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Кочеров А.Б. просит принятые по делу судебные акты отменить ввиду их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Принцип эффективности использования бюджетных средств, согласно ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, Кочеров Андрей Борисович назначен на должность директора Департамента на основании Распоряжения Губернатора Курганской области от "данные изъяты" "О назначении Кочерова А.Б.".
В соответствии с п. 12 раздела IV Положения о Департаменте образования и науки Курганской области, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 23.11.2015 N 375 директор Департамента:
- осуществляет общее руководство на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий;
- в установленном порядке представляет Департамент в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, и т.д.
Согласно должностной инструкции к обязанностям директора Департамента, в том числе, относится осуществление руководства деятельностью Департамента и выполнение возложенных на него обязанностей, представление в установленном порядке Департамента в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами по вопросам деятельности Департамента, издание в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством приказов, распоряжений, указаний, обязательных для исполнения работниками Департамента и т.п. Согласно п. 4.1 должностной инструкции, директор Департамента несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и Курганской области за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей.
В результате проведения выездной плановой проверки использования субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных органам государственной власти субъектов РФ Департаментом образования и науки Курганской области за 2019 год установлены следующие нарушения бюджетного законодательства:
1. произведено неправомерное использование средств субвенции, выразившееся в оплате услуг связи 5 абонентских номеров, не закрепленных за отделом государственного надзора и контроля в сфере образования в рамках договора от 31.01.2019 N "данные изъяты", заключенного с АО "ЭР-Телеком Холдинг" на предоставление услуг связи, по актам выполненных работ на общую сумму 43 202, 25 руб, в нарушение п. 3 ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подп. "и" п. 3 Методики определения общего размера субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, государственному контролю качества образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденной постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1116;
2. допущено неэффективное использование средств субвенции в сумме 439 615 руб, выразившееся в неприменении мер по достижению заданных результатов с использованием наименьшего объёма бюджетных средств (экономности), а именно, при формировании государственного задания Государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Институт развития образования и социальных технологий" на 2019 год в затраты на общехозяйственные нужды включены затраты на проезд одного эксперта до места проведения проверки с объемом финансового обеспечения в размере 647 735 руб, из расчета норматива 55 руб. на единицу государственной услуги и количество часов проведения экспертиз в размере 11 777 часов, в то время как следовало определить затраты на проезд одного эксперта до места проведения и обратно - 55 руб, числа экспертов, необходимых для проведения одной проверки - 11 человек, и количества запланированных на 2019 год проверок - 344, согласно информации о показателях, используемых для расчета субвенции на 2019 год, в размере 208 120 руб, в нарушение ст. 34, п. 3 ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подп. "к" п. 3 Методики определения общего размера субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, государственному контролю качества образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденной постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1116.
16.04.2020 Управлением Федерального казначейства по Курганской области внесено представление N 43-45-14/45-35 с требованием:
- устранить бюджетное нарушение (п. 1) путем осуществления возврата в доход федерального бюджета неправомерно использованных средств субвенции в размере 43 202, 25 руб. по КБК 09021935900020000150 "Возврат остатков единой субвенции из бюджетов РФ" (код цели 19-783);
- принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений (п. 1, 2).
О результатах исполнения преставления УФК по Курганской области должно быть проинформировано в срок до 30.09.2020.
В рамках исполнения представления Департаментом, за подписью директора Департамента Кочерова А.Б, в адрес УФК по Курганской области была направлена информация от 14.07.2020, из содержания которой следует, что Департамент обратился в Арбитражный суд Курганской области с иском об оспаривании представления, а также просит продлить срок исполнения представления до завершения судебного разбирательства.
Для продления срока исполнения преставления УФК по Курганской области рекомендовало обратиться с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Курганской области.
Определением Арбитражного суда Курганской области от 03.08.2020 в приостановлении действия оспариваемого представления отказано, в том числе, по причине истечения срока для его исполнения.
Таким образом, предписание не выполнено в полном объеме, документов, обстоятельств, свидетельствующих о невозможности выполнения представления, принятия всех необходимых мер для его выполнения не представлено.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора Департамента Кочерова А.Б. к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из буквального толкования диспозиции части 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении или ненадлежащем выполнении в установленный срок исключительно законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.
Законность предписания оспорена Департаментом образования и науки Курганской области в Арбитражном суде Курганской области.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 16 сентября 2022 года по делу N А34-7079/2020, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого Арбитражного суда Курганской области от 30 ноября 2022 года, требование Департамента образования и науки Курганской области удовлетворено. Указанное предписание признано незаконным.
Данный факт имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отмена предписания, за неисполнение которого директора Департамента Кочерова А.Б. привлечен к административной ответственности по настоящему делу, свидетельствует об отсутствии в его деянии состава вмененного административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Курганской области N 43-45-25/02-131 от 30 октября 2020 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 28 декабря 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 17 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Департамента образования и науки Курганской области Кочерова Андрея Борисовича, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии директора Департамента образования и науки Курганской области Кочерова Андрея Борисовича состава вмененного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Курганской области N 43-45-25/02-131 от 30 октября 2020 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 28 декабря 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 17 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Департамента образования и науки Курганской области Кочерова Андрея Борисовича, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.