Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи в интересах Литвиновой В.А. к администрации города Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Министерству финансов Краснодарского края об обязании произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения, по кассационной жалобе Министерства финансов Краснодарского края и кассационной жалобе представителя администрация города Сочи на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснения представителя Министерства финансов Краснодарского края Тарасова Л.Е, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповаловой О.Ю, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор города Сочи, действующий в интересах Литвиновой В.А, обратился в суд с иском к Администрации города Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Министерству финансов КК об обязании произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения, в котором просил суд:
обязать министерство финансов Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, Литвиновой В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
обязать министерство труда и социального развития Краснодарского края предоставить МО г.-к. Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м, Литвиновой В.А.;
обязать администрацию г. Сочи предоставить Литвиновой В.А, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 октября 2022 года исковые требования прокурора города Сочи, действующего в интересах Литвиновой В.А, удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 января 2023 года решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 октября 2022 года изменено в части обязания министерства труда и социального развития Краснодарского края предоставить муниципальному образованию городу-курорту Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, Литвиновой В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указав об обязании министерства труда и социального развития Краснодарского края предоставить муниципальному образованию городу-курорту Сочи денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, Литвиновой В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 октября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации города Сочи просит отменить решение и апелляционное определение в части возложения на администрацию города Сочи обязанности по приобретению жилого помещения Литвиновой В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ввиду существенного нарушения судами норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе представитель Министерства финансов Краснодарского края просит отменить решение и апелляционное определение в части удовлетворения требований к Министерству финансов Краснодарского края о возложении обязанности произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, ввиду существенного нарушения судами норм материального и процессуального права.
В возражениях на кассационные жалобы Прокурором Краснодарского края выражается несогласие с доводами, изложенными в них и указывается на законность принятых по делу судебных актов.
Представителя администрации города Сочи Краснодарского края и Министерства труда и социального развития Краснодарского края, надлежащим образом извещенные о дне рассмотрения кассационных жалоб в судебное заседание не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение ответчиков, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность их явки, ввиду подробно изложенной их правовой позиции в кассационной жалобе, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Министерства финансов Краснодарского края Тарасова Л.Е, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалову О.Ю, возражавшую против доводов кассационной жалобы и полагавшую судебные акты законными и обоснованными, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Литвиновой В.А. о защите нарушенных жилищных прав в части непредоставления ей жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Литвинова В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
"данные изъяты"
"данные изъяты" зарегистрирована по адресу: "адрес". Собственником или нанимателем жилого помещения Литвинова В.А. не является. Данное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу.
Наличие права Литвиновой В.А. на обеспечение жилым помещением подтверждено заключением уполномоченного органа по учету (заключение департамента городского хозяйства администрации г. Сочи от 16.04.2018) о необходимости включения Литвиновой В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Установлено, что на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, Литвинова В.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (приказ Министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N- жс).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 92, 98.1, 99, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае", Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", а также Положением о Министерстве финансов Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 года, пришел к выводу о возложении на Министерство финансов Краснодарского края произвести финансирование, Министерство труда и социального развития Краснодарского края обязанности предоставить субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения, а на администрацию города Сочи обязанности обеспечить Литвинову В.А. жилым помещением по договору найма специализированного жилого фонда, поскольку необеспечение истца жилым помещением свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Литвиновой В.А.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости изменения решения суда в части возложения на Министерство труда и социального развития Краснодарского края обязанности предоставить МО г.-к. Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, Литвиновой В.А, указав о возложении обязанности на Министерство труда и социального развития Краснодарского края предоставить муниципальному образованию г.-.к Сочи денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, Литвиновой В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, полагает, что разрешая возникший спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили юридически значимые обстоятельства, верно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам.
На основании ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в ст. 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
Так, на основании ст. 2 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в ст. 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
Указанные расходы отнесены к расходам министерства труда и социального развития края, а выделение денежных средств возложено на Министерство финансов Краснодарского края.
Поскольку выделяемое Министерством финансов Краснодарского края финансирование не соответствует существующей потребности, у Министерства труда и социального развития Краснодарского края отсутствует возможность предоставить муниципальному образованию город-курорт Сочи соответствующие субсидии, а у администрации города Сочи отсутствует возможность обеспечить Литвинову В.А. жилым помещением.
Согласно действующему законодательству дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа при необходимости обеспечения их жилыми помещениями должны быть обеспечены такими помещениями по достижению ими 18-летнего возраста, очередь для обеспечения граждан указанной категории, достигших совершеннолетия жилыми помещениями законом не предусмотрена.
В соответствии с положениями ст. 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение которых возлагается на министерство финансов соответствующего субъекта.
Администрация города Сочи лишена возможности приобрести жилое помещение для Литвиновой В.А. за счет средств местного бюджета, так как обеспечение жилым помещением данных детей относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, в данном случае Краснодарского края.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о необходимости возложения на Министерство финансов Краснодарского края произвести финансирование, на Министерство труда и социального развития Краснодарского края предоставить субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения, а администрацию города Сочи ответчика обязанности обеспечить Литвинову В.А. жилым помещением по договору найма специализированного жилого фонда.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения требований кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Краснодарского края и кассационную жалобу представителя администрация города Сочи - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.