Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Марченко А.А, Судей Коренева А.С, Горбуновой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-2954/2022 по иску прокурора г. Первоуральска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению "Колония - поселения N 66" Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области, Федеральной службы исполнения наказания России об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, обязании осуществить финансирование мероприятий, по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Колония - поселения N 66" Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области, Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области, Федеральной службы исполнения наказания России на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 22 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 23 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Марченко А.А. о вынесенных по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражения прокуроров Ботева В.Ю. и Тепловой М.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор г. Первоуральска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ "Колония - поселения N 66" ГУ ФСИН России по Свердловской области, ГУ ФСИН России по Свердловской области, ФСИН России о возложении обязанности на ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области в срок до 01 июля 2023 года устранить нарушения требований пожарной безопасности: в административном здании УФИ обеспечить наличие на объекте технической документации на системы противопожарной защиты (система пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем; в общежитии N 1 обеспечить соответствие системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре проектным решениям; в общежитии N 2 обеспечить соответствие системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре проектным решениям; в общежитии N 3 обеспечить наличие на объекте технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства контроля, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем; возложить на ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России обязанность осуществить финансирование указанных мероприятий в срок до 01 февраля 2023 года.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Первоуральска совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы ГО Первоуральск, Шалинского ГО, ГО Староуткинск УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области 28 апреля 2022 года проведены надзорные мероприятия в ФКУ "Колония - поселения N 66" ГУ ФСИН России по Свердловской области в части соблюдения законодательства по пожарной безопасности, по результатам которых выявлены многочисленные нарушения требований федерального законодательства в указанной сфере, вынесенные предписания не выполнены, нарушения не устранены.
Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 22 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 23 декабря 2022 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ФКУ "Колония - поселения N 66" ГУ ФСИН России по Свердловской области, ГУ ФСИН России по Свердловской области, ФСИН России просит отменить обжалуемые судебные постановления, ввиду нарушения норм материального и процессуального права, указывает, что ФКУ "Колония-поселение N 66" ГУ ФСИН России по Свердловской области не обладает собственными денежными средствами, необходимыми для устранения выявленных нарушений; ФСИН России и ГУ ФСИН России по Свердловской области не несет с ФКУ "Колония - поселения N 66" ГУ ФСИН России по Свердловской области субсидиарную ответственность в рамках устранения выявленных нарушений; не являются ответственными за отсутствие денежных средств в рамках лимитов денежных средств, в случае отсутствия лимита денежных средств, обязанность по финансированию учреждений уголовно-исполнительной системы должна возлагаться на Министерство финансов Российской Федерации; судом установлен недостаточный срок для устранения выявленных недостатков. Указывает, что суд апелляционной инстанции рассмотрел доводы ответчика не в полном объеме, а именно на объектах административного здания УФИЦ, общежития N 1, 2 имеется система пожарной безопасности, функционирует и находится в исправном состоянии, у ответчика имеются подтверждающие документы, которые необоснованно не были приняты судом апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении в судебное заседание не явились. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании по рассмотрению кассационной жалобы ФКУ "Колония - поселения N 66" ГУ ФСИН России по Свердловской области, ГУ ФСИН России по Свердловской области, ФСИН России назначенном на 31 мая 2023 года на 16 часов 00 минут был объявлен перерыв до 14 июня 2023 года 10 часов 20 минут, после окончания перерыва явились прокурор Теплова М.Н, рассмотрение дела продолжено в том же составе суда.
Проверив материалы дела и законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы (части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, 28 апреля 2022 года прокуратурой г. Первоуральска в ходе надзорных мероприятий в УФИЦ ФКУ "Колония - поселения N 66" ГУ ФСИН России по Свердловской области выявлены нарушения требований законодательства пожарной безопасности, по результатам которых 01 июня 2022 года вынесено постановление о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 75000 руб.
19 июля 2023 года прокуратурой проведена повторная проверка соблюдения администрацией учреждения законодательства о пожарной безопасности, по результатам проверки установлено, что ранее выявленные нарушения устранены не в полном объеме:
- в административном здании УФИ на объекте отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты (система пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;
- в общежитии N 1 система пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не соответствует проектным решениям;
- в общежитии N 2 система пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не соответствует проектным решениям;
- в общежитии N 3 на объекте отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства контроля, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по гражданским дела Свердловского областного суда, руководствуясь положениями статей 2, 18, 46 Конституции Российской Федерации, статей 10, 13, 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Российской Федерации N 5473-1 от 21 июня 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", статей 1, 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 54 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пришел к выводу о том, что несоблюдение ответчиком ФКУ "Колония - поселения N 66" ГУ ФСИН России по Свердловской области возложенных на него законом обязанностей в области пожарной безопасности, а также не устранение выявленных нарушений закона, нарушает права неопределенного круга лиц (осужденных, сотрудников и иных лиц), создает угрозу их жизни и здоровью.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу положений статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
На основании статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно части 2 статьи 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций о необходимости возложения ФКУ "Колония - поселения N 66" ГУ ФСИН России по Свердловской области обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, поскольку несоблюдение требований пожарной безопасности в административном и общежитиях изолированного участка, функционирующего как исправительный центр может привести к недопустимому риску в области обеспечения безопасности жизни и здоровью людей.
Вопреки доводам жалобы суды при рассмотрении дела по существу сделали правильный вывод о необходимости технической документации на системы противопожарной защиты (система пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем, а также приведении пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствие с проектными решениям.
Ссылки о недостаточности предоставленного судом времени для исполнения решения суда, не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений и не свидетельствует о неисполнимости решения. При наличии явных и объективных препятствий к исполнению решения в установленный судом срок ответчик вправе воспользоваться механизмом, урегулированным статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления, изменение способа и порядка его исполнения).
Ссылки жалобы, что суд апелляционной инстанции не принял дополнительные доказательства, а также рассмотрел доводы ответчика не в полном объеме, а именно о том, что на объектах административного здания УФИЦ, общежития N 1, 2 имеется система пожарной безопасности, функционирует и находится в исправном состоянии, в отношении части нарушений выделены средства и проводятся конкурсные процедуры, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку представитель ФКУ "Колония - поселения N 66" ГУ ФСИН России по Свердловской области в суде первой инстанции признавал исковые требования, на такие доводы при рассмотрении дела в судах первой инстанции заявитель не ссылался, в суде апелляционной инстанции не просил приобщить документы в качестве новых доказательств, а фактическое исполнение началось после вынесения решения суда первой инстанции, что подтверждает правомерность заявленных требований об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Заявитель, приводя доводы аналогичные его позиции при рассмотрении дела в судах апелляционной инстанции, основанные на отсутствии финансирования, совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений, в то время как в суде первой инстанции требования по существу выявленных нарушений требований пожарной безопасности ответчики признавали в полном объеме, не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Между тем иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке, в том числе по обстоятельствам, возникшим после принятия решения судом первой инстанции.
Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов в части удовлетворения требований прокурора, предъявленных к УФСИН России по Свердловской области и ФСИН России.
В соответствии с положениями статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе следственных изоляторов), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В свою очередь УФСИН России по Свердловской области в соответствии с Положением о нем, утвержденным приказом ФСИН России, является территориальным органом ФСИН России и распорядителем (получателем) бюджетных средств, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности которого осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по отношению к ФКУ "Колония - поселения N 66" ГУ ФСИН России по Свердловской области в его полномочия входит доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
Возлагая на УФСИН России по Свердловской области и ФСИН России обязанность обеспечить финансирование заявленных в иске прокурором мероприятий, суды нижестоящих инстанций не учли требования бюджетного законодательства, тем самым ограничив права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, допустили тем самым нарушение установленного статьей 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей. Понуждение УФСИН России по Свердловской области и ФСИН России к финансированию заявленных в иске мероприятий в установленные судом сроки является фактическим вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа государственной власти и его территориального органа.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты в связи с нарушением норм материального права подлежат отмене в части удовлетворения требований к УФСИН России по Свердловской области и ФСИН России с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении иска прокурора г. Первоуральска, действующего в интересах неопределенного круга лиц. В остальной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 22 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 23 декабря 2022 года в части удовлетворения требований о возложении на Главное управление Федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области, Федеральную службу исполнения наказания России обязанности осуществить финансирование, отменить.
В указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора г. Первоуральска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области, Федеральной службы исполнения наказания России.
В остальной части судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Колония - поселения N 66" Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области, Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области, Федеральной службы исполнения наказания России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.