Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рожина Р.И. к ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю о признаний недействительным отказа в назначении пенсии, по кассационной жалобе Рожина Р.И. на решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 21 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснения Рожина Р.И, судебная коллегия
установила:
Рожин Р.И. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ МВД РФ Краснодарскому краю о признании недействительным отказа в назначении пенсии и просил суд признать незаконным отказ административного ответчика ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю засчитать в срок службы Рожина Р.И. в Таможенных органах РФ в период с 25.03.2005г. по 06.05.2013г. Обязать ответчика предоставить пенсионное обеспечение Рожину Р.И. по выслуге лет по "смешанном" стажу в связи с наступлением предельного возраста 45 лет начиная с даты возникновения такого права- с 16.01.2021г.
Решением Первомайского районного суда г.Краснодара от 21 июня 2022 года в удовлетворении искового заявления Рожна Р.И. к ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю о признании недействительным отказа в назначении пенсии отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 ноября 2022 решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Рожин Р.И. просит отменить указанные судебные акты, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии он достиг 45-летнего возраста, его стаж составляет более 25 лет, из которых срок службы составил 19 лет 1 месяц, в связи с чем полагает, что имеются основания для назначения ему пенсии по "смешанному стажу".
Ответчик, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки сторон, ввиду подробно изложенной правовой позиции истца в кассационной жалобе, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав Рожина Р.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что 25.03.2005г. по 06.05.2013г. осуществлял трудовую деятельность в таможенных органах РФ Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. N Рожин Р.И. принят на службу в таможенные органы РФ с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ. N Рожин Р.И. уволен со службы в таможенных органах. Выслуга лет в таможенных органах РФ составляет 09 лет 07 месяцев 19 дней.
В соответствии с послужным списком N N Рожину Р.И. присвоены специальные звания - прапорщик т/с приказ N от ДД.ММ.ГГГГ, старший прапорщик т/с приказ N от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Рожину Р.И, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Рожина Р.И. ввиду отсутствия совокупности условий, необходимых для назначения истцу пенсии за выслугу лет, поскольку период замещения истцом должностей в таможенных органах Российской Федерации не может быть засчитан в 12 лет 6 месяцев службы, необходимых для назначения пенсии в соответствии с и. "б" ст. 13 Закона N.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлен Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии со статьей 13 указанного Закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста лицам, уволенным с военной службы, службы в органах внутренних дел, службы в Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, если их выслуга на день увольнения составила 20 лет и более (пункт "а" части первой).
В изъятие из данного правила пенсия за выслугу лет может быть назначена и лицам, имеющим на день увольнения менее 20 лет выслуги, но при наличии у них не менее 25 календарных лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет и шести месяцев должна составлять военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При этом законодатель установилдополнительные условия ее назначения: достижение на день увольнения предельного возраста пребывания на службе, а при увольнении со службы в связи с состоянием здоровья или организационно-штатными мероприятиями - достижение 45-летнего возраста (пункт "б" части первой статьи 13).
Суды установив, что Рожин Р.И. не являлся сотрудником внутренних дел, указали, что на истца не распространяется закон ФЗ от 30.11.2011г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", согласно которому соответствии со ст. 2 предметом регулирования указанного ФЗ являются правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Между тем, судами первой и апелляционной инстанции сделан неверный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку истец не был сотрудником внутренних дел, а период замещения истцом должностей в таможенных органах Российской Федерации не может быть засчитан в 12, 5 лет службы необходимых для назначения пенсии в соответствии с п. "б" ст. 13 Закона N4468-1.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
В силу положений подпункта "а" части 1 статьи 5 и подпункта "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лица, указанные в статье 1 данного Закона, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
В соответствии с пунктом "б" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях";
в) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановлением от 22 сентября 1993 г. N 941 во исполнение части третьей статьи 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" утвердило порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям. Пунктом 1 данного постановления установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы военнослужащим и приравненным к ним лицам.
В названное постановление в соответствии с Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2012 г, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 854 "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941" был внесен пункт 1 (1), который определилпериоды, дополнительно включаемые в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы с 1 января 2012 г.
Так, в соответствии с пунктом 1 (1) Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы с 1 января 2012 г, лицам рядового и начальствующего состава войск национальной гвардии Российской Федерации, уволенным со службы с 5 апреля 2016 г, помимо периодов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, засчитывается в календарном исчислении период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 октября 2015 г. N 2457-О такое правовое регулирование обусловлено спецификой службы в органах внутренних дел как особого вида государственной службы граждан Российской Федерации, призванных осуществлять конституционно значимые функции по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, направлено на обеспечение им повышенной социальной защиты.
Частью 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются, как период замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел (пункт 1), так и период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий (пункт 8).
При этом согласно пункту 1 части 4 названной статьи в стаж службы (выслуги лет) в органах внутренних дел включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, а также периоды, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей (в календарном или льготном исчислении).
Периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитываются в общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в страховой стаж, стаж работы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, стаж военной службы, службы в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации и стаж службы (работы) в иных государственных органах и организациях (часть 6 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2015 г. N 2500-О-Р "По ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П... " указано, что Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 мотивировочной части Постановления от 18 марта 2004 г. N 6-П указал, что Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан - по буквальному смыслу статьи 1 данного Закона - ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие. Вместе с тем рядом законодательных актов действие указанного Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах. Так, федеральными законами от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (пункт 2 статьи 44) и от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (пункт 1 статьи 50) предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
Предписания названных федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров, отсылают не к отдельным положениям Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, то есть к данному Закону в целом.
То обстоятельство, что после принятия этих федеральных законов в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в нем отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, в том числе в таможенных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что положения пункта "б" части 1 статьи 13 в отношении них не действуют, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах.
Принимая во внимание системное толкование приведенных норм и правые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а также то, что для назначения пенсии за выслугу лет по основаниям пункта "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 не предусмотрен специальный порядок исчисления выслуги лет, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что порядок исчисления выслуги лет, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 854, подлежит применению и в отношении лиц, претендующих на пенсию за выслугу лет по основаниям пункта "б" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Таким образом, судом первой инстанции неправомерно не включен в выслугу лет Рожина Р.И. период службы в таможенных органах.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, нарушения допущенные судом первой инстанции не были устранены, несмотря на то, что выражая несогласие с судебным актом суда первой инстанции, заявитель приводил доводы, которые не получили правовую оценку в апелляционном определении.
Принимая во внимание, что поименованные выше требования норм материального права судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела учтены не были, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 ноября 2022 года подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор исходя из фактических обстоятельств дела, и в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 ноября 2022 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.