Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-985/2022 по иску Филаткина Александра Юрьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области на решение Туринского районного суда Свердловской области от 05 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Филаткин А.Ю. обратился с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту - Отделение Пенсионного фонда), в котором просил признать незаконным отказ ответчика в назначении ему страховой пенсии по старости за период с 20 февраля 2019 года по 22 мая 2022 года, оформленный письмом от 29 июня 2022 года N Ф-13014-11-56/15625-22 от 29 июня 2022 года; признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 20 февраля 2019 года, возложить на Отделение Пенсионного фонда обязанность назначить ему страховую пенсии по старости с 20 февраля 2019 года и произвести выплату недополученной страховой пенсии по старости за период с 20 февраля 2019 года по 22 мая 2022 года.
В обоснование иска указал, что с 08 апреля 2010 года ему была назначена трудовая пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания по 3 группе инвалидности. С 01 октября 2013 года на основании заявления о переводе на другой вид пенсии была установлена государственная пенсия по инвалидности в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 166-ФЗ. С 23 мая 2022 года ему (дата обращения с заявлением о назначении пенсии) назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ с сохранением государственной пенсии по инвалидности в соответствии с пунктом 2 части 8 Федерального закона N 166-ФЗ. Полагал решение ответчика в назначении досрочной страховой пенсии с 23 мая 2022 года незаконным, поскольку право на указанную пенсию возникло с 20 февраля 2019 года, по достижении возраста 55 лет. Указал, что неоднократно (07 февраля 2018 года, 16 февраля 2018 года) обращался в орган пенсионного обеспечения по вопросу разъяснения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, приносил справку ГКУ службы занятости населения Свердловской области "Туринский центр занятости", получал сведения о состоянии индивидуального лицевого счета (ИЛС) застрахованного лица, ставил вопрос о корректировке данного счета. От сотрудников ответчика он получил разъяснение о праве на спорную пенсию по достижении возраста 60 лет.
Решением Туринского районного суда Свердловской области от 05 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 февраля 2023 года, требования Филаткина А.Ю. удовлетворены.
Признан незаконным отказ Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области в назначении Филаткину А.Ю. страховой пенсии по старости в период с 20 февраля 2019 года по 22 мая 2022 года.
Признано право Филаткина А.Ю. на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 20 февраля 2019 года.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области возложена обязанность назначить Филаткину А.Ю. досрочную страховую пенсию по старости с 20 февраля 2019 года и произвести выплату недополученной страховой пенсии по старости за период с 20 февраля 2019 года по 22 мая 2022 года.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 января 2023 года произведена замена ответчика - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области на его правопреемника -Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения Филаткина А.Ю.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Филаткину А.Ю, "данные изъяты" года рождения, с 23 апреля 2010 года была назначена трудовая пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 01 октября 2013 года на основании заявления истца о переводе на другой вид пенсии установлена государственная пенсия по инвалидности в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
С 23 мая 2022 года Филаткину А.Ю. (дата обращения с заявлением о назначении пенсии) назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с сохранением государственной пенсии по инвалидности в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
03 мая 2022 года истец обратился в орган пенсионного обеспечения с обращением о перерасчете страховой пенсии по старости с 29 февраля 2019 года.
Письмом N Ф-13014-11-56/15625-22 от 29 июня 2022 года Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области Филаткину А.Ю. отказано в назначении страховой пенсии по старости в период с 20 февраля 2019 года по 22 мая 2022 года, по тому мотиву, что назначение пенсии по старости носит заявительный характер, информация о порядке назначения пенсии размещена на стендах клиентской службы, на столах размещены буклеты. На официальном сайте ПФР можно получить всю необходимую информацию.
Разрешая заявленный спор и приходя к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца, суд первой инстанции, руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", частью 2 статьи 26, пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I, дав оценку представленным доказательствам, установив, что с 23 апреля 2010 года Филаткин А.Ю. являлся получателем трудовой пенсии по инвалидности, с 01 октября 2013 года - государственной пенсии по инвалидности в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", органом пенсионного обеспечения было заведено в отношении истца выплатное дело, которое содержало все необходимые сведения о личности истца (в том числе сведения об инвалидности и ее причинах, продолжительности стажа и др.); истец неоднократно обращался в пенсионный орган по различным вопросам, в том числе 07 февраля 2018 года представил ответчику справку ГКУ СЗН СО "Туринский центр занятости" от 06 февраля 2018 года с целью досрочного назначения пенсии, запрашивал и получал сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 01 января 2018 года, 01 января 2020 года, 01 апреля 2022 года, справки о получаемой пенсии от 07 февраля 2020 года, 26 января 2021 года, 13 января 2022 года; приняв во внимание, что в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета на 01 января 2018 года, 01 января 2020 года трудовой стаж Филаткина А.Ю. был указан до 2015 года 00 лет 00 месяцев 00 дней при наличии у ответчика достоверных сведений о его действительном стаже, исправление указанных сведений было произведено лишь в 2022 году,
что могло привести к неверной оценке пенсионных прав Филаткина А.Ю. на момент его обращения в пенсионный орган, исходил из того, что истец, являющийся инвалидом, при обращении в орган пенсионного обеспечения имел право на получение информации о его правах, в том числе о праве на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", о порядке ее установления, однако пенсионный орган обязанность по информированию истца о его праве на назначение досрочной страховой пенсии по указанному основанию не выполнил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Выплата страховых пенсий в Российской Федерации обеспечивается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин, являющийся инвалидом, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о праве на получение пенсии по наиболее выгодному варианту и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшей к несвоевременному обращению инвалида в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм пенсии за прошедшее время без ограничения сроком. В противном случае будет нарушено установленное Конституцией Российской Федерации право на социальное обеспечение в размере, определенном законом, в случае инвалидности.
Дав оценку представленным доказательствам, суды пришли к обоснованному выводу о том, что несоблюдение ответчиком обязанности по информированию Филаткина А.Ю. относительно его права на получение страховой пенсии с 55 лет привело к его несвоевременному обращению в пенсионный орган с заявлением о назначении указанной пенсии.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанции было необоснованно, в противоречие имеющимся в материалах судебного дела письменным доказательствам, сделаны выводы о наличии оснований для назначения Филаткину А.Ю. страховой пенсии по старости с 20 февраля 2019 года; ни одно из указанных судами обращений Филаткина А.Ю. не касалось вопроса назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; справка от 06 февраля 2018 года N 15, представленная истцом в пенсионный орган, не является предложением органов службы занятости о назначении досрочной пенсии, а является справкой о периодах получения Филаткиным А.Ю. пособия по безработице, засчитываемых в страховой стаж, при этом периоды, указанные в ней, были засчитаны в страховой стаж истца на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, ранее представленных органом службы занятости; о несогласии с выводами суда о фактах получения истцом сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица 01 января 2018 года, 01 января 2020 года, 01 апреля 2022 года, справок о получаемой пенсии как обстоятельствах, которые должны были послужить основанием для проведения оценки прав истца на страховую пенсию; истцом не представлено в материалы судебного дела никаких относимых, допустимых письменных доказательств обращения в пенсионный орган по вопросу разъяснения его пенсионных прав, либо по вопросу назначения досрочной страховой пенсии по старости; судами были неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, не учтено, что юридические обстоятельства для назначения пенсии истцу в беззаявительном порядке у ответчика отсутствовали, а заявительный порядок обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости истцом до 23 мая 2022 года соблюден не был; административным регламентом не предусмотрена возможность подачи гражданами
заявления о назначении пенсии, составленном в произвольной форме, судебной коллегией по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции отклоняются, поскольку направлен на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, судами не допущено.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, к субъективному толкованию норм материального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Туринского районного суда Свердловской области от 05 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.