Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Чирковой Т.Н., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу Избирательной комиссии Пермского края на определение Пермского краевого суда от 09 февраля 2023 года о взыскании судебных расходов по административному делу N 2а-2982/2022 по административному иску Сало Михаила Николаевича к Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального округа о признании незаконным решения, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
решением Пермского районного суда Пермского края от 15 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 22 августа 2022 года, кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09 сентября 2022 года, решение Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального округа от 03 августа 2022 года N 429/05 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Пермского муниципального округа Пермского края по одномандатному избирательному округу N 9 Сало М.Н, выдвинутого в порядке самовыдвижения, признано незаконным; на Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального округа возложена обязанность зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Думы Пермского муниципального округа Пермского края по одномандатному избирательному округу N 9 Сало М.Н, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Определением Пермского районного суда Пермского края от 01 декабря 2022 года с Министерства территориального развития Пермского края за счет средств казны Пермского края в пользу Сало М.Н. взысканы расходы на оплату услуг представителя, понесенные в связи с рассмотрением настоящего дела, в размере 15 000 руб.
Определением Пермского краевого суда от 09 февраля 2023 года указанное определение отменено, с Избирательной комиссии Пермского края за счет средств казны Пермского края в пользу Сало М.Н. взысканы расходы на оплату услуг представителя, понесенные в связи с рассмотрением настоящего дела, в размере 15 000 руб.
В поданной 03 мая 2023 года кассационной жалобе Избирательная комиссия Пермского края, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить апелляционное определение и разрешить вопрос по существу.
Лица, участвующие в деле, возражения на кассационную жалобу в установленный срок не представили.
На основании статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прихожу к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие основания по настоящему административному делу имеются.
Как следует из материалов дела, Сало М.Н. заявил требования о взыскании за счёт бюджета Пермского края убытков, понесённых им на оплату услуг представителя в связи с рассмотрением настоящего административного дела, в размере 117 000 рублей.
Согласно Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса (статья 111); судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (часть 1 статьи 103).
В соответствии со статьей 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в частности, расходы на оплату услуг представителей (пункт 4), другие признанные судом необходимыми расходы (пункт 7).
В силу статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Частично удовлетворяя заявление Сало М.Н. о взыскании судебных расходов, суд первой инстанции определилсумму компенсации расходов на оплату услуг представителя с Министерства территориального развития Пермского края за счет казны Пермского края с учётом требований разумности и справедливости, объема оказанных юридических услуг, степени сложности дела, объема материалов дела, продолжительности его рассмотрения и других обстоятельств дела в размере 15 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с размером возмещения расходов на оплату услуг представителя, пришел к выводу, что судебные расходы подлежат возмещению казной Пермского края, от имени которой выступает главный распорядитель бюджетных средств, - Избирательная комиссия Пермского края.
Между тем, судами не учтено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
В соответствии с Законом Пермского края от 20 февраля 2007 года N 3-ПК "Об Избирательной комиссии Пермского края" избирательная комиссия Пермского края, обеспечивая реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, является главным распорядителем средств, предусмотренных в краевом бюджете на проведение выборов в органы государственной власти Пермского края, референдума Пермского края, обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий, распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями средств краевого бюджета (территориальными избирательными комиссиями), контролирует и обеспечивает целевое использование указанных средств, проводит ревизии их финансово-хозяйственной деятельности (подпункт "н?" части 1 статьи 11).
В период проведения избирательной кампании выделенные избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов соответствующего уровня и находящиеся на конец текущего финансового года на счетах, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или филиалах публичного акционерного общества "Сбербанк России", не подлежат перечислению в текущем финансовом году избирательными комиссиями, комиссиями референдума на единый счет бюджета и подлежат использованию ими на те же цели до завершения соответствующей избирательной кампании (пункт 12 статьи 57 названного выше Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Несмотря на то, что Избирательная комиссия Пермского края является главным распорядителем бюджетных средств, суду апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела следовало учесть, что избирательная кампания по выборам депутатов Думы Пермского муниципального округа Пермского края уже завершена, что предполагает необходимость разрешения вопроса о взыскании судебных расходов с публично-правового образования в зависимости от уровня выборов в лице соответствующего финансового органа (статья 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судами правильно установлено, что избирательная кампания по выборам депутатов Думы Пермского муниципального округа Пермского края финансировалась из средств краевого бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.
Таким образом, в силу статей 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации судебные расходы по данному делу могут быть взысканы с казны субъекта Российской Федерации - Пермского края, от имени которой выступает соответствующий финансовый орган субъекта Федерации, который не установлен в ходе рассмотрения дела.
Допущенные судом первой инстанции при принятии решения нарушения приведенных выше норм судом апелляционной инстанции не устранены.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое судебное постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, при котором следует учесть вышеизложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья кассационного суда
определил:
определение Пермского краевого суда от 09 февраля 2023 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в Пермский краевой суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.