Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Давыдовой Т.И., рассмотрев гражданское дело N 2-22/2023 по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Рогачевой Раисы Митрофановны к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 10" о взыскании недополученной суммы жилищно-коммунальной выплаты, по кассационной жалобе Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 09 января 2023 года и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 16 марта 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Лебяжьевского района Курганской области в интересах Рогачевой Р.М. обратился к мировому судье с иском к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 10" (далее по тексту - ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10") о взыскании суммы жилищно-коммунальной выплаты за период с января 2022 года по май 2022 года в размере 6 303, 85 руб.
В обосновании заявленных требований прокурор сослался на то, что Рогачева Р.М, "данные изъяты" года рождения, является получателем жилищно-коммунальной выплаты по категории "инвалид 2 группы". В доме, где проживает Рочева Р.М, плата за поставленную тепловую энергию осуществляется в отопительный период по прибору учета. Рогачевой Р.М. предоставлены квитанции об оплате коммунальных услуг в январе - мае 2022 года на сумму 12 607, 71 руб. При этом ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" компенсация расходов на оплату теплоснабжения в январе-мае 2022 года в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты Рогачевой Р.М. не произведена. Причиной этого явилось отсутствие утвержденного в установленном законом порядке муниципальному унитарному предприятию "Теплотранс" тарифа на отопление. Между тем Рогачева Р.М. являясь добросовестным потребителем коммунальной услуги, произвела оплату по квитанциям, выставленным теплоснабжающей организации - муниципальным унитарным предприятием "Теплотранс". Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлено ей законом. Рогачева Р.М. со своей стороны надлежащим образом исполняет обязательства по договору теплоснабжения и какой-либо ответственности за отсутствие у предприятия утвержденного тарифа нести не может. Реализация норм федерального законодательства и реализация прав граждан не могут ставиться в зависимость от ненадлежащего исполнения своих обязанностей теплоснабжающей организацией, которой не принято своевременных мер по утверждению тарифа.
Решением мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 09 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Лебяжьевского районного суда Курганской области от 16 марта 2023 года, с ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" в пользу Рогачевой Р.М. взыскана недополученная сумма жилищно-коммунальной выплаты на оплату услуг по теплоснабжению за период с января 2022 года по май 2022 года в сумме 6 237 руб.
В кассационной жалобе Главное управление социальной защиты населения Курганской области ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях на кассационную жалобу прокурор Курганской области просит судебные акты оставить без изменения кассационную жалобу без удовлетворения.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о поступлении и принятии к производству суда кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что такого рода оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Рогачева Р.М, зарегистрирована и проживает одна по адресу: "данные изъяты". Услугу по отоплению в доме по указанному адресу оказывает муниципальное унитарное предприятие "Теплотранс".
В период с января 2022 года по май 2022 года по лицевому счету "данные изъяты", открытому на имя Рогачевой Р.М, за услугу "отопление" начислено 12 473, 99 руб, оплачено 12 473, 99 руб.
Рогачева Р.М. с 13 ноября 2006 года является инвалидом 2 группы бессрочно.
Предоставление жилищно-коммунальной выплаты на территории Лебяжьевского муниципального округа Курганской области осуществляет ГКУ "Управление социальной защиты населения N10".
Рогачева Р.М. является получателем жилищно-коммунальной выплаты, однако компенсации расходов на оплату теплоснабжения в январе - мае 2022 года в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты Рогачева Р.М. ГКУ "Управление социальной защиты населения N10" не произведена, ввиду отсутствия у муниципального унитарного предприятия "Теплотранс" утвержденного тарифа с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года.
Департаментом цен и тарифов Курганской области решение об установлении тарифа на теплоснабжение для муниципального унитарного предприятия "Теплотранс" принято только с 01 июля 2022 года, период действия тарифа с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года.
До установления тарифа на тепловую энергию муниципальное унитарное предприятие "Теплотранс" в спорный период использовало тариф предыдущей ресурсоснабжающей организации, установленный постановлением Департамента регулирования цен и тарифов Курганской области на период с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года, в размере 3 002, 67 руб. за 1 Гкал.
Разрешая возникший спор, мировой судья, руководствуясь положениями статей 153, 154, 157, 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 5, 6, 11, 15, 16, 19 Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных постановление Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 года N 594, разъяснениями пунктов 42, 45, 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", части 16 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пункта 38 Правил от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", пункта 24 Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2015 года N 761, исходил из того, что Рогачевой Р.М. ответчику предоставлен полный пакет документов, оплата потребленных коммунальных услуг произведена своевременно и в полном объеме по выставленным ресурсоснабжающей организацией квитанциям; Рогачева Р.М, добросовестно исполнившая обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса, не может нести негативные последствия за бездействие муниципального унитарного предприятия "Теплотранс" по своевременному установлению тарифа на отопление, в связи с чем пришел к выводу, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Оснований не согласится с выводами судов первой и апелляционной инстанций у Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они основаны на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном установлении обстоятельств дела.
Доводы кассационной жалобы Главного управления социальной защиты населения Курганской области о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальное унитарное предприятие "Теплотранс" не вправе начислять плату за тепловую энергию в отсутствие утвержденного тарифа, а у Рогачевой Р.М. отсутствовали основания производить оплату по незаконно выставленной квитанции, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Как установлено судами, поставка тепловой энергии в жилое помещение истца в спорный период осуществлялась муниципальным унитарным предприятием "Теплотранс". Рогачева Р.М. на основании статей 153-154 Жилищного кодекса Российской Федерации исполнена обязанность по оплате постановленной ей коммунальной услуги - тепловой энергии в полном объеме.
При этом суды пришли к правильному выводу о том, что истец, добросовестно исполнившая обязанность по оплате коммунальной услуги, не может нести негативные последствия за несвоевременное установление тарифа за поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Теплотранс" тепловую энергию. Примененный данной организацией тариф за период с 01 января по 30 июня 2022 года являлся действующим, установлен постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 16 декабря 2021 года N53-24 на тепловую энергию, поставляемую потребителям Лебяжьевского района, р.п. Лебяжье, прежним поставщиком обществом с ограниченной ответственностью "Теплосервис.
Как правильно установлено судами первой и апелляционной инстанций, Рогачевой Р.М, имеющей право на получение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг предоставлен ответчику полный пакет документов, оплата потребленных коммунальных услуг произведена своевременно и в полном объеме, следовательно, оснований для отказа ей в назначении спорной компенсации не имелось.
В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно части 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Частью 1 статьи 282 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.
Согласно части 2 статьи 282 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с частью 6 статьи 282 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 года N 594, предоставления жилищно-коммунальной оплаты осуществляется Главным управлением социальной защиты населения Курганской области.
Согласно пункту 5 Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 года N 594, для назначения жилищно-коммунальной заявитель подает в орган социальной защиты населения заявление о назначении жилищно-коммунальной выплаты с указанием всех лиц, совместно проживающих с заявителем, сведений о жилом помещении (виде и степени благоустройства жилого помещения и потребляемых коммунальных услугах), способа получения жилищно-коммунальной выплаты, а также прилагает документы, определенные пунктом 6 указанных Правил.
По результатам рассмотрения заявления и документов, указанных в пункте 6 Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 года N 594, представленных заявителем, орган социальной защиты выносит решение о назначении (отказе в назначении) жилищно-коммунальной выплате. Основанием для отказа в назначении жилищно-коммунальной выплате являются: 1) несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в пункте 2 Правил; 2) непредставление (представление не в полном объеме) заявителем (его представителем) документов, указанных в пункте 6 Правил, за исключением случая, указанного в абзаце десятом пункта 6 Правил; 3) наличие в Единой государственной информационной системе социального обеспечения сведений о предоставлении заявителю меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленной иными нормативными правовыми актами (пункт 11 Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 года N 594).
В силу пунктов 15, 16, 19 Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 года N 594, размер жилищно-коммунальной выплаты определяется исходя из объема мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством для категории граждан, указанных в пункте 2 Правил.
В случаях предусмотренных законодательством, расчет жилищно-коммунальной производится с учетом федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органом исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов и надбавок к ним (далее - уполномоченный орган), исходя из занимаемой общей площади жилого помещения и тарифов, установленных в соответствии с действующим законодательством, уполномоченным органом.
Расчет размера жилищно-коммунальной выплаты производится на основании сведений о фактических начислениях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, произведенных за месяц, предшествующий месяцу начисления сумм жилищно-коммунальной выплаты.
При проживании в жилом помещении нескольких граждан, в том числе получателей жилищно-коммунальной выплаты, расчет размера жилищно-коммунальной выплаты осуществляется с учетом общей площади жилого помещения и оплаты коммунальных услуг, приходящихся на долю каждого проживающего в нем гражданина.
Из названных норм федерального законодательства и нормативных правовых актов Курганской области следует, что инвалиды имеют право на меры социальной поддержки, включая компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, которые определяются законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Нормативными правовыми актами Курганской области предусмотрен порядок назначения компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, включающий перечень документов, который должен быть предоставлен гражданином, претендующим на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также основания, по которым ему может быть отказано в назначении компенсации таких расходов.
Доводы кассационной жалобы о том, что в исковом заявлении не указано исходя из какого тарифа, либо каких расчетов МУП "Теплотранс" произвел начисление сумм платы за предоставляемую тепловую энергию; отсутствия доказательств, того, что Рогачевой Р.М. предоставлялась тепловая энергия по тарифу, установленному Департаментом для данной организации и то, что Рогачева Р.М. производила оплату тепловой энергии по данному тарифу, не являются основанием для отмены судебных постановлений, поскольку мировым судьей жилищно-коммунальная выплаты взыскана в размере предварительного расчета, предоставленного в суд ответчиком, исходя из установленного ранее действующему поставщику тепловой энергии постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 16 декабря 2021 года N53-24 тарифа на тепловую энергию в размере 3 002, 67 руб. за 1 Гкал, указанный расчет, лицами, участвующими в деле, не оспаривался, принят судом в качестве достоверного доказательства.
Суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 09 января 2023 года и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 16 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - без удовлетворения.
Судья Давыдова Т.И
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.