Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Губаревой С.А, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ларичкиной С.Н. к государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения по Тракторозаводскому району Волгограда" о признании решений незаконными, возложении обязанности, взыскании суммы, по кассационной жалобе Ларичкиной С.Н, поступившей с делом 24 января 2023 г, на решение Тракторозаводского районного суда города Волгограда Волгоградской области от 28 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 2 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Ларичкина С.Н. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению (далее ГКУ) "Центр социальной защиты населения по Тракторозаводскому району Волгограда" о признании решений незаконными, возложении обязанности, взыскании суммы.
В обоснование исковых требований указала, что 1 декабря 2021 г. она обратилась к ответчику за назначением ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет. 30 декабря 2021 г. получила отказ в назначении указанного пособия, в связи с превышением дохода над величиной прожиточного минимума. 10 января 2022 г. повторно обратилась за назначением пособия, но 28 января 2022 г. также получила отказ в назначении пособия. Основанием отказа в назначении выплаты, послужило включение в расчет дохода ее семьи дохода от участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе.
Однако, истец полагала, что включение указанного дохода в расчет дохода ее семьи, произведен неправомерно, без учета норм действующего на момент вынесения решения законодательства, поскольку подпункт "т" пункта 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", согласно которому при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме: доходы, полученные в результате выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, был введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2022 г. N 68, и начал действовать только с 1 апреля 2022 г.
Также истец указала, что по ее заявлению от 2 декабря 2020 г. ответчик назначил ей ежемесячную выплату на ребенка в размере 5061 руб. за период с 1 декабря 2020 г. по 1 декабря 2021 г. на основании Указа Президента РФ "О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". 2 апреля 2021 г. она обратилась с заявлением о перерасчете назначенной ранее выплаты. Решением от 15 апреля 2021 г. ответчик отказал ей в перерасчете, в связи с превышением дохода над величиной прожиточного минимума на душу населения, учитывая при этом доход от участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе. Полагает указанное решение незаконным, поскольку доход ее семьи, состоящей из трех человек, за период с августа 2019 г. по июль 2020 г. составил 14 956, 43 руб, в связи с чем, у ответчика не имелось оснований для отказа в перерасчете ежемесячной выплаты и назначении ее в размере 100%.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом измененных исковых требований, истец просила признать решение ГКУ "Центр социальной защиты населения по Тракторозаводскому району Волгограда" N 10543 от 24 декабря 2021 г. об отказе в назначении ей ежемесячной выплаты на детей с 3 до 7 лет на сына Ларичкина М.М, 1 декабря 2017 г.р, незаконным, обязать ответчика назначить ей пособие в размере 10 831 руб. с даты первоначального обращения - 1 декабря 2021 г, сроком на 12 месяцев, обязать ответчика выплатить ей пособие в размере 10 831 руб. с декабря 2021 г. по настоящее время, возвратить ей уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 300 руб, признать незаконным решение ответчика N 2926 от 15 апреля 2021 г. об отказе в перерасчете назначенной ей ранее выплаты на ребенка от 3 до 7 лет на сына Ларичкина М.М, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пособия и назначить его в размере 100% прожиточного минимума в Волгоградской области за период с 1 января 2021 г. по 1 декабря 2021 г, а также обязать ответчика выплатить недополученную сумму пособий за период с 1 января 2021 г. по 1 декабря 2021 г. в размере 56 061, 50 руб.
Решением Тракторозаводского районного суда города Волгограда Волгоградской области от 28 июля 2022 г. исковые требования Ларичкиной С.И. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 2 ноября 2022 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование доводов указывает, что при рассмотрении заявления о назначении и перерасчете ежемесячного пособия на сына истца Ларичкина М, ДД.ММ.ГГГГ г.р, центром социальной защиты в доход семьи были включены доходы от азартных игр, что в свою очередь стало основанием для отказа в назначении истцу пособия, в связи с превышением установленного прожиточного минимума в Волгоградской области на даты подачи заявлений.
На даты подачи истцом заявок 2 апреля 2021 г. и 2 декабря 2021 г. о назначении и перерасчёте ежемесячного пособия на ребенка с 3 до 7 лет, включение доходов от участия в азартных играх, при расчете среднедушевого дохода семьи Основными требованиями, не предусматривались. Подпункт "т", был введен Постановлением Правительства РФ от 28 января 2022 г. N 68 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации") и вступил в силу с 1 апреля 2022 г.
Пункт 55 Основных требований, (перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты), предусматривает получение сведения о доходах, полученных в результате выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других, основанных на риске игр, посредством запроса в ФНС России через единую систему межведомственного электронного взаимодействия с 1 апреля 2022 г.
Полагает, что до 1 апреля 2022 г, указанные в пункте "т", виды доходов не могли включаться в расчет среднедушевого дохода ее семьи.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не дал оценку тому обстоятельству, что согласно ответа комитета социальной зашиты населения Волгоградской области, в доход семьи Ларичкиной за спорный период времени были включены доходы, в том числе от жилищных субсидий. Факт того, что никакие жилищные субсидии ни истцом, ни членами ее семьи, никогда не оформлялись и не получались, судом апелляционной инстанции остался без внимания.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив изложенные доводы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
На основании положений статьи 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства в силу подпункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Ежемесячное пособие на ребенка является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, которое выплачивается гражданам, проживающим на территории России (статьи 1, 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").
Статьей 67.1 Конституции Российской Федерации, установлено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения (часть 4).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях граждан, имеющих детей", законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Ларичкина С.Н. состоит в браке с Ларичкиным М.Н, от брака имеет ребенка - Ларичкина М.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С 1 декабря 2020 г. по 1 декабря 2021 г. на основании Указа Президента РФ от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" решением ГКУ "Центр социальной защиты населения по Тракторозаводскому району Волгограда" от 2 декабря 2020 г. N 1000479700 Ларичкиной С.Н. назначена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, в размере 5061, 50 руб.
1 декабря 2021 г. через портал "Госуслуги" Ларичкина С.Н. вновь обратилась за назначением ей указанной ежемесячной выплаты, в связи с истечением срока назначенной ранее выплаты.
Решением ГКУ "Центр социальной защиты населения по Тракторозаводскому району Волгограда" от 24 декабря 2021 г. N 10543 Ларичкиной С.Н. было отказано в назначении указанной ежемесячной выплаты, на основании подпункта 2.14 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 24 апреля 2020 г. N798, то есть в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты, со ссылкой на величину прожиточного минимума - 10 158 руб, и среднедушевого дохода семьи истца - 35 580, 80 руб.
При рассмотрении заявления Ларичкиной С.Н. ответчиком направлены межведомственные запросы, и согласно полученных ответов были представлены сведения по справкам о доходах физических лиц, на основании которых был учтен доход семьи истца за период с 1 августа 2020 г. по 31 июля 2021 г, который составил: 6436 руб. - выплаты ГУ- Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ; меры социальной поддержки 13 956, 46 руб.; 237 278, 53 руб. - доход, полученный от трудовой деятельности; 12 000 руб. - доход неработающего супруга, осуществляющего уход за нетрудоспособными гражданами; 1 011 238, 54 руб. - доход в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, а всего доход истца и ее семьи за период с 1 августа 2020 г. по 31 июля 2021 г. составил - 1 280 909, 53 руб.
Таким образом, среднедушевой доход истца составил 35 580, 82 руб, что превысило величину прожиточного минимума - 10 158 руб, установленного Постановлением администрации Волгоградской области от 27 января 2021 г. N 22-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области на 2021".
Кроме того, решением ГКУ "Центр социальной защиты населения по Тракторозаводскому району Волгограда" от 15 апреля 2021 г. N 2926 Ларичкиной С.Н. было отказано в перерасчете назначенной ранее ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет на сына Марка, с 1 декабря 2020 г. по 1 декабря 2021 г, на основании подпункта "б" пункта 2.14. Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, согласно которому основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной денежной выплаты являются: превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты (в том числе учтен доход от выигрышей за период с декабря 2019 г. по ноябрь 2020 г. в размере 1 177 215, 55 руб.)
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", Приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской обл. от 24 апреля 2020 г. N 798 "Об утверждении порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно", исходил из того, что в силу действующего законодательства при расчете среднедушевого дохода семьи, доходы, полученные от участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, учитываются как доход в семье, поскольку указанные доходы не входят в пункт 25 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N384, предусматривающих исчерпывающий перечень выплат, которые не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи на момент обращения гражданина с соответствующим заявлением о назначении выплат.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции указанные выводы находит законными и обоснованными, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 г. ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт "а" пункта 3 данного Указа).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 названного указа ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N134-Ф3 "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В абзаце первом подпункта "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Правительству Российской Федерации предписано до 1 апреля 2020 г. утвердить основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовую форму заявления о назначении ежемесячной выплаты, предоставив гражданам возможность выбора способа обращения за ее назначением, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Правительством Российской Федерации 31 марта 2020 г. издано постановление N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".
В пункте 1 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных названным постановлением Правительства Российской Федерации, указано, что они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной выплаты, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты (далее - Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно).
Ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на второй квартал года, предшествующего году обращения за ?назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 2 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно).
Абзацем третьим пункта 16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно предусмотрено, что решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в том числе в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
В пункте 21 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно содержится перечень видов доходов семьи, полученных в денежной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи.
Уполномоченный орган вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи, указанных заявителем в заявлении. В этих целях уполномоченный орган вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления (пункт 28).
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 7 апреля 2020 г. N 247 на территории Волгоградской области с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, которым определено, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Волгоградской области в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В свою очередь Приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 24 апреля 2020 г. N 798 утвержден Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка ежемесячная выплата осуществляется в размере: 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Волгоградской области в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - величина прожиточного минимума для детей), - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - величина прожиточного минимума на душу населения);
75 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения;
100 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.
Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит перерасчету в беззаявительном порядке с 1 января года, следующего за годом обращения за назначением такой выплаты, исходя из ежегодного изменения величины прожиточного минимума для детей (пункт 1.2.1 Порядка).
В силу пункта 1.3 Порядка ежемесячная денежная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста трех лет, но не ранее 1 января 2020 г, до достижения ребенком возраста восьми лет.
Право на ежемесячную денежную выплату возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации. Право на ежемесячную денежную выплату имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Волгоградской области (пункту 1.5, 1.6 Порядка).
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается семьям, имеющим детей в возрасте от трех до семи лет включительно, со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума на душу населения на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.
В состав семьи, учитываемый при определении права на получение ежемесячной денежной выплаты, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель) или опекун ребенка, подавшие заявление, его супруг (супруга), несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке) (пункт 2.2 Порядка).
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 2.5. Порядка).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2.14 Порядка, основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной денежной выплаты является: б) превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.
Согласно постановлению администрации Волгоградской области от 27 января 2021 г. N22-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области на 2021 год" установлена величина прожиточного минимума в расчете на душу населения составляет 10 158 руб.
Постановлением администрации Волгоградской области от 1 сентября 2021 г. N484-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области на 2022 год" установлена величина прожиточного минимума в расчете на душу населения - 10 882 руб.
Предметом настоящего спора является порядок расчета дохода истца с учетом доходов от участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе.
Действительно, в пункт 21 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, подпункт "т", предусматривающий, что к видам дохода, полученного в денежной форме подлежащего учету при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения данной выплаты, отнесены доходы, полученные в результате выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, был включен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2022 г. N68 и начал действовать только с 1 апреля 2022 г.
На момент обращения истца с заявлением о назначении выплаты, в пункте 21 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, указанный подпункт "т" отсутствовал.
Однако, пунктом 25 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, предусмотрен исчерпывающий перечень выплат, которые не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи на момент обращения с соответствующим заявлением о назначении выплат, и доходы, полученные в результате выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, в указанном перечне отсутствуют.
Основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты Ларичкиной С.Н. и перерасчете ранее назначенной выплаты, послужило превышение размера среднедушевого дохода ее семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты, с учетом положений пункта 25 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384, предусматривающим исчерпывающий перечень выплат, которые не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи на момент обращения гражданина с соответствующим заявлением о назначении выплат.
Следовательно, судами нижестоящих инстанций правильно сделаны вывод о том, что оспариваемые истцом решения ГКУ "Центр социальной защиты населения от 15 апреля 2021 г N2926 и от 24 декабря 2021 г. N10543 являются законными и обоснованными.
Доводы кассационной жалобы о том, что в доход семьи Ларичкиной С.Н. за спорный период времени ответчиком были включены доходы от жилищных субсидий, несмотря на то, что жилищные субсидии ни истцом, ни членами ее семьи, не оформлялись, не являются основанием для отмены принятых судебных актов, поскольку даже с учетом только дохода в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, среднедушевой доход семьи истца превышает величину прожиточного минимума на душу населения 10 158 руб.
Приведенные в кассационной жалобе доводы выводов судов не опровергают, по своей сути, сводятся к несогласию заявителя с оценкой представленных доказательств и с постановленными судебными актами.
Указанные доводы кассационной жалобы основанием к отмене судебных постановлений служить не могут, поскольку применительно к положениям статей 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанции или были ими опровергнуты.
При таких обстоятельствах судебная коллегия оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тракторозаводского районного суда города Волгограда Волгоградской области от 28 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 2 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ларичкиной С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Ф.Г. Руденко
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.