Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу главного инспектора Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО3 на вступившие в законную силу постановление судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 сентября 2022 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 14 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра здравоохранения Краснодарского края Козлова В.С.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 сентября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 14 декабря 2022 года, заместитель министра здравоохранения Краснодарского края Козлов В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее материалы дела в суд, ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на отсутствие совокупности обстоятельств для назначения наказания по правилам статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации, так как данное административное правонарушение выявлено не в результате государственного, муниципального контроля (надзора), а допущенное Козловым В.С. нарушение порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов выражено в грубом пренебрежении требованиям бюджетного законодательства, может представлять угрозу охраняемым общественным интересам и безопасности государства.
Козлов В.С, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче главным инспектором Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО3 жалобы на указанное решение, в установленный срок не представил на нее возражения.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Проверив материалы дела, с учетом доводов жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Из материалов дела следует, что в ходе экспертно-аналитического мероприятия "Анализ исполнения государственных программ Краснодарского края и краевой адресной инвестиционной программы за 2021 год", включая проверку исполнения программы Краснодарского края "Развитие здравоохранения", установлено нарушение главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета - министерством здравоохранения Краснодарского края, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования) при следующих обстоятельствах.
В соответствии со статьей 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены субсидии.
Между Министерством здравоохранения Российской Федерации и администрацией "адрес" заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ N в редакции дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету "адрес" на реализацию мероприятий, направленных на модернизацию первичного звена здравоохранения.
В соответствии с приложением N "Значение результатов использования субсидии" к выше указанному Соглашению, результатом использования субсидии в 2021 году являются, в том числе 18 объектов недвижимого имущества, в которых осуществлен капитальный ремонт; 7 введенных в эксплуатацию объектов капитального строительства (реконструкции) медицинских организаций, получивших лицензию на осуществление медицинской деятельности до ДД.ММ.ГГГГ; 2512 единиц приобретенного медицинского оборудования, которым оснащены (переоснащены) медицинские организации.
Однако 3 из 4 результатов использования федеральной субсидии, установленных Соглашением, не достигнуты. Капитальный ремонт проведен только в 10 объектах здравоохранения из 18 запланированных.
В 6 муниципальных образованиях края вместо объектов капитального строительства (недвижимого имущества) построены 7 фельдшерско-акушерских пунктов с использованием быстровозводимых модульных конструкций, являющихся некапитальными строениями.
Из 2512 единиц медицинского оборудования, подлежащих приобретению в 2021 году, на ДД.ММ.ГГГГ в рамках 18 государственных контрактов, заключенных Министерством, в медицинские организации края не поставлено 260 единиц (84, 4% от общей стоимости подлежащего поставке оборудования).
В соответствии с пунктом 6.1.1 Соглашения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством здравоохранения Российской Федерации, на который, со стороны субъекта возлагаются функции по его исполнению (координации исполнения) и предоставлению отчетности, является Министерство здравоохранения Краснодарского края.
Ответственность за нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов в отсутствие нецелевого использования бюджетных средств, предусмотрена частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N-рл с ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра здравоохранения назначен Козлов В.С.
Согласно разделу 3 должностного регламента государственного гражданского служащего, замещающего должность заместителя министра здравоохранения Краснодарского края, заместитель министра обеспечивает координацию разработки и реализации мероприятий подпрограмм государственной программы Краснодарского края "Развитие здравоохранения" в пределах компетенции руководимых структурных подразделений; координирует выполнение мероприятий в части проведения ремонта и строительства государственных учреждений (предприятий), подведомственных министерству здравоохранения Краснодарского края.
Козлов В.С, являясь заместителем министра здравоохранения Краснодарского края, не обеспечил достижение результатов использования субсидии в 2021 году: капитального ремонта 8 объектов недвижимого имущества медицинских организаций, оснащения медицинских организаций запланированными 2512 единицами медицинского оборудования, строительства (недвижимого имущества) фельдшерско-акушерских пунктов медицинских организаций, чем нарушены условия расходования межбюджетных трансфертов (субсидии).
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Козлова В.С. протокола об административном правонарушении с последующим привлечением его постановлением судьи районного суда к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом на основании статьи 4.1.1 названного кодекса административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.
Назначая административное наказание в виде предупреждения, судья сослался на совокупность обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вместе с тем с выводами судьи районного суда согласиться нельзя.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Из буквального содержания данной нормы следует, что замена наказания в виде штрафа на предупреждение возможна при наличии совокупности определенных обстоятельств, в том числе при условии выявления административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отсутствие угрозы безопасности государства.
Вместе с тем, разрешая вопрос о применении в отношении Козлова В.С. положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья районного суда данные требования не учел.
В рассматриваемом случае вся совокупность условий для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение надлежащей проверки и оценки судьей не получила, что не отвечает установленным статьей 24.1 указанного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В данном случае допущенное при рассмотрении дела нарушение предусмотренных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правил назначения наказания является существенным, оставлено без внимания судьей краевого суда, в связи с чем постановление судьи Первомайского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении Козлова В.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Первомайский районный суд г. Краснодара.
Положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ, предусматривающие срок давности привлечения лица к административной ответственности за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (1 год), применяются, если ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ составляет 2 года, в связи с чем, по настоящему делу на момент рассмотрения жалобы в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции не истек.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу главного инспектора Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО3 удовлетворить.
Постановление судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 сентября 2022 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 14 декабря 2022 года, вынесенные в отношении заместителя министра здравоохранения "адрес" ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Первомайский районный суд г. Краснодара.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков А.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.