Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Зариповой Ю.С, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Барсуковой Ольги Николаевны на решение Челябинского областного суда от 04 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 12 октября 2022 года по административному делу N 3а-140/2022 по административному иску Барсуковой Ольги Николаевны о признании не действующим в части решения Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 года N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы".
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения представителя административного истца Вотиновой Т.Ю, доводы кассационной жалобы поддержавшей, возражения на доводы кассационной жалобы представителя административного ответчика Власова Ю.В, заинтересованного лица Савиной Е.В, заключение прокурора Трифоновой М.К, полагавшей апелляционное определение подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
9 октября 2012 года Челябинской городской Думой принято решение N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы" (далее - Правила землепользования).
Утверждённые данным решением Правила землепользования включают в себя, помимо иного, карту градостроительного зонирования (приложение N 2); градостроительные регламенты (приложение N 3).
Картой градостроительного зонирования города Челябинска земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 381 м?, расположенный по адресу: "данные изъяты", отнесён к двум территориальным зонам: жилой зоне усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки (В.1.1) и зоне инженерной и транспортной инфраструктур улично-дорожной сети, основных улиц в застройке (К.3.1).
Собственник вышеуказанного земельного участка Барсукова О.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании Правил землепользования не действующими в части установления на карте градостроительного зонирования в границах данного земельного участка двух территориальных зон, ссылаясь на их противоречие Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Земельному кодексу Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, и нарушение прав на использование земельного участка.
Решением Челябинского областного суда от 04 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 12 октября 2022 года, требования административного истца оставлены без удовлетворения.
В поданной 11 апреля 2023 года кассационной жалобе Барсукова О.Н, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Челябинской городской Думой, администрацией города Челябинска, прокуратурой Челябинской области представлены письменные возражения на доводы кассационной жалобы.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив возражения на доводы жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие основания по настоящему административному делу установлены.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ). При этом границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Правила землепользования приняты уполномоченным органом в надлежащей форме с соблюдением порядка принятия, опубликованы в установленном порядке.
По этим основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.
Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Аналогичная норма содержится в части 4 статьи 30 ГрК РФ.
Согласно пунктам 2, 3 части 4 статьи 36 ГрК действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами, а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Оставляя требования административного истца без удовлетворения, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что нахождение земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в двух территориальных зонах, одна из которых фактически определяет границы территории общего пользования, не влечёт неопределённости правового режима земельного участка, требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречит.
Как установлено при рассмотрении дела, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" поставлен на кадастровый учет 09 августа 1996 года, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования не установлен, сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные". Площадь земельного участка при постановке на кадастровый учет 314 м?, на момент разрешения дела - 381 м?.
Из Карты функциональных зон Генерального плана города Челябинска, утверждённого решением Челябинской городской Думы от 21 декабря 2021 года N 25/4, следует, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположен в функциональных зонах застройки индивидуальными жилыми домами и улично-дорожной сети.
Из Карты градостроительного зонирования города Челябинска установлено, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположен в двух территориальных зонах: "жилые территориальные зоны (зоны усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки) (В.1.1.)", "зоны инженерной и транспортной инфраструктур (зоны магистралей городского и районного значения улично-дорожной сети) (К.3.1).
Постановлением Администрации города Челябинска от 11 июля 2016 года N 284-п утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории) в границах улиц: Блюхера, Дарвина, Троицкая, Рылеева в Советском районе города Челябинска, которой часть земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", отнесённая к территориальной зоне К.3.1, обозначена красными линиями, обозначающими границы территорий общего пользования.
Выводы судов о том, что нахождение земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" одновременно в двух территориальных зонах, одна из которых фактически является территорией общего пользования (улично-дорожная сеть) и определяет границы общего пользования в коридорах красных линий, что не противоречит требованиям градостроительного законодательства и не влечет возникновения неопределенности правового режима земельного участка, противоречат материалам дела.
В соответствии с частями 1, 15 статьи 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон, с учетом которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков. Каждый градостроительный регламент действует в пределах границ соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (части 1-3 статьи 36 ГрК РФ).
Правилами землепользования (в редакции на момент разрешения дела) определены виды территориальных зон, для которых устанавливаются градостроительные регламенты, и виды территориальных зон, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты.
Для зоны инженерной и транспортной инфраструктур (К), включающей, помимо иного, К.3 - зону улично-дорожной сети, в которую вошли: К.3.1 зоны магистралей городского и районного значения, К.3.2 зоны основных улиц в застройке, К.3.3 зоны объектов дорожного сервиса, градостроительные регламенты устанавливаются.
В соответствии с частью 3 названных Правил градостроительные регламенты территориальных зон К применяются в отношении земельных участков, которые сформированы и предоставлены физическим и юридическим лицам до вступления в силу настоящих Правил, а также земельных участков, расположенных за обозначенными красными линиями границами территорий общего пользования, границами земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Градостроительный регламент зоны К.3.1 предусматривает основные виды разрешенного использования: улично-дорожная сеть (12.0.1); автомобильный транспорт (7.2); размещение автомобильных дорог (7.2.1); обслуживание перевозок пассажиров (7.2.2); стоянки транспорта общего пользования (7.2.3); обеспечение внутреннего правопорядка (8.3); общее пользование водными объектами (11.1); специальное пользование водными объектами (11.2); коммунальное обслуживание (3.1); предоставление коммунальных услуг (3.1.1); благоустройство территории (размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов) (12.0.2); связь (6.8); оказание услуг связи (3.2.3); обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (3.9.1). Вспомогательные виды разрешенного использования: хранение автотранспорта (2.7.1); служебные гаражи (4.9); заправка транспортных средств (4.9.1.1); автомобильные мойки (4.9.1.3); ремонт автомобилей (4.9.1.4). Условно разрешенные виды использования: нет.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, что территориальная зона К.3.1 фактически является территорией общего пользования, не может быть признан обоснованным.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации обязывает суд определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, и предоставляет суду право в целях правильного разрешения административного дела по своей инициативе истребовать доказательства (часть 3 статьи 62, части 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Ограничившись исследованием вопроса о предназначении территориальной зоны К.3.1, суд первой инстанции не проверил иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего дела, в частности, не выяснил, когда было определено местоположение существующих границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и имел ли административный ответчик возможность учесть месторасположение данного земельного участка при формировании карты градостроительного зонирования и утверждении градостроительного регламента для территориальной зоны К.3.1, несмотря на то, что данные доводы последовательно заявлялись Челябинской городской Думой, администрацией города Челябинска в ходе рассмотрения дела.
Допущенные судом первой инстанции при принятии решения нарушения, выразившиеся в неисполнении приведенных процессуальных требований, судом апелляционной инстанции не устранены.
Данные нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции ввиду установленного законом запрета устанавливать новые обстоятельства и исследовать доказательства.
Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, коллегия полагает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, при котором следует учесть вышеизложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 12 октября 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 07 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.