Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5307/2022 по иску Ивановой Ирины Шарафовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о включении периода в страховой стаж, перерасчете размера пенсии, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 22 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, объяснения представителя Ивановой И.Ш. - Шапкина М.Е, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванова И.Ш. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области, в котором просила включить в страховой стаж период нахождения в служебной командировке в Румынии как члена семьи специалиста (супруга Иванова В.М.), произвести перерасчет размера пенсии, увеличить страховую пенсию по старости до соответствующего размера на 2022 год, но не менее 26 886 руб. 35 коп, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб, государственную пошлину - 300 руб, расходы по оплате юридических услуг - 10 000 руб.
В обоснование иска указано, что она является получателем страховой пенсии по старости с 13 ноября 2010 года. Общий трудовой стаж на дату назначения пенсии составлял 32 года 02 месяца 10 дней. Период с 19 февраля 1984 года по 18 августа 1987 года в страховой стаж не включен. В указанный период она находился в служебной командировке в Румынии как член семьи специалиста - супруга Иванова В.М, работавшего инженером-конструктором в отделе главного конструктора по электроприводу и автоматизации НИИТЯЖМАШ ОАО "УРАЛМАШЗАВОД". Данный факт подтверждается справкой N 38-4-382 от 19 августа 1987 года и записью в трудовой книжке. Решением УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга N 648269/21 от 02 июля 2021 года отказано в перерасчете пенсии. Полагает, что в данном случае может быть применено постановление Госкомтруда СССР от 25 декабря 1974 года N 365. Размер ее пенсии составляет 17 187 руб. 38 коп. При включении спорного периода в страховой стаж размер пенсии составит 26 886 руб. 35 коп. Считает, что несоответствие справки 1987 года требованиям, утвержденным в 2009 года, не может служить основанием для ущемления ее прав на полное и справедливое социальное обеспечение.
Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 03 октября 2022 года исковые требование оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 22 февраля 2023 года решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 03 октября 2022 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Ивановой И.Ш. о включении периода в страховой стаж и возложения обязанности произвести перерасчет пенсии.
Принято в указанной части новое решение.
Исковые требования Ивановой И.Ш. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области удовлетворены частично.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области возложена обязанность включить в страховой стаж Ивановой И.Ш. период проживания в Социалистической Республике Румыния с 21 февраля 1984 года по 18 августа 1987 года как супруги работника, направленного за границу, и произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом включенного периода с 21 февраля 1984 года по 18 августа 1987 года за период с 01 июля 2021 года.
В удовлетворении требований в остальной части отказано.
В остальной части решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 03 октября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения Ивановой И.Ш.
Истец Иванова И.Ш, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Иванова И.Ш. является получателем страховой пенсии по старости с 13 ноября 2010 года.
Период с 19 февраля 1984 года по 18 августа 1987 года в страховой стаж истца не включен.
Иванова И.Ш. 28 июня 2021 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области (далее - УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга) с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости и включении вышеуказанного периода в страховой стаж, предоставив справку N 38-4-382 от 19 августа 1987 года, выданную начальником отдела загранкомандировок и обучения иностранных специалистов Всесоюзного объединения по строительству предприятий черной металлургии за рубежом (далее - Всесоюзное объединение "Металлургзарубежстрой"). В справке указано, что Иванова И.Ш. находилась в Социалистической Республике Румыния с 19 февраля 1984 года по 18 августа 1987 года как член семьи специалиста, командированного по линии Всесоюзного объединения "Металлургзарубежстрой".
Согласно записи в трудовой книжке Иванова И.Ш. 10 февраля 1984 года была уволена по собственному желанию с прежнего места работы в связи с выездом мужа за границу.
Решением УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга N 648269/21 от 02 июля 2021 года Ивановой И.Ш. отказано в перерасчете страховой пенсии по старости, поскольку представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым нормативными правовыми актами к справкам, подтверждающим страховой стаж.
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в удовлетворении требования о включении спорного периода в страховой стаж, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 8 статьи 12, частью 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 36 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, Перечнем международных организаций, супругам работников которых при установлении страховых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года N 284, ранее действовавшим Перечнем международных организаций, супругам работников которых при установлении трудовых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2008 года N 885, исходил из того, что ни в одном из указанных Перечней организация, в которой работал супруг истца, не значится; не представлено доказательств того, что Всесоюзное объединение "Металлургзарубежстрой" относилось к числу государственных органов и государственных учреждений СССР, у работодателя имелись представительства за рубежом, а Иванов В.М. направлялся на работу в представительство такого государственного органа и государственного учреждения СССР; справка N 38-4-382 от 19 августа 1987 года не соответствует форме, утвержденной приложением N 5 постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, не содержит всех необходимых сведений, установленных данным постановлением.
Отказав в удовлетворении требований истца о включении периода в страховой стаж, суд первой инстанции пришел к выводу, что не имеется оснований для удовлетворения производных требований о перерасчете размера пенсии, компенсации морального вреда и возмещении судебных расходов.
Не соглашаясь с указанными выводами суда, суд апелляционной инстанции исходил из того, что согласно Правилам об условиях труда советских работников за границей, утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 25 декабря 1974 года N 365, и постановлению Совета Министров СССР от 22 марта 1955 года N 552 все время нахождения члена семьи за границей, независимо от того, работал ли он в этот период времени или нет, включается в трудовой стаж при условии, что перерыв между днем возвращения в СССР и днем поступления на работу не превысил двух месяцев, не считая времени проезда к месту постоянного жительства.
Суд апелляционной инстанции дополнительно установил, что согласно архивной справке от 10 июня 2022 года истец и ее супруг пересекли границу СССР 21 февраля 1984 года и в последующем въехали в СССР 18 августа 1987 года.
В трудовой книжке истца имеется запись о трудоустройстве в производственное объединение "Уралмаш" после возвращения в СССР от 15 сентября 1987 года.
Супруг истца Иванов В.М, согласно справке ПАО "Уралмашзавод" от 03 июня 2022 года N 270/22-300-С, работал в спорный период инженером-конструктором в отделе главного конструктора по электроприводу и автоматизации на Уралмашзаводе производственного объединения "Уралмаш" и находился в заграничной командировке с 21 февраля 1984 года по 18 августа 1987 года.
Согласно ответу ПАО "Уралмашзавод" от 16 февраля 2023 года N 270/23-81-С, документы, указывающие на страну и организацию, в которую был командирован Иванов В.М, на предприятии не сохранились. В период командировки с 21 февраля 1984 года по 18 августа 1987 года Иванов В.М. являлся сотрудником производственного объединения "Уралмаш".
Учитывая, что в срок, не превышающий двух месяцев после возвращения из-за границы в качестве члена семьи работника, направленного на работу во Всесоюзное объединение "Металлургзарубежстрой", истец поступила на работу, трудовой стаж истца не прерывался, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в общий страховой стаж истца подлежит включению период ее нахождения в Социалистической Республике Румыния с 21 февраля 1984 года по 18 февраля 1987 года в качестве члена семьи специалиста, командированного по линии Всесоюзного объединения "Металлургзарубежстрой".
Приходя к выводу о необходимости применения к отношениям сторон Правил об условиях труда советских работников за границей, утвержденных постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 25 декабря 1974 года N 365, суд апелляционной инстанции также указал, что исходит из того, что справка от 19 августа 1987 года N 38-4-382, выданная Министерством черной металлургии СССР, Всесоюзным объединением "Металлургзарубежстрой" содержит указание: "Согласно пункту 49 "Правил об условиях труда советских работников за границей", утвержденных постановлением Государственного комитета по труду от 25 декабря 1974 года N 365, для непрерывного стажа по назначению пособия по социальному страхованию и надбавок к пенсии т. Иванова И.Ш. должна поступить на работу после возвращения в СССР в течение двух месяцев, не считая времени переезда к месту жительства". Указанная справка от 19 августа 1987 выполнена на бланке Министерства черной металлургии СССР, Всесоюзного объединения "Металлургзарубежстрой", подписана начальником отдела загранкомандировок и обучения иностранных специалистов и заверена оттиском печати Министерства черной металлургии СССР.
С учетом указанных фактических обстоятельств, в соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, суд апелляционной инстанции нашел необоснованными выводы суда первой инстанции о том, что справка N 38-4-382 от 19 августа 1987 года не содержит необходимых сведений и не соответствует форме, указанной в приложении N 5 к постановлению Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пениях", установив, что с заявлением о перерасчете размера пенсии по соответствующим основаниям истец обратилась к ответчику 28 июня 2021 года, определил, что перерасчету подлежит период с 01 июля 2021 года.
Оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии и установить пенсию в конкретном размере, указанном в исковом заявлении, суд апелляционной инстанции не усмотрел, указав, что расчет пенсии производится пенсионным органом в соответствии с порядком, предусмотренным главой 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пениях".
Правовых и фактических оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда суд апелляционной инстанции не нашел, в связи с чем пришел к выводу, что решение суда в этой части отмене не подлежит.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов в размере 10 000 руб, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в материалы дела не представлен документ, подтверждающий фактическую оплату истцом услуг по данному договору, а предмет договора не подтверждает характер услуг как судебные, а предусматривает подготовку и направление документов в пенсионный орган и в архивы.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит определение суда апелляционной инстанции вынесенным с существенным нарушением норм права, которые выразились в следующем.
Одной из процессуальных гарантий права на судебную защиту в целях правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел является норма части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающая, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Требованиям законности и обоснованности согласно пункту 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должно отвечать и апелляционное определение суда апелляционной инстанции.
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Кроме того, в силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Между тем обжалуемое судебное постановление суда апелляционной инстанций по настоящему делу указанным требованиям закона и разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации не соответствует.
Периоды работы и иной деятельности, подлежащие включению в страховой стаж, определены статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пениях", к ним относятся периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (здесь и далее в редакции на день обращения 28 июня 2021 года с заявлением о перерасчете размера пенсии, далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пениях").
Согласно пункту 8 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пениях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитывается, период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.
При этом периоды, предусмотренные частью 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 этого федерального закона (часть 2 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Перечень международных организаций, супругам работников которых при установлении страховых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей утвержден постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года N 284.
В соответствии с пунктом 36 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, подтверждается справками государственных органов (организаций), направлявших работника на работу в указанные организации (учреждения), по форме согласно приложению 5.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Положения, аналогичные пункту 8 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пениях", содержались в подпункте 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Перечень международных организаций, супругам работников которых при установлении трудовых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2008 года N 885. Данный Перечень утратил силу в связи с изданием вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года N 284.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П предусмотрено, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно письму Минздравсоцразвития Российской Федерации от 04 июня 2004 года N МЗ-637 "О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П", при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
До вступления в силу 01 января 2002 года Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 89 - 92, 95).
Согласно статье 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1), в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
В соответствии с пунктом "д" статьи 92 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 в общий трудовой стаж включаются наравне с работой, указанной в статье 89 Закона периоды проживания за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности.
Информационным письмом Минтруда Российской Федерации N 4932-16, Пенсионного фонда Российской Федерации N 06-25/8503 от 19 октября 2001 года доведен перечень основных международных организаций, в которых Россия принимает активное участие.
Таким образом, период проживания Ивановой И.Ш. за границей может быть включен в страховой стаж при условии, что ее супруг относился к числу работников, указанных в пункте 8 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пениях", либо к числу работников советских учреждений или международных организаций, указанных в пункте "д" статьи 9 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1.
Вместе с тем, обстоятельств, свидетельствующих о том, что супруг Ивановой И.Ш. в спорный период относился к числу работников, указанных в пункте 8 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пениях", либо к числу работников советских учреждений или международных организаций, указанных в пункте "д" статьи 9 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1, судом апелляционной инстанции при разрешении исковых требований Ивановой И.Ш. не установлено.
Возлагая на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области обязанность включить в страховой стаж Ивановой И.Ш. период проживания в Социалистической Республике Румыния с 21 февраля 1984 года по 18 августа 1987 года в качестве супруги работника, направленного за границу, суд апелляционной инстанции указал, что согласно постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 25 декабря 1974 года N 365 и постановлению Совета Министров СССР от 22 марта 1955 N 552 все время нахождения члена семьи за границей, независимо от того, работал ли он в этот период времени или нет, включается в трудовой стаж при условии, что перерыв между днем возвращения в СССР и днем поступления на работу не превысил двух месяцев, не считая времени проезда к месту постоянного жительства.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 22 марта 1955 года N 552 "О трудовом стаже работников, направляемых на работу в учреждения СССР за границей и в международные организации" работникам, направленным в учреждения СССР за границей или в международные организации, в непрерывный трудовой стаж, необходимый для получения пособий по временной нетрудоспособности и для определения размеров пенсий по инвалидности от общих заболеваний, засчитывается время их работы в этих учреждениях и организациях при условии поступления на работу после возвращения в СССР в течение двух месяцев, не считая времени переезда к месту работы. Время работы этих работников в указанных учреждениях и организациях засчитывать также в стаж, необходимый для назначения повышенных пенсий.
Пребывание за границей не работавших в учреждениях СССР за границей и в международных организациях членов семей указанных работников не прерывает их трудового стажа, который они имели до выезда за границу, при условии поступления на работу после возвращения в СССР в течение двух месяцев, не считая времени переезда к месту работы.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 25 декабря 1974 года N 365 утверждены Правила об условиях труда советских работников за границей (далее - Правила об условиях труда советских работников за границей; признаны не действующими на территории Российской Федерации в связи с изданием постановления Минтруда Российской Федерации от 17 января 2003 года N 3), которые в соответствии с пунктом 1 распространяли свое действие на:
а) на советских работников, направленных из СССР или принятых за границей из числа членов семей этих работников на штатные должности в учреждения СССР за границей;
б) на других советских работников, приравненных по условиям материального обеспечения (с учетом льгот и преимуществ, установленных для них законодательством СССР) к работникам учреждений СССР за границей;
в) на советских специалистов, направленных за границу для оказания технического содействия и других услуг;
г) на советских специалистов, направленных за границу для обслуживания экспортируемой из СССР техники, приемки импортной продукции и выполнения других поручений министерств и ведомств;
д) на персонал советских выставок за границей;
е) на советских работников, выезжающих в краткосрочные служебные командировки за границу.
В соответствии с примечаниями к указанному пункту условия труда работников, перечисленных в подпунктах "в", "г", "д" пункта 1, регулируются в разделе III настоящих Правил.
На советских работников учреждений СССР за границей распространяется действие законодательства Союза ССР и союзных республик с особенностями, установленными настоящими Правилами (пункт 2 данных Правил).
Согласно пункту 3 Правил об условиях труда советских работников за границей советские граждане, направленные из СССР и принятые на месте из числа членов семей этих граждан на штатные должности для работы в учреждениях СССР за границей, считаются сотрудниками министерств (ведомств), осуществляющих регулирующую или оперативную деятельность по отношению к соответствующим учреждениям СССР за границей.
Все должностные назначения и перемещения работников в учреждениях СССР за границей оформляются приказами (распоряжениями) указанных министерств (ведомств) независимо от приказа по соответствующему учреждению СССР за границей. Записи в трудовых книжках о их работе за границей производятся этими министерствами (ведомствами).
На социальное страхование работников учреждений СССР за границей, направленных из СССР, а также принятых на работу на месте на штатные должности из числа членов их семей, соответствующие министерства и ведомства уплачивают в СССР в централизованном порядке страховые взносы в процентах, устанавливаемых Правительством СССР, от суммы заработной платы, выплачиваемой указанным работникам в советской и иностранной валютах (пункт 42 Правил об условиях труда советских работников за границей).
В соответствии с пунктом 48 Правил об условиях труда советских работников за границей работникам, направленным в учреждения СССР за границей, а также членам их семей, принятым на месте на штатные должности, время работы в этих учреждениях засчитывается в их непрерывный трудовой стаж при назначении пособий по государственному социальному страхованию при условии поступления на работу по возвращении в СССР в течение двух месяцев, не считая времени проезда к месту постоянного жительства и нахождения в отпуске, не использованного за время работы за границей.
Время пребывания за границей не работавших в учреждениях СССР за границей членов семей указанных работников не прерывает их трудового стажа, если перерыв между днем возвращения в СССР и днем поступления на работу не превысил двух месяцев, не считая времени проезда к месту постоянного жительства.
Согласно пункту 49 указанных Правил, время работы в учреждениях СССР за границей не прерывает стажа, дающего право на получение вознаграждения за выслугу лет или надбавок за стаж работы по специальности, если работник до направления за границу занимал должность или выполнял работу, дающую право на получение вознаграждения или надбавок и поступил на работу, где по действующим положениям выплачиваются указанные вознаграждение или надбавки, в течение двух месяцев после возвращения в СССР (не считая времени проезда к месту жительства и нахождения в отпуске, не использованного за время работы за границей). В таком же порядке сохраняется этот стаж и членам семей, находившимся за границей вместе с работником.
Указанный порядок применяется также при исчислении непрерывного трудового стажа, учитываемого при определении размера вознаграждения за общие годовые итоги работы предприятия, если работники и члены их семей по возвращении в СССР поступили на работу на предприятие, в котором они работали до направления за границу.
На советских специалистов, направленных за границу для оказания технического содействия и других услуг и членов семей советских работников, принятых за границей на должности, предусмотренные контрактами, распространяется действие пунктов 4 - 6, 15 (последний абзац), 16, 24, 25, 28 (абзацы первый, третий, пятый, шестой и примечания), 30, 40 - 42, 46 - 50, а также действие пунктов 9 - 13 настоящих Правил, если специальными решениями Правительства СССР не установлены для специалистов более льготные условия (пункт 51 в раздела III Правил об условиях труда советских работников за границей).
В трудовые книжки специалистов, направляемых на работу за границу, предприятия (учреждения, организации) производят запись об откомандировании их в распоряжение министерств (ведомств) для использования на работе за границей.
Трудовые книжки специалистов хранятся на предприятиях, в учреждениях, организациях, где они работали до выезда за границу (пункт 52 Правил об условиях труда советских работников за границей).
Согласно пункту 53 Правил об условиях труда советских работников за границей должностные назначения и перемещения специалистов (в том числе принятых на месте из числа членов семей советских работников за границей) оформляются в СССР приказом по министерству (ведомству), направившему специалистов, а за границей - приказом по аппарату Советника по экономическим вопросам (в тех странах, где нет Советника по экономическим вопросам, - приказом по Посольству СССР).
Записи в трудовые книжки специалистов производятся по окончании их работы за границей предприятиями (учреждениями, организациями), в которых они работали до выезда за границу, на основании справок министерств и ведомств. В справках указывается время работы за границей и занимаемая должность, а также основание их выдачи (номера и даты соответствующих приказов).
В трудовые книжки специалистов, принятых на месте из числа членов семей для работы в советских строительных организациях за границей или на объектах, сооружаемых при техническом содействии СССР, записи о работе производятся соответствующими министерствами (ведомствами).
Таким образом, согласно постановлению Совета Министров СССР от 22 марта 1955 года N 552 "О трудовом стаже работников, направляемых на работу в учреждения СССР за границей и в международные организации" и Правилам об условиях труда советских работников за границей, утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 25 декабря 1974 года N 365, время пребывания за границей не работавших в учреждения СССР за границей или в международных организациях членов семей работников, направленных в учреждения СССР за границей или в международные организации, не прерывает их трудового стажа, если перерыв между днем возвращения в СССР и днем поступления на работу не превысил двух месяцев, не считая времени проезда к месту постоянного жительства.
Указанные постановления положений о включении в трудовой стаж времени пребывания за границей не работавших в учреждениях СССР за границей или в международных организациях членов семей работников, направленных в учреждения СССР за границей или в международные организации, не содержат.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что согласно постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 25 декабря 1974 года N 365 и постановлению Совета Министров СССР от 22 марта 1955 N 552 все время нахождения члена семьи за границей, независимо от того, работал ли он в этот период времени или нет, включается в трудовой стаж при условии, что перерыв между днем возвращения в СССР и днем поступления на работу не превысил двух месяцев, не считая времени проезда к месту постоянного жительства, является ошибочным.
Продолжительность непрерывного трудового стажа имела значение при назначении пособий по государственному социальному страхованию (Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденные постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 года N 191), надбавок к пенсии (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях"). Возможность включения в общий трудовой стаж периода проживания за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций впервые было предусмотрено положениями Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1.
Суд апелляционной инстанции фактически распространил на Иванову И.Ш. действие пунктов 48 и 49 Правил об условиях труда советских работников за границей, неправильно истолковал их, а также не учел, что Иванова И.Ш, согласно справке N 38-4-382 от 19 августа 1987 года, выданной начальником отдела загранкомандировок и обучения иностранных специалистов Всесоюзного объединения "Металлургзарубежстрой", находилась в Социалистической Республике Румыния с 19 февраля 1984 года по 18 августа 1987 года как член семьи специалиста, командированного по линии Всесоюзного объединения "Металлургзарубежстрой".
В соответствии с пунктом 51 Правил об условиях труда советских работников за границей действие пунктов 48-49 данных Правил распространяется на советских специалистов, направленных за границу для оказания технического содействия и других услуг и членов семей советских работников, принятых за границей на должности, предусмотренные контрактами.
Указанные Правила об условиях труда советских работников за границей не предусматривают возможность распространения действий пунктов 48-49 Правил на не работавших членов семьи специалистов.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что Иванова И.Ш. проживала за границей как супруга работника советского учреждения или международной организации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 22 февраля 2023 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 22 февраля 2023 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.