Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Сапрыгиной Л.Ю, Зариповой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Устьянцевой Натальи Алексеевны, Вологжаниной Ольги Александровны на решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 16 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 26 января 2023 года по административному делу N 2а-19512022 по административному исковому заявлению Устьянцевой Натальи Алексеевны, Вологжаниной Ольги Александровны о признании незаконным постановления администрации городского округа Верхняя Пышма от 04 марта 2022 года N 196 "О подготовке документации по планировке территории "Реконструкция улицы Фабричная города Верхняя Пышма Свердловской области".
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения административных истцов Устьянцевой Н.А, Вологжаниной О.А, их представителя Кадочниковой Т.Г, доводы кассационной жалобы поддержавших, представителя административного ответчика Черемных Е.В, доводы кассационной жалобы полгавшей необоснованными, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрацией городского округа Верхняя Пышма принято постановление от 04 марта 2022 года N 196 "О подготовке документации по планировке территории "Реконструкция улицы Фабричная города Верхняя Пышма Свердловской области", которым утверждены, согласно приложению, Задание на подготовку документации по планировке территории и Задание на выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории (пункт 2).
Администрацией городского округа Верхняя Пышма принято постановление от 20 мая 2022 года N 616 "О внесении изменений в Задание на подготовку документации по планировке территории "Реконструкция улицы Фабричная города Верхняя Пышма Свердловской области", которым указанные Задания, согласно приложению, изложены в новой редакции (пункт 1).
Устьянцева Н.А, Вологжанина О.А. (собственники земельных участков, расположенных по "данные изъяты" в городе Верхняя Пышма) обратились в суд с административным иском о признании незаконным постановления администрации городского округа Верхняя Пышма от 04 марта 2022 года N 196 в редакции постановления от 20 мая 2022 года N 616 (далее - постановление от 04 марта 2022 года N 196).
Требования мотивировали тем, что вышеуказанное постановление противоречит частям 1 и 5 статьи 26, части 6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), допускает изъятие земельных участков по улице Фабричная для государственных и муниципальных нужд, чем нарушает право собственности административных истцов.
Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 16 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Свердловского областного суда от 26 января 2023 года, административный иск оставлен без удовлетворения.
В поданной 19 апреля 2023 года кассационной жалобе Устьянцева Н.А, Вологжанина О.А, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просят отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
К кассационной жалобе приложены новые доказательства (схема проекта межевания территории и схема проекта планировки территории), в принятии которых судебной коллегией кассационного суда отказано на основании части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ходатайство заинтересованного лица Берсенева Е.А. об отводе председательствующего разрешено в установленном порядке с вынесением отдельного определения.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела до начала судебного заседания, не представили, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
При рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций, констатировав принятие постановления от 04 марта 2022 года N 196 уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением порядка принятия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому для удовлетворения административного иска необходимо установить наличие одновременно двух условий: несоответствие решения органа или должностного лица нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, и нарушение этим решением прав и законных интересов административного истца, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Судебная коллегия по административным делам кассационного суда поводов не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не усматривает.
Градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства (пункт 1 статьи 1 ГрК РФ).
Регламентация градостроительной деятельности имеет цель обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения осуществляется территориальное планирование - планирование развития территорий (пункт 2 статьи 1 ГрК РФ).
Документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе, генеральные планы городских округов (статья 18 ГрК РФ).
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ).
Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (часть 1 статьи 41.1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 41.2 ГрК РФ документация по планировке территории разрабатывается в соответствии с материалами инженерных изысканий.
Согласно части 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2-4.2 и 5.2 статьи 45 Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 2 статьи 46 ГрК РФ).
Как установлено при рассмотрении дела, постановление от 04 марта 2022 года N 196 принято уполномоченным органом местного самоуправления при наличии предусмотренных законом оснований - для реконструкции линейного объекта - улицы Фабричная в целях реализации Генерального плана городского округа Верхняя Пышма, утвержденного решением Думы городского округа Верхняя Пышма N 16/1 от 10 февраля 2010 года N 49/4, в установленном порядке опубликовано.
Поскольку отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, а границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, доводы о том, что Генеральный план не предусматривает реконструкцию улицы Фабричная, не опровергают выводы судебных инстанций.
При этом, вопреки мнению авторов жалобы, проверке на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе генеральному плану, подлежит не решение о разработке документации по планировке территории, а принятые в установленном законом порядке проект планировки и проект межевания территории.
Не вызывает сомнений в своей обоснованности вывод судебных инстанций о том, что постановление от 04 марта 2022 года N 196, которое является основанием для подготовки документации по планировке территории, права административных истцов и заинтересованных лиц никоим образом не нарушает, поскольку не содержит предписаний, изменяющих их права или обязанности как собственников земельных участков.
Как следует из части 12.6 статьи 45 ГрК РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Суждения о том, что это постановление создает правовые основания для дальнейшего изъятия земельных участков, основано на ошибочном толковании закона и состоятельным признано быть не может. В указанной части доводы административного иска направлены за защиту предполагаемого в будущем нарушения права, что недопустимо.
Фактически доводы, последовательно приводимые административными истцами в ходе рассмотрения дела, могут быть предметом судебной проверки при оспаривании в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации документации по планировке территории "Реконструкция улицы Фабричная города Верхняя Пышма Свердловской области" в случае ее утверждения.
Между тем, как усматривается из материалов дела, такая документация не утверждена, по результатам публичных слушаний по проекту принято заключение о его правлении на доработку.
Ссылки на письма Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 12 января 2023 года, от 28 ноября 2022 года, ответ администрации городского округа Верхняя Пышма выводы судебных инстанций об отсутствии необходимой совокупности условий для удовлетворения иска не опровергают. Тем более, что письма Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области к нормативным правовым актам не относятся, не имеют доказательственного значения.
Доводы кассационной жалобы о необходимости назначения по делу комплексной строительно-технической землеустроительной экспертизы по инициативе суда правильно отклонены судом апелляционной инстанции. В соответствии со статьей 60 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела. Представленные в материалы дела документы являются достаточными для рассмотрения настоящего дела и в дополнении, в том числе результатами судебной экспертизы, не нуждаются.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 16 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 26 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Устьянцевой Натальи Алексеевны, Вологжаниной Ольги Александровны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 07 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.