Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сафронова М.В, судей Кукарцевой Е.В, Лаврова В.Г,, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-2094/2022 по иску общества с ограниченно ответственностью "Региональные автобусные перевозки" к Хохрякову Андрею Петровичу, Крылову Анатолию Анатольевичу, обществу с ограниченной ответственностью "Эшелон" о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, по кассационной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Региональные автобусные перевозки" на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 08.09.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 09.03.2023.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Кукарцевой Е.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональные автобусные перевозки" (далее ООО "РАП") обратилось с иском к Хохрякову А.П, Крылову А.А. о возмещении ущерба в размере 1 931 157 руб, ссылаясь на безосновательное уклонение причинителя вреда и собственника транспортного средства, не застраховавшего гражданскую ответственность, от исполнения обязанности по возмещению причиненного ущерба (24.03.2021 в результате ДТП по вине водителя Крылова А.А, управлявшего автогрейдером "ДЗ-143", транспортному средству истца - автобусу марки "Хендэ Универс", причинены повреждения, стоимость устранения которых в соответствии с заключением независимого оценщика составляет 1 931 157 руб.).
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Эшелон" (далее - ООО "Эшелон").
Решением Центрального районного суда г.Челябинска от 08.09.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 09.03.2023 постановлено: взыскать с ООО "Эшелон" в пользу ООО "Региональные автобусные перевозки" ущерб в виде стоимости восстановительного ремонта транспортного средства без учета износа в размере 1 931 157 руб, расходы на подготовку заключения эксперта-техника в сумме 15 000 руб, почтовые расходы в размере 1 873 руб, расходы на оплату услуг представителя в размере 35 000 руб, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 17 856 руб. В удовлетворении исковых требований, заявленных к Хохрякову А.П,, Крылову А.А. отказать.
В кассационной жалобе ООО "Региональные автобусные перевозки" поставлен вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя при рассмотрении спора по существу суды, ошибочно оценив предоставленные в материалы дела доказательства, пришли к неправильным выводам о взыскании денежных средств с ООО "Эшелон" как работодателя причнителя вреда Крылова А.А, отсутствии оснований для возложения на собственника и причинителя вреда обязанности по солидарному возмещению ущерба (Хохряков А.П, Крылов А.А.); оставили без внимания доводы о том, что законным владельцем техники является Хохряков А.П.; факт принадлежности экскаватора ООО "Эшелон", факт трудовых отношений (выполнения работ с использованием техники в рамках гражданско-правового договора, государственного контракта и т.п.) надлежащим образом не доказаны; в приложении к договору оказания транспортных услуг N2206 заключенному 22.06.2020 между ООО "Эшелон" и ООО "Союз Автодор" спорная техника не указана, документов подтверждающих выполнение работ на спорном участке автодороги не имеется; не дали оценки обстоятельствам снятия и постановки на учет самоходной техники при оформлении договоров купли-продажи, неисполнении новым собственником обязанности по постановке техники на учет, не учли обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что обязательства из договора купли-продажи от 12.11.2020 (рассрочка платежа) на дату происшествия покупателем не исполнены, Хохряков А.П. не имел права распоряжаться техникой путем отчуждения в пользу ООО "Эшелон", проигнорировали факты злоупотребления правом со стороны Хохрякова А.П. (директор ООО "Эшелон"), переложившего обязанность по возмещению ущерба на неплатежеспособное общество, Возражений относительно доводов кассационной жалобы в материалы дела не поступило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела.
Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст.ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 24.03.2021 года на 14 км. автодороги "подъезд к г. Екатеринбургу" на территории Сосновского района Челябинской области произошло дорожно-транспортное происшествие с участием специального средства "Автогрейдер ДЗ-143", государственный регистрационный знак "данные изъяты", под управлением водителя Крылова А.А, транспортного средства "Хенде Универс Спэйс", государственный регистрационный знак "данные изъяты", под управлением водителя Панова Г.А, собственником которого является ООО "Региональные автобусные перевозки", и автомобилем "Мазда СХ-7", государственный регистрационный знак "данные изъяты", под управлением собственника Максимихина Д.В.
Определением от 24.03.2021 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП РФ, по факту причинения вреда здоровью пассажира, находящего в транспортном средстве "Хенде Универс Спэйс", государственный регистрационный знак "данные изъяты".
Водитель "Автогрейдер ДЗ-143", государственный регистрационный знак "данные изъяты", Крылов А.А. привлечен к административном ответственности по ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ за управление транспортным средством с неисправной тормозной системой.
25.05.2021 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП Российской Федерации, прекращено, 24.06.2021 по факту ДТП возбуждено уголовное дело по ч. 1 "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно объяснениям водителя Крылова А.А, данным 24.03.2021 при оформлении дорожно-транспортного происшествия сотрудникам полиции, он, управляя грейдером, осуществлял уборку снежного вала и срезку льда из-под металлического ограждения по заданию директора ООО "Эшелон" и мастера ООО "ДРСУ-1" - заказчика работ, на 40 км. автодороги "подъезд к г.Екатеринбургу". Закончив выполнение работ, выдвинулся на базу, расположенную примерно на 25 км. автодороги "подъезд к г.Екатеринбургу". В пути следования, проехав АЗС "Газпромнефть" и приближаясь к технологическому развороту, занял крайнее левое положение. Подъехав к месту разворота, опустил переднюю лопату (передний нож) для того, чтобы упереть его в дорожное покрытие для торможения. Самопроизвольно грейдер начал движение вперед с опущенной лопатой, в результате чего Крылов А.А. растерялся, пытался выключить скорость передач, на тормоз не нажимал. Выехав на проезжую часть, увидел, что автомобиль "Мазда" начал уходить от столкновения вправо к обочине, где также двигался автобус "Хенде", который уйти от столкновения с грейдером не смог. Вину в ДТП признал, пояснил, что до выезда техническую исправность грейдера никто не проверял. В ООО "Эшелон" он работал 3 месяца, официально не трудоустроен. О неисправности тормозной системы знал, неоднократно сообщал о ней директору общества.
Специальное средство "Автогрейдер ДЗ-143" на момент ДТП было зарегистрировано за Крыловой А.В, при этом находилось в собственности ООО "Эшелон" на основании договоров купли-продажи самоходной машины от 12.11.2020 и от 01.03.2021.
ООО "Эшелон" осуществляло работы по уборке снежного вала на участке 40 км. автодороги "подъезд к г. Екатеринбургу" с использованием "Автогрейдера ДЗ-143" на основании государственного контракта N61 от 08.07.2019, заключенного между ФКУ управление федеральных автомобильных дорог Южный Урал и ООО "Союз Автодор", и договора оказания транспортных услуг N2206 от 22.06.2020, заключенного между ООО "ДСУ-1" (в настоящее время ООО "Союз Автодор") и ООО "Эшелон".
Для определения размера причиненного ущерба истец обратился в ООО "Приоритет", согласно экспертному заключению которого N21/04-2021 от 28.08.2021, стоимость восстановительного ремонта транспортного средства истца - автомобиля "Хенде Универс", составляет без учета износа 1 931 157 руб.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии с положениями ст.ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства в совокупности, проанализировав фактические обстоятельства дела, пришел к выводам о том, что ущерб имуществу истца причинен по вине водителя Крылова А.А, нарушившего требования Правил дорожного движения Российской Федерации, в момент ДТП исполнявшего должностные обязанности в качестве водителя автогрейдера ООО "Эшелон"; обязанность по возмещению причиненного вреда надлежит возложить на ООО "Эшелон", как работодателя и владельца источника повышенной опасности; предусмотренных законом оснований для возложения обязанности на ответчиков Хохрякова А.П, Крылова А.А. по возмещению вреда, в том числе в солидарном порядке, не имеется; в связи с чем, руководствуясь положениями ст. ст. 15, 1064, 1068, 1079, 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", удовлетворил иск.
С приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов рассматриваемая кассационная жалоба не содержит.
Законность принятых судебных постановлений не нуждается в дополнительной правовой аргументации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств, что в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда при кассационном производстве, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального и (или) процессуального права, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г.Челябинска от 08.09.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 09.03.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Региональные автобусные перевозки" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.