Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Руденко Ф.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко Е.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности назначить пенсию
по кассационной жалобе представителя Коваленко Е.Н. по доверенности Галушка Ю.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 19 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Коваленко Е.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю (далее ГУ-ОПФР по г. Севастополю), в котором с учетом уточненного иска просила:
- признать за Коваленко Е.Н. право на досрочную страховую пенсию по старости;
- включить период работы Коваленко E.Н. с 01 августа 1998 года по 30 июня 2001 года в страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
- возложить на ГУ-ОПФР по г. Севастополю назначить Коваленко Е.Н. досрочную страховую пенсию по старости с 13 марта 2022 года.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 13 октября 2022 года исковые требования Коваленко E.Н. удовлетворены.
Признано за Коваленко Е.Н. право на досрочную страховую пенсию по старости.
Включен период работы Коваленко Е.Н. с 01 августа 1998 года по 30 июня 2001 года в страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
На ГУ-ОПФР по г. Севастополю возложена обязанность назначить Коваленко Е.Н. досрочную страховую пенсию по старости с 13 марта 2022 года.
С ГУ-ОПФР по г. Севастополю в пользу Коваленко Е.Н. взысканы расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 19 января 2023 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю на его правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 19 января 2023 года решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 13 октября 2022 года отменено, постановлено по делу новое решение об отказе Коваленко Е.Н. в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе представитель истца Коваленко Е.Н. просит отменить апелляционное определение в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права, постановив по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме заявленных требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель истца Коваленко Е.Н. указывает, что Список N 2 не предусматривает, что должность телефониста междугородной телефонной связи должна иметься в составе отдела или цеха, следовательно, не имеет значения, в каком структурном подразделении, штатным расписанием предприятия предусмотрена должность телефониста междугородной телефонной связи. Обращает внимание, что после перевода истицы с 01 августа 1998 года на должность телефониста междугородной телефонной связи 1 класса в цех междугородной телефонной связи Центра технической эксплуатации междугородней телефонно-телеграфной связи должностные обязанности истца в связи с переводом в цех, а затем в специализированный участок по обслуживанию потребителей не поменялись, при этом смена наименований структурного подразделения (с отдела на цех, а с цеха на специализированный участок по обслуживанию потребителей) обусловлена внутренними структурными преобразованиями предприятия, изменением штатного расписания. Указывает, что должность "телефонист междугородной телефонной связи" осталась в переименованном подразделении, в котором работала истец, но отсутствовала в иных подразделениях. Ссылается в обоснование своих требований о вредных условиях работы на приказ о переводе истца, аттестацию рабочего места, проведенной в 1996 году, а также показания свидетелей. Считает, что суд первой инстанции верно определил, что должность телефониста междугородней телефонной связи априори предполагала постоянное использование в работе микротелефонной гарнитуры (устройства) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах, поскольку в противном случае выполнять работу не представлялось бы возможным. Указывает, что истец не может нести ответственность за то, что публичное акционерное общество "Укртелеком" ликвидировалось, а сложившаяся ситуация не должна лишать истца ее законного права на досрочное назначение пенсии по старости.
Кроме того, полагает, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы доводов апелляционной жалобы, а также нарушил правила оценки доказательств.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Истец обратилась с ходатайством о рассмотрении дела посредством видеоконференц-связи, в связи с отдаленностью от места проведения судебного заседания, которое рассмотрено судом кассационной инстанции с учетом правовой нормы, предусмотренной статьей 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, допускающей участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи лица, которое по объективным причинам не может присутствовать лично в судебном заседании, в случае, если его участие необходимо для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела и при наличии технической возможности для этого.
Между тем, системное толкование гражданского процессуального законодательства, в том числе, части 1 статьи 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что организация судебного процесса с использованием систем видеоконференц-связи является правом, а не обязанностью суда.
Учитывая, что пояснения по делу содержатся в кассационной жалобе истца, принимая во внимание отсутствие технической и организационной возможности проведения судебного заседания посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия отказала в проведении судебного заседания посредством видеоконференц-связи, путем вынесения определение, о чем истец извещен.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, а также учитывая необязательность явки сторон, ввиду подробно изложенной правовой позиции истца в кассационной жалобе, а также с учетом ходатайства ответчика о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны её преемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Исходя из смысла названной нормы закона, процессуальное правопреемство переходит в тех случаях, когда права или обязанности одного из субъектов спорного материального правоотношения в силу тех или иных причин переходят к другому лицу, которое не принимало участия в данном процессе.
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 года N236 - ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования" с 01.01.2023 года завершена процедура реорганизации Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Севастополю с одновременным присоединением к нему Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по г Севастополю, согласно которому Государственное учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю переименовано в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю, за которым сохраняются обязанности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации их территориальных органов и подведомственных учреждений, в том числе в административном, гражданском, арбитражном, и уголовном судопроизводстве.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит ходатайство представителя ответчика о правопреемстве подлежащим удовлетворению.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра апелляционного определения по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 17 июня 2022 года Коваленко Е.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ГУ-ОПФР по г. Севастополю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
ДД.ММ.ГГГГ решением пенсионного органа N Коваленко Е.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием специального необходимого стажа на соответствующих видах работ (Список N2) продолжительностью 8 лет.
Специальный стаж Коваленко Е.Н. по подсчетам пенсионного органа составил 5 лет 07 месяцев 23 дня, общий страховой стаж составил 35 лет 02 месяца 21 дней.
В расчет специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не включен период работы Коваленко Е.Н. с 01 августа 1998 года по 30 июня 2001 года в должности телефонистки междугородной телефонной связи 3 класса цеха междугородной телефонно-телеграфной связи Севастопольской дирекции Украинского государственного предприятия электросвязи "Укртелеком", поскольку записи трудовой книжки от ДД.ММ.ГГГГ серия N N, архивной справки N N от ДД.ММ.ГГГГ, копии личной карточки формы Т-2 не содержат сведений о характере выполняемой работы, а именно о постоянной занятости на работах с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием, как это предусмотрено Списком N 2.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Коваленко Е.Н, руководствуясь положениями статей 21, 22, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665, постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173, постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10, постановлением Кабинета Министров Украины от 11 марта 1994 года N162, постановлением Кабинета Министров Украины от 01 августа 1992 года N442, приказом Минтруда Украины N383 от 18 ноября 2005 года, исходил из того, что истцом факт и характер работы в период с 13 декабря 1989 года по 30 июня 2001 года подтвержден надлежащими и допустимыми доказательствами.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что за вычетом периодов нахождения Коваленко Е.Н. в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет (с 16 января 1995 года по 08 декабря 1997 года), в отпуске в связи с регистрацией брака (с 07 декабря 1991 года по 09 декабря 1991 года) в отпуске без содержания (с 27 апреля 1994 года по 27 мая 1994 года) работа на соответствующих видах работ согласно Списку N 2 составляет 8 лет 6 месяцев 8 дней, при этом стаж работ на общих основаниях составляет у истца более 35 лет.
Учитывая возраста 51 год истец достигла ДД.ММ.ГГГГ, приняв во внимание включенные судом в специальный стаж Коваленко Е.Н. периоды и учитывая признанные ответчиком в бесспорном порядке периоды специального стажа, суд пришел к выводу, что на момент обращения истца с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии ее специального стаж составлял более 8 лет, в связи с чем возложил на ответчика обязанность досрочно установить истцу страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда не согласилась с выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства, бесспорно свидетельствующие о постоянной занятости истца на работах с микрофонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на поворотных пунктах и с круглосуточным действием.
Также суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку стаж истца на соответствующих видах работ без учета указанного выше спорного периода работы, составляет менее необходимой продолжительности (8 лет), то у истца отсутствует право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на указанную ею дату.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении к спорным отношениям норм материального права, сделаны с нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вышеуказанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда, соответственно, не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж, соответственно, не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
В Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года, в разделе XXIX "Связь" предусмотрены телефонисты междугородной телефонной связи, постоянно работающие с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием (код позиции 23100000-19093).
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники, в связи с сокращением объемов производства, работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29).
Ранее действующее пенсионное законодательство указанных требований не содержало, следовательно, подтверждение постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня, до 1 января 1992 года не требовалось, а после указанной даты должно подтверждаться соответствующими доказательствами, представляемыми работником в пенсионный орган при разрешении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии.
В силу пункта 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В силу ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой инстанции, что исходя из представленных суду доказательств в спорный период времени (с 01 августа 1998 года по 30 июня 2001 года) Коваленко Е.Н. работала в течение полного рабочего дня на соответствующих работах по Списку N2, и ее занятость на соответствующих работах, подтверждается документами, выданными работодателем, в том числе личной карточкой работника из которой усматривается, что весь спорный период истцу предоставлялись дополнительные дни отпуска за работу во вредных условиях.
В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона N 208-ФЗ от 21.07.2014 года "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", при назначении, перерасчете и выплате пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат учитывается льготный статус граждан, указанных в части 1 статьи 1 указанного закона, подтверждаемый правоустанавливающими документами, в том числе документами об установлении инвалидности, выданными на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно либо на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно.
Поскольку периоды работы Коваленко Е.Н. приходятся на момент действия на территории Республики Крым законодательства государства Украина, необходимо также дать оценку нормам Законов Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" и "О пенсионном обеспечении", согласно которым, в п.п.3 п.2 Заключительных положений Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" предусмотрено, что лицам, которые работали на работах с вредными и тяжелыми условиями труда и имели или будут иметь право на пенсию в соответствии со статьей 100 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", пенсии назначаются по нормам данного Закона, исходя из требований возраста и стажа, установленных ранее действующим законодательством.
В п. "б" ч. 1 ст. 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 N 1788 указано, что на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест:
мужчины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;
женщины по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.
Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 12 настоящего Закона, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
В соответствии со ст. 100 указанного Закона лицам, которые работали до введения в действие этого Закона на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных ранее действующим законодательством, и имеют на день введения в действие этого Закона полный стаж на отмеченных работах, пенсии в размерах, предусмотренных этим Законом, назначаются в соответствии с требованиями по возрасту и стажу, установленными ранее действующим законодательством.
Постановлением Кабинета министров Украины от 1 августа 1992 года N442 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, который предусматривает, что в соответствии со статьей 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" пенсии по возрасту на льготных условиях по спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, назначаются по результатам аттестации рабочих мест.
В силу пункта 4 указанного Порядка аттестация проводится аттестационной комиссией, состав и полномочия которой определяются приказом по предприятию, организации, в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже чем один раз на пять лет. Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия, организации.
Пунктом 4.4 Порядка применения Списков N1 и N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, что дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, установлено, что если аттестация была впервые проведена после 21.08.1997 года, в случае подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях, в льготный стаж засчитывается весь период работы до 21.08.1992, пятилетний стаж работы на данном предприятии, который предшествует дате издания приказа о ее результатах, и периоды работы в течение пяти лет с учетом пункта 4.2 настоящего Порядка, после её проведения.
Поскольку работа Коваленко Е.Н. с 01 августа 1998 года по 30 июня 2001 года в должности телефонистки междугородной телефонной связи 3 класса цеха междугородной телефонно-телеграфной связи Севастопольской дирекции Украинского государственного предприятия электросвязи "Укртелеком", подтверждена аттестацией рабочего места, указанный период обоснованно признан судом первой инстанции подлежащим включению в подсчет льготного стажа.
При изложенных обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу с делом, вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
С учетом изложенного обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
произвести замену ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда России по г. Севастополю на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю.
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 19 января 2023 года отменить.
Оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 13 октября 2022 года.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С. А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.