Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Сергеева С.С, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бобелева А.А, поступившую в суд первой инстанции 31 марта 2023 года, на решение Кировского районного суда Астраханской области от 29 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 18 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Бобелева А.А. к администрации Кировского района города Астрахани о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бобелев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Кировского района города Астрахани о признании действий незаконными.
Решением Кировского районного суда города Астрахани от 29 августа 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 18 января 2023 года оставлено без изменения решение Кировского районного суда города Астрахани от 29 августа 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Бобелев А.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что в суд представлены достаточные доказательства, подтверждающие, что рекламная конструкция была установлена по адресу: "адрес". Также суд сослался на отсутствие нарушения прав административного истца, поскольку на момент рассмотрения настоящего дела, срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции истек 28 сентября 2021 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно материалам дела, 17 октября 2016 года между управлением муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" и Бобелевым А.А. заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке муниципального образования "Город Астрахань".
Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что рекламораспространителю предоставляется право на установку и эксплуатацию отдельно стоящей рекламной конструкции, расположенной по адресу: "адрес" номер в схеме размещения N
Постановлением администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 28 ноября 2016 года N 8145 истцу выдано разрешение N 13-12-рк от 13 декабря 2016 года на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в городе Астрахани, расположенной по адресу: "адрес" (поз. 1).
Согласно пункту 4.1.3 договора N24/02-дк на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, рекламная конструкция должна быть размещена на предоставляемом рекламном месте и соответствовать проекту территориального и технического устройства рекламной конструкции.
В мае 2017 года органом местного самоуправления проведена проверка установки рекламной конструкции на территории Кировского района г. Астрахани по адресу: "адрес" и установлено, что данная конструкция фактически расположена по адресу: "адрес", в нарушение проекта территориального размещения рекламной конструкции, который приложен к разрешению, а именно находится на расстоянии 50м от места размещения, предусмотренного проектом и схемой размещения рекламных конструкций, что является нарушением условий договора, Комиссией по выявлению рекламных конструкций, самовольно установленных и (или) эксплуатируемых на территории муниципального образования "Город Астрахань" 29 мая 2018 года произведен выезд по территории Кировского района города Астрахани, в том числе по улице С. Перовской.
Актом инспектирования территории Кировского района города Астрахани от 29 мая 2018 года в результате обследования выявлены нарушения размещения рекламных конструкций по адресу: "адрес" собственник не установлен, рекламная конструкция установлена и эксплуатируется без разрешения. Указанный акт направлен в администрацию Кировского района города Астрахани для дальнейшей работы по демонтажу рекламной конструкции.
В бюллетене "Астраханский вестник" N 22 администрацией Кировского района 7 июня 2018 года размещено уведомление о выявлении владельца рекламной конструкции и добровольном демонтаже и вызове отдельно стоящей рекламной конструкции 3*6 (билборд) по адресу: "адрес"
13 сентября 2018 года администрацией Кировского района города Астрахани в адрес Бобелева А.А. направлено предписание о демонтаже отдельно стоящей рекламной конструкции 3*6 (билборд) "Участок ИЖС 6, 14, 20 сот. С. Растолуповка 69-19-16, расположенной по адресу: "адрес"
Данное предписание административным истцом получено 18 сентября 2018 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 4140001666240.
Требования предписания административным истцом не исполнены, в связи с чем административным органом самостоятельно произведен демонтаж рекламной конструкции.
Согласно подпункту 15.1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Согласно части 5, части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, уполномоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной инструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок более чем двенадцать месяцев.
На основании части 9, 13 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа.
В соответствии с пунктом 10 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Согласно части 21, 21.1 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания. Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция.
По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда Астраханской области от 29 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 18 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 6 июня 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи С.С. СергеевВ.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.