Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Западного административного округа г. Краснодара в интересах несовершеннолетнего Феничева К.С. к ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, 3-е лицо - Филиал N 2 ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 29 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю Шекунова П.А, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповаловой О.Ю, судебная коллегия
установила:
Прокурор Западного административного округа г. Краснодара в интересах несовершеннолетнего Феничева К.С. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, 3-е лицо - Филиал N 2 ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации и просил суд обязать Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, зарегистрированное по адресу: "адрес", ИНН N, обеспечить Феничева К.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения техническими средствами реабилитации - ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки (пара), ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке (пара).
Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 29 сентября 2022 года удовлетворены исковые требования. Суд обязал Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Феничева К.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения техническими средствами реабилитации: ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки (пара), ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке (пара) в соответствии с ИПРА ребенка-инвалида N к акту освидетельствования N от ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 января 2023 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю просит отменить судебные акты в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права и несоответствием выводов судов обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указывает, что в целях обеспечения Феничева К.С. ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки (пара) выдано направление N в рамках государственного контракта N от ДД.ММ.ГГГГ, ортопедической обувью сложной на утепленной подкладки (пара) выдано направление N в рамках государственного контракта N от ДД.ММ.ГГГГ однако за получением TCP законный представитель не обращалась к поставщику TCP.
Поставщик TCP уведомил, что представитель Феничева К.С. в телефонном режиме отказалась от обеспечения ортопедической обувью, мотивируя отказ тем, что TCP приобретены самостоятельно, однако заявления на предоставление компенсации за самостоятельно приобретенные TCP как в ГУ-КРО ФСС так и в ОСФР по Краснодарскому краю не поступали.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю Шекунова П.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалову О.Ю, возражавшую против доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такого характера нарушения не допущены судами нижестоящих инстанций, в связи с чем, основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Феничева Т.Н. (законный представитель ребенка инвалида Феничева К.С, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в филиал N 2 Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки (пара), ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке (пара), предусмотренной ИПРА ребенка - инвалида N к акту освидетельствования N от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ребенку - инвалиду Феничеву К.С. не выданы указанные средства, что свидетельствует о нарушении его прав.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пришел к выводу, что заявленные требования об обеспечении жизненно важными техническими средствами реабилитации подлежат удовлетворению, так как необходимость в данных средствах реабилитации подтверждена документально, письменного отказа от их получения законный представитель ребенка не давал.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судебных инстанций, поскольку они основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом и представленным доказательствам.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В силу положений статьи 11.1 приведенного Федерального закона, финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Согласно пунктам 2 - 3 указанных Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном пунктом 12 настоящих Правил.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Суды нижестоящих инстанций руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришли к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку установлено, что ответчик не обеспечил ребенка-инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, в частности ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки (пара), ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке (пара).
Право Феничева К.С. как инвалида на обеспечение указанными средствами реабилитации, предусмотренное вышеуказанным Федеральным законом, подтверждено представленными документами.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с указанным выводом суда также соглашается.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что ответчик совершил все необходимые действия для обеспечения ребенка необходимыми техническими средствами реабилитации, однако, законный представитель Феничева К.С. отказалась от получения ТСР ввиду приобретения обуви самостоятельно и за компенсацией не обращалась, не могут быть приняты во внимание, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 29 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.