Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Усенко Н.В, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Агарковой Н.Н, поступившую в суд первой инстанции 28 марта 2023 года, на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 20 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 28 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Агарковой Н.Н. к администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о признании незаконными действий при вынесении постановления, составлении протокола и акта, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснение административного истца Агарковой Н.Н. и ее представителя Ефимова А.Л, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Агаркова Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, в котором просила признать действия администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца при вынесении постановления N 01 от 11 января 2022 года "О признании перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования Глазовское сельское поселение Ленинского района Республики Крым, самовольными постройками, подлежащими сносу", составления Протокола N 4/3 от 24 декабря 2021 года и акта N 14 от 15 декабря 2021 года о проверке комиссией информации о выявлении самовольных построек (от 28 декабря 2021 года); обязать администрацию Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым исключить из части постановления N 01 от 11 января 2022 года "О признании перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования Глазовское сельское поселение Ленинского района Республики Крым, самовольными постройками, подлежащими сносу" и из Приложения N 1 к постановлению от 11 января 2022 года "Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования Глазовское сельское поселение Ленинского района Республик Крым, признанных самовольными постройками, подлежащих сносу" - сведения о жилом доме по адресу: "адрес", общей площадью 137 к.м. (кадастровый квартал N).
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 20 мая 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Агарковой Н.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 28 сентября 2022 года решение Ленинского районного суда Республики Крым от 20 мая 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Агарковой Н.Н. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции.
В судебном заседании кассационной инстанции принимала участие Агаркова Н.Н. и ее представитель Ефимов А.Л, доводы кассационной жалобы поддержали, просили отменить вышеуказанные судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, что обусловлено следующим.
Как следует из материалов дела, 06 декабря 2021 года администрацией Ленинского района Республики Крым в адрес администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым направлено уведомление о выявлении самовольной постройки N14 от 15 декабря 2021 года с материалами внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 30 мая 2019 года до 26 июня 2019 года.
Из материалов дела следует, что согласно указанному уведомлению администрацией Ленинского района Республики Крым по результатам проведенной в период с 30 мая по 26 июня 2019 года проверки, проведенной в отношении Агарковой Н.Н. при использовании земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", без определенного адреса, выявлен факт возведения объекта капитального строительства. В ходе обмера площади, после обработки данных установлено самовольное занятие земельного участка муниципальной собственности путем возведения объекта самовольного строительства, площадью 134, 6 кв.м. На момент проверки документы, дающие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на использование земельного участка муниципальной собственности у Агарковой Н.Н. отсутствовали.
Согласно протокола N4/3 от 24 декабря 2021 года, комиссией по выявлению самовольных построек на территории Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым проведена проверка информации, содержащейся в уведомлении о выявлении самовольных построек N14 от 15 декабря 2021 года: земельного участка площадью 1759 кв.м. с кадастровым номером квартала N, расположенного по адресу: "адрес". В результате проверки установлено, что в соответствии с материалами внеплановой выездной проверки N 14, проведенной должностными лицами администрации Ленинского района Республики Крым в период с 30 мая 2019 года по 26 июня 2019 года в отношении Агарковой Н.Н. выявлено следующее:
- земельный участок, площадью 1759 кв.м, с кадастровым номером квартала N, расположенный по адресу: "адрес", используется гражданкой Агарковой Н.Н. без правоустанавливающих документов;
- территория земельного участка не огорожена, на земельном участке расположено строение на сваях из металлоконструкций и ДСП ориентировочной площадью 134, 6 кв.м, хозяйственные постройки, душевые кабины, туалет, застройщиком которого является гр. Агаркова Н.Н.
Как следует из материалов дела, представленная информация администрацией Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, сведения в ЕГРН по состоянию на 24 декабря 2021 года о кадастровом учёте и регистрации прав на земельный участок площадью 1 759 кв.м. отсутствуют.
Согласно информации, предоставленной администрацией Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, сведения в ЕГРН по состоянию на 24 декабря 2021 года о кадастровом учёте и регистрации прав на строение - жилой дом площадью 137, 0 кв.м. с кадастровым номером квартала N отсутствуют.
Согласно материалам дела, Агарковой Н.Н. выдано заключение N6 от 19 июля 2021 года о возможности использования самовольной постройки, возведенной до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства (основание: решение Ленинского районного суда от 24 марта 2021 года дело N2-24/2021).
Таким образом, комиссией выявлено отсутствие правоустанавливающих документов на самовольную постройку, расположенную по адресу: Республика Крым, Ленинский район, с. Осовины, на соответствующий земельный участок. Также установлено расположение самовольной постройки в границах водоохранной зоны Азовского моря.
28 декабря 2021 года комиссией по вопросам выявления самовольных построек на территории Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым произведено обследование объекта: жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер отсутствует, кадастровый номер квартала N, по результатам которого составлен акт проверки информации, содержащейся в уведомлении о выявлении самовольных построек N14 от 15 декабря 2021 года.
Согласно материалам дела, по результатам обследования установлено, что обстоятельства, указанные в акте N14 от 26 июня 2019 года, включенного в материалы внеплановой выездной проверки N14, проведенной должностными лицами администрации Ленинского района Республики Крым в период с 30 мая 2019 года по 26 июня 2019 года в отношении физического лица Агарковой Н.Н, подтверждаются. Агаркова Н.Н. использует земельный участок с расположенными на нём постройками без правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, что является нарушением статей 25, 42, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 8, 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В данном случае усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на земельный участок.
10 января 2022 года комиссией по вопросам выявления самовольных построек на территории Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым в адрес администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым направлен протокол 4/3 от 24 декабря 2021 года и акт от 28 декабря 2021 года с прилагаемыми документами для принятия решения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым N01 от 11 января 2022 года в целях принятия мер по устранению выявленных нарушений и предотвращения (пресечения) самовольного строительства, реконструкции, а также сносу самовольно возведенных объектов на территории поселения, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории муниципального образования Глазовское сельское поселение Ленинского района Республики Крым, согласно приложению N1, признаны самовольными постройками, подлежащими сносу. На лиц, осуществивших самовольное строительство объектов, возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента обнародования постановления провести за счет собственных средств работы по их демонтажу (сносу).
Согласно материалам дела, в приложении N1 к постановлению указано, что в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования Глазовское сельское поселение Ленинского района Республики Крым, признанных самовольными постройками, подлежащих сносу, под N2 согласно уведомлению N14 от 15 декабря 2021 года указан объект капитального строительства - жилой дом, площадью 137 кв.м. с кадастровым номером квартала N, расположенный по адресу: "адрес", на территории в границах земельного участка, площадью 1 759 кв.м. Лицо, осуществившее самовольное строительство - Агаркова Н.Н, выявленные нарушения в соответствии с законодательством: самовольное строительство, статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 19, 25, 60 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, самовольная постройка расположена на землях водного фонда.
11 января 2022 года администрация Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым направила в адрес административного истца протокол N4/3 от 24 декабря 2021 года, акт от 28 декабря 2021 года, копию постановления N 01 от 11 января 2021 года, для исполнения.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Агарковой Н.Н, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что административным истцом не представлены правоустанавливающие документы как на земельный участок, так и на расположенную на нем постройку, в связи с чем действия администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым при вынесении постановления N 01 от 11 января 2022 года, составлении протокола проверки N 4/3 от 24 декабря 2021 года и акт от 28 декабря 2021 года соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и не нарушают права административного истца.
Между тем судами нижестоящими инстанций не учтено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:
1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:
- решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
- решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта (пункты 1, 2 части 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 5 части 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.
Как следует из пункта 2 приложения N1 к постановлению N1 от 11 января 2022 года указано, что в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования Глазовское сельское поселение Ленинского района Республики Крым, признанных самовольными постройками, подлежащих сносу, объектом капитального строительства который признан самовольной постройкой и подлежащий сносу является жилой дом площадью 137, 0 кв.м. (л.д. 76 том N1).
Указанные обстоятельства судами не учтены при вынесении решения.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При таких данных судом первой и апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемых судебных актов с направлением административного дела в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда Республики Крым от 20 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 28 сентября 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. УсенкоВ.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.