Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Руденко Ф.Г, Губаревой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску федерального казенного учреждения здравоохранения - Медико-санитарная часть N 34 федеральной службы исполнения наказания России к Пичугиной М.М. о взыскании переплаты специальной социальной выплаты, по кассационной жалобе федерального казенного учреждения здравоохранения - Медико-санитарная часть N 34 федеральной службы исполнения наказания России, поступившей с делом 26 января 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 30 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N34 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее по тексту (ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России) обратилось в суд с иском к Пичугиной М. М. о взыскании переплаты специальной социальной выплаты.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности ФКУЗ МСЧ-34 УФСИН России при проверке правильности начисления заработной платы работников, были выявлены переплаты по специальной социальной выплате и доплаты с мая 2020 года по май 2021 года.
На основании приказа N 2-лс от 14 января 2014 г. Пичугина М.М. принята на должность фельдшера-лаборанта клинико-диагностикой лаборатории филиала "Туберкулезной больницы N 1" ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России.
С мая 2020 года ответчик осуществляла работу по проведению диагностических исследований (COVID-19) (лабораторная диагностика биологического материала методом ПЦР на новую коронавирусную инфекцию).
При проведении проверки правильности начисления заработной платы работникам, в табелях учёта рабочего времени клинико-диагностической лаборатории филиала "Туберкулезная больница N 1" ФКУЗ МСЧ-34 УФСИН были выявлены расхождения данных с журналом регистрации анализов на коронавирусную инфекцию COVID-19.
На основании выявленных расхождений, был произведён расчёт суммы переплаты специальной социальной выплаты за период с мая 2020 года по май 2021 года Пичугиной М.М. Общая сумма переплаты составила 45 874, 62 руб.
Досудебная претензия, направленная в адрес ответчика оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил взыскать с Пичугиной М.М. сумму переплаты специальной социальной выплаты в размере 45 874, 62 руб.
Решением Дзержинского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 31 августа 2022 г. исковые требования удовлетворены.
С Пичугиной М.М. в пользу ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России взыскана сумма переплаты специальной социальной выплаты в размере 45 874, 62 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 30 ноября 2022 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 30 ноября 2022 г, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. Указывает, что названная выплата по своей правовой природе не относится к денежным суммам, предоставленным гражданину в качестве средств к существованию и подлежит взысканию на основании статьи 1102 Гражданского кодекса РФ в качестве неосновательного обогащения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 с 1 апреля 2020 г. медицинским работникам, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач.
Так, врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам), а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами, и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников - 80 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 г. по данным Федеральной службы государственной статистики.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 1896 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 г. медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Данным постановлением предусмотрено, что в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), производить ежемесячно, с 1 ноября 2020 г..по 31 декабря 2021 г, специальную социальную выплату за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленную для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том, числе, следующим категориям указанных работников (военнослужащих, сотрудников): врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу, не оказывающему медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующему с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, а также военнослужащим,
сотрудникам и работникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, - 2 430 рублей, 1 215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
С января 2021 г. выплаты производятся на основании постановления Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2276.
Порядок и условия осуществления специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), установлены приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 30 ноября 2020 г. N 861.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 30 ноября 2020 г. N 861, специальная социальная выплата производится работникам УИС, категории которых определены в подпунктах "а" (за исключением категории, указанной в абзаце 8), "б" и "в" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 1896.
Установление размера и расчет специальной социальной выплаты за календарный месяц осуществляется в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 1896, согласно которому, специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени или отработанного служебного времени за дни работы (службы) в соответствующем календарном месяце, в которые работник (военнослужащий, сотрудник) привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, привлекался к санитарно-эпидемическим (профилактическим) мероприятиям и мероприятиям по их обеспечению на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 1896, учет нормативных смен и работников УИС, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, осуществляется согласно табелям учета рабочего времени или отработанного служебного времени структурными подразделениями учреждения (органа) УИС по месту работы, ежемесячно, не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Пичугиной М.М. принята на должность фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории филиала "Туберкулезной больницы N 1" ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России, что подтверждается приказом N 2-лс от 14 января 2014 г.
На основании приказа ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России от 22 декабря 2020 г. N134, Пичугина М.М. включена в список сотрудников и работников ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, а также контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекцией.
С мая 2020 года ответчик осуществляла работу по проведению диагностических исследований (COVID-19) (лабораторная диагностика биологического материала методом ПЦР на новую коронавирусную инфекцию), разрешение выдано Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области от 19 мая 2020 г. N 34-00-п/31-13833-2020.
На основании предоставленных клинико-диагностической лабораторией табелей учёта рабочего времени, в которых отражены фактические смены работы с COVID-19, бухгалтерий ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России производились расчёт и выплата стимулирующего характера за период с мая 2020 года по октябрь 2020 года, а также расчёт и выплата специальной социальной доплаты за период с ноября 2020 года до настоящего времени.
При проведении ревизии УФСИН России по Волгоградской области в мае 2021 года финансово-хозяйственной деятельности ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России и проверки правильности начисления заработной платы работникам, в табелях учёта рабочего времени клинико-диагностической лаборатории филиала "Туберкулезная больница N 1" ФКУЗ МСЧ-34 УФСИН были выявлены расхождения данных с журналом регистрации анализов на коронавирусную инфекцию COVID-19.
В табелях учёта рабочего времени клинико-диагностической лаборатории отмечались дни работы с COVID-19, в то время как в журнале регистрации анализов на коронавирусную инфекцию COVID-19 записи о пациентах с положительным результатом анализов на COVID-19 отсутствовали.
На основании выявленных расхождений, был произведён расчёт суммы переплаты специальной социальной выплаты за период с мая 2020 года по май 2021 года Пичугиной М.М.:
по постановлению Правительства РФ от 29 августа 2020 г. N 1312 - переплата составила 22 060, 62 руб.;
по постановлению Правительства РФ от 23 ноября 2020 г. N 1896 - переплата составила 22 599 руб.;
по постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2276 - переплата составила 1 215 руб.
Общая сумма переплаты специальных социальных выплаты и доплат Пичугиной М.М. составила в размере 45 874, 62 руб.
24 июня 2021 г. истом в целях соблюдения досудебного порядка и возмещении излишне выплаченной суммы в адрес ответчика направлено уведомление с предложением вернуть переплату в добровольном порядке и дать согласие на удержание переплаты из заработной платы.
Однако, ответ до настоящего времени в адрес истца не поступил, а также ответчик Пичугина М.М. возврат излишне выплаченной суммы не произвела.
По мнению истца, ввиду выявленных расхождений в первичных документах, со стороны ответчика имеет место неосновательное обогащение, которое подлежит взысканию в судебном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что полученные ответчиком денежные средства в виде специальной социальной выплаты не являются заработной платой, в связи с чем, положения статьи 137 Трудового кодекса РФ и части 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат применению. Следовательно, полученные ответчиком денежные средства являются неосновательным обогащением и подлежат взысканию в пользу истца.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами суда первой инстанции, счел основанными на ошибочном толковании норм материального права, сославшись на положения статей 1102, 1109 Гражданского кодекса РФ, статьи 137 Трудового кодекса РФ, указал, что оспариваемые выплаты стимулирующего характера начислялись истцу ежемесячно, за работу по проведению диагностических исследований (COVID-19) (лабораторная диагностика биологического материала методом ПЦР - на новую коронавирусную инфекцию), с учетом фактически отработанного времени согласно табелю учета рабочего времени.
Дни работы истца с COVID-19 были отражены в табеле учета рабочего времени на основании информации в журнале регистрации анализов на коронавирусную инфекцию.
На основании данных сведений были произведены начисление и выплата заработной платы.
В этой связи, выплаченная ответчику специальная социальная выплата, с учетом приказа ФКУЗ МСЧ - 34 ФСИН России от 22 декабря 2020 г. N 134, является составной частью заработной платы, гарантированной к ежемесячной выплате в период осуществления тестирования на новую коронавирусную инфекцию, по фактически отработанному времени на соответствующих видах работ.
Следовательно, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию в рамках возникшего спора, являются: наличие доказательств счетной ошибки, а также факт излишней выплаты заработной платы в связи с неправомерными действиями работника.
Однако, при обращении с иском в суд, истец обуславливал свои требования наличием расхождений в табелях учета рабочего времени клинико-диагностической лаборатории филиала "Туберкулезная больница N 1" ФКУЗ МСЧ-34 УФСИН с журналом регистрации анализов на коронавирусную инфекцию COVID-19, в связи с чем, образовалась переплата.
Однако, сам факт таких начислений и выплаты ответчику денежных средств не обусловлен счетной ошибкой и неправомерными действиями работника, так как в силу статьи 91 Трудового кодекса РФ, именно работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
В этой связи, у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных требований, так как со стороны ответчика не имеет место неосновательное обогащение.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции указанные выводы находит законными и обоснованными, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что по смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Установив, что в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлены доказательства переплаты специальной социальной выплаты по вине ответчика либо в результате счетной ошибки, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания излишне выплаченной денежной суммы с Пичугиной М.М.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию истца по делу, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены или были опровергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 30 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения здравоохранения - Медико-санитарная часть N 34 федеральной службы исполнения наказания России - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Ф.Г. Руденко
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.