Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Руновой Т.Д., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания гражданское дело N 2-2840/2022 по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области, действующего в интересах Гефлинга Иосифа Кондратьевича, к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 10" о взыскании недополученной суммы жилищно-коммунальной выплаты, по кассационным жалобам государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения N 10", Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 22 декабря 2022 года и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 02 марта 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах Гефлинга И.К к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 10" (далее - ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10") о взыскании недополученной суммы жилищно-коммунальной выплаты на оплату услуг по теплоснабжению за период с января 2022 года по июнь 2022 года в размере 6 334 руб. 84 коп.
В обоснование иска указал, что в прокуратуру района поступило обращение Гефлинга И.К. о принятии мер прокурорского реагирования по факту невыплаты компенсации в составе жилищно-коммунальной выплаты расходов на оплату теплоснабжения. Предоставление компенсации в составе жилищно-коммунальной выплаты расходов на оплату теплоснабжения на территории Лебяжьевского района осуществляет ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10". В ходе проверки установлено, что Гефлинг И.К, "данные изъяты" года рождения, является получателем жилищно-коммунальной выплаты по категории "инвалид 1 группы". Гефлинг И.К. проживает по адресу: "данные изъяты", совместно с "данные изъяты". Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 заявитель вместе с заявлением на получение субсидии предоставляет документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги. Данными документами подтверждаются фактические расходы гражданина на оплату коммунальных услуг, предоставленных МУП "Теплотранс". В доме, где проживает Гефлинг И.К, плата за поставленную тепловую энергию осуществляется в течение календарного года по нормативу. Гефлингом И.К. в прокуратуру района были предоставлены квитанции об оплате коммунальных услуг, произведенных в январе-мае 2022 года. Сумма квитанций по оплате тепловой энергии Гефлингом И.К. в январе-июне 2022 года составила 25 339 руб. 38 коп. При этом ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" компенсация в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты расходов на оплату теплоснабжения в январе-июне 2022 года Гефлингу И.К. произведена не была. Причиной этого явилось отсутствие утвержденного в установленном законом порядке в МУП "Теплотранс" тарифа на отопление. Между тем Гефлинг И.К, являясь добросовестным потребителем коммунальной услуги, произвел оплату по квитанциям, выставленным теплоснабжающей организацией - МУП "Теплотранс".
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлено ему законом. Гефлинг И.К. со своей стороны надлежащим образом исполняет обязательства по договору теплоснабжения, какой-либо ответственности за отсутствие у предприятия утвержденного тарифа нести не может. Реализация норм федерального законодательства и реализация прав граждан не могут ставиться в зависимость от ненадлежащего исполнения своих обязанностей теплоснабжающей организацией, которой не было принято своевременных мер по утверждению тарифа. В случае если бы вышеуказанные квитанции об оплате отопления на сумму 25 339 руб. 38 коп. были приняты ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" к учету у Гефлинга И.К, подлежащая ему жилищно-коммунальная выплата в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты с учетом каждого проживающего в жилом помещении гражданина от платы за потребленную тепловую энергию составила бы 6 334 руб. 84 коп. Согласно квитанциям об оплате поставленной тепловой энергии Гефлингом И.К, годовой норматив потребления данной коммунальной услуги не превышен. Таким образом, жилищно-коммунальная выплата, законные основания для получения которой в настоящее время имеются у Гефлинга И.К, составляет 6 334 руб. 84 коп.
Решением мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 22 декабря 2022 года, с учетом определения об исправлении описки от 20 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Лебяжьевского районного суда Курганской области от 02 марта 2023 года, исковые требования прокурора удовлетворены, с ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" в пользу Гефлинга И.К. взыскана недополученная сумма жилищно-коммунальной выплаты в размере 6 334 руб. 68 коп.
В кассационных жалобах ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10", Главное управление социальной защиты населения Курганской области просят отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на их незаконность.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, суд полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы жалоб не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Гефлинг И.К. зарегистрирован и проживает по адресу: "данные изъяты" совместно с "данные изъяты".
Услугу по отоплению по указанному адресу оказывает МУП "Теплотранс".
В период с января по июнь 2022 года по лицевому счету БП-000000580, открытому на имя Катковой Н.В, за услугу "отопление" начислено 25 339 руб. 38 коп, оплачено 25 439 руб. 67 коп, что подтверждается карточкой расчетов МУП "Теплотранс", а также копиями квитанций.
В соответствии со справкой МСЭ-2016 N 0974162 от 12 февраля 2018 года, истец является инвалидом 1 группы бессрочно.
Предоставление жилищно-коммунальной выплаты на территории Лебяжьевского муниципального округа осуществляет ГКУ "Управление социальной защиты населения N10".
Гефлинг И.К. является получателем жилищно-коммунальной выплаты, однако компенсация в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты расходов на оплату теплоснабжения в январе-июне 2022 года Гефлингу И.К. ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" произведена не была ввиду отсутствия у МУП "Теплотранс" утвержденного тарифа на период с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года.
Наличие у истца права на получение компенсации в составе жилищно-коммунальной выплаты ответчиком не оспаривалось.
Департаментом цен и тарифов Курганской области решение об установлении тарифа на теплоснабжение для МУП "Теплотранс" принято только с 01 июля 2022 года, период действия тарифа с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года.
До установления тарифа на тепловую энергию МУП "Теплотранс" в спорный период использовал тариф предыдущей ресурсоснабжающей организации, установленный постановлением Департамента регулирования цен и тарифов Курганской области на период с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года, 3 002 руб. 67 коп. за 1 Гкал.
Оплата услуги по отоплению жилого помещения истцом произведена в полном объеме на основании квитанций, выставленных МУП "Теплотранс".
Разрешая спор, мировой судья, руководствуясь статьями 153- 154, 157, 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Правилами предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденными постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 года N 594, исходил из того, что Гефлингом И.К. был предоставлен ответчику полный комплект документов, оплата потребленных коммунальных услуг произведена своевременно и в полном объеме, оснований для вывода о том, что в документах содержались недостоверные, либо противоречивые сведения, не имеется, обратного не доказано. Истец, добросовестно исполнивший обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса, не может нести негативные последствия за бездействие МУП "Теплотранс" по установлению тарифа на отопление.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами мирового судьи и их правовым обоснованием.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они основаны на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном установлении обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно части 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Порядок предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Курганской области, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация расходов) регулируется Правилами предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденными постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 года N 594 (далее Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставление жилищно-коммунальной оплаты осуществляется Главным управлением социальной защиты населения Курганской области.
Согласно пункту 5 Правил для назначения жилищно-коммунальной заявитель подает в орган социальной защиты населения заявление о назначении жилищно-коммунальной выплаты с указанием всех лиц, совместно проживающих с заявителем, сведений о жилом помещении (виде и степени благоустройства жилого помещения и потребляемых коммунальных услугах), способа получения жилищно-коммунальной выплаты, а также прилагает документы, определенные пунктом 6 Правил.
По результатам рассмотрения заявления и документов, указанных в пункте 6 Правил, представленных заявителем, орган социальной защиты выносит решение о назначении (отказе в назначении) жилищно-коммунальной выплате. Основанием для отказа в назначении жилищно-коммунальной выплате являются: 1) несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в пункте 2 Правил; 2) непредставление (представление не в полном объеме) заявителем (его представителем) документов, указанных в пункте 6 Правил, за исключением случая, указанного в абзаце десятом пункта 6 Правил; 3) наличие в Единой государственной информационной системе социального обеспечения сведений о предоставлении заявителю меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленной иными нормативными правовыми актами (пункт 11 Правил).
В силу пунктов 15, 16, 19 Правил размер жилищно-коммунальной выплаты определяется исходя из объема мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством для категории граждан, указанных в пункте 2 Правил.
Размер жилищно-коммунальной выплаты рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов (надбавок) к ним (далее - уполномоченный орган), занимаемой заявителем общей площади жилых помещений и тарифов, установленных в соответствии с действующим законодательством уполномоченным органом. При отсутствии приборов учета жилищно-коммунальной выплаты рассчитывается в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченным органом.
В случаях предусмотренных законодательством, расчет жилищно-коммунальной выплаты производится с учетом федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Расчет размера жилищно-коммунальной выплаты производится на основании сведений о фактических начислениях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, произведенных за месяц, предшествующий месяцу начисления сумм жилищно-коммунальной выплаты.
При проживании в жилом помещении нескольких граждан, в том числе получателей жилищно-коммунальной выплаты, расчет размера жилищно-коммунальной выплаты осуществляется с учетом общей площади жилого помещения и оплаты коммунальных услуг, приходящихся на долю каждого проживающего в нем гражданина.
Из названных норм законодательства следует, что инвалиды имеют право на меры социальной поддержки, включая компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Нормативными правовыми актами Курганской области предусмотрен порядок назначения компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, включающий перечень документов, который должен быть предоставлен гражданином, претендующим на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также основания, по которым ему может быть отказано в назначении компенсации таких расходов.
Как правильно установлено судами первой и апелляционной инстанций, Гефлингом И.К, имеющим право на получение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, был предоставлен ответчику полный комплект документов, оплата потребленных коммунальных услуг произведена своевременно и в полном объеме, следовательно оснований для отказа ему в назначении спорной компенсации не имелось.
Доводы кассационных жалоб о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, МУП "Теплотранс" был не вправе начислять плату за тепловую энергию в отсутствие утвержденного тарифа, у Гефлинга И.К. не было оснований производить оплату по незаконно выставленной квитанции, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Как установлено судами, факт поставки МУП "Теплотранс" тепловой энергии в жилое помещение истца в спорный период представителями ответчика и третьего лица в ходе рассмотрения дела не оспаривался. Гефлингом И.К. на основании статей 153-154 Жилищного кодекса Российской Федерации исполнена обязанность по оплате поставленной ему коммунальной услуги - тепловой энергии в полном объеме.
Суды обоснованно исходили из того, что истец, добросовестно исполнивший обязанность по оплате коммунальной услуги, не может нести негативные последствия за несвоевременное установление тарифа за поставляемую МУП "Теплотранс" тепловую энергию. Примененный данной организацией тариф за период с 01 января по 30 июня 2022 года в судебном порядке не оспорен, являлся на тот период действующим, поскольку был установлен постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 16 декабря 2021 года N 53-24 на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "Теплосервис" (Лебяжьевский район, р.п. Лебяжье), на период с 01 января по 30 июня 2022 года.
Доводы кассационных жалоб об отсутствии расчета жилищно-коммунальной выплаты в исковом заявлении прокурора, не являются основанием для отмены судебных постановлений, поскольку судом первой инстанции жилищно-коммунальная выплата взыскана в размере предварительного расчета, представленного в суд ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10", исходя из установленного ранее действовавшему поставщику тепловой энергии постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 16 декабря 2021 года N 53-24 тарифа на тепловую энергию в размере 3 002 руб. 67 коп. за 1 Гкал. Расчет, представленный ответчиком, лицами, участвующими в деле, не оспаривался, принят судом в качестве достоверного доказательства. Доводов о неверности этого расчета в кассационной жалобе не содержится.
Таким образом, принятые по делу обжалуемые судебные акты вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены оспариваемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 22 декабря 2022 года с учетом определения об исправлении описки от 20 января 2023 года и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 02 марта 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения N 10", Главного управления социальной защиты населения Курганской области - без удовлетворения.
Судья Рунова Т.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.