Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Редькина М.М. о признании незаконным решения об отказе в перерасчете фиксированной выплаты страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, произвести перерасчет фиксированной выплаты страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 9 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 7 декабря 2022 года
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Редькин М.М. обратился в суд с настоящим иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноярском районе Астраханской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете фиксированной выплаты страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, произвести перерасчет фиксированной выплаты страховой пенсии по старости и просил суд признать решение об отказе в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости незаконным, в части отказа во включении Редькину М.М. в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периодов работы в Рыболовецком колхозе "Астраханец" с 01 января 1992 года по 01 февраля 1995 года, в должности слесаря топливной аппаратуры, с 01 февраля 1995 года по 28 мая 2008 года, в должности рыбака, и периоды членства в Рыболовецком колхозе "Астраханец" с 01 января 1992 года по 28 мая 2008 года, обязать ответчика включить перечисленные периоды в страховой стаж работы в сельском хозяйстве, дающих право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, произвести ему перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01 сентября 2021 года.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 9 августа 2022 года исковые требования Редькина М.М. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 7 декабря 2022 года решение Кировского районного суда г. Астрахани от 9 августа 2022 года изменено в части включения в страховой стаж Редькина М.М. периода работы с 1 февраля 1995 года по 28 мая 2008 года в должности рыбака рыболовецкого колхоза "Астраханец", включив в страховой стаж период работы с 2 февраля 1995 года по 28 мая 2008 года.
Из резолютивной части решения районного суда исключено указание на включение в страховой стаж Редькина М.М. периода членства в Рыболовецком колхозе "Астраханец" с 1 января 1992 года по 28 мая 2008 года.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области, просит отменить указанные судебные акты, в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела. Доводы кассационной жалобы обосновывает тем, что периоды работы истца в должностях слесаря топливной аппаратуры и рыбака не включаются в стаж работы в сельском хозяйстве, поскольку рыболовецкий колхоз "Астраханец не относится к организациям, поименованном Списком, а при работе в должности слесаря топливной аппаратуры не установлено непосредственная занятость истца при производстве сельскохозяйственной продукции.
Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки сторон в суд кассационной инстанции, ввиду подробно изложенной правовой позиции ответчика в кассационной жалобе, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает, что такого характера нарушения не допущены судами нижестоящих инстанций, в связи с чем, основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Редькин М.М. является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, проживает в сельской местности.
26 августа 2021 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ввиду наличия 30-летнего стажа работы в сельском хозяйстве. Рассмотрев заявление истца, ответчик пришел к выводу о наличии у него стажа работы в сельском хозяйстве продолжительностью 17 лет 4 месяца 12 дней, что является недостаточным для назначения повышенной фиксированной выплаты.
Решением Государственного учреждения - Центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ Редькину М.М. отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с работой в сельском хозяйстве по основаниям отсутствия требуемого страхового стажа.
При этом в его страховой стаж не включены периоды работы в Рыболовецком колхозе "Астраханец" с 01 января 1992 года по 01 февраля 1995 года в должности слесаря топливной аппаратуры, с 01 февраля 1995 года по 28 мая 2008 года в должности рыбака.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 11 Правил от 2 октября 2014 года N 1015 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года, исходил из того, что выполняемая Редькиным М.М. в спорные периоды времени работа в рыболовецком колхозе "Астраханец" в указанных выше должностях связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство. Выполняемая истцом работа в указанной должности, с учетом характера и специфики осуществляемой деятельности, выполняемых функциональных обязанностей, связана с сельскохозяйственной деятельностью в колхозе.
Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, надлежащей оценки представленных доказательств, проанализировав представленные доказательства, установив характер выполняемой истцом в период работы с 01 января 1992 года по 01 февраля 1995 года и соответствие выполняемой им работы в должности в должностях: рабочих всех наименований, занятых растениеводством, животноводством, рыбоводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники, а именно слесаря по топливной аппаратуре, пришел к обоснованному выводу о включении заявленного периода в стаж работы в сельской местности.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает выводы суда первой и апелляционной инстанций правильными, соответствующими установленным судами обстоятельствам дела, существенных нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
На основании пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Общие правила исчисления сельского стажа заключаются в том, что в него включаются периоды работы, которые осуществлялись в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, выполнялись на территории Российской Федерации и производились начисления (уплачивались) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При одновременном соблюдении всех трех названных условий период работы засчитывается в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к пенсии по старости.
Списками должностей и работ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", в разделе "Рыбоводство в колхозах, совхозах, крестьянско-фермерских хозяйствах, сельскохозяйственных кооперативах, артелях и в других организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство" значатся такие должности, дающие право на получение спорной надбавки: рабочие всех наименований, занятые рыбоводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов; член колхоза (колхозник, рядовой колхозник), член крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно справке, выданной рыболовецким колхозом "Астраханец" N от ДД.ММ.ГГГГ, Редькин М.М. действительно в спорные периоды работал в колхозе. Его работа в должности слесаря по топливной аппаратуре была связана с сельскохозяйственной деятельностью в колхозе, так как в его должностные обязанности входил ремонт техники и оборудования, которое было задействовано в сельском хозяйстве.
Судами также установлено, что основной вид деятельности рыболовецкого колхоза "Астраханец" является рыболовство.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности в раздел A "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" включается класс "Рыболовство и рыбоводство".
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что отсутствие в Списке N 1440 должности слесаря по топливной аппаратуре, занимаемой истцом в период с 01 января 1992 года по 01 февраля 1995 года, при наличии в данном Списке указания на рабочих всех наименований, занятых растениеводством, животноводством и рыбоводством, не лишает истца права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к обоснованному выводу, что требования Редькина М.М. о перерасчете пенсии подлежат удовлетворению.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений. Все изложенные в кассационных жалобах доводы уже являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 9 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 7 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.