Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Руденко Ф.Г, Губаревой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамоновой Т.Г. к администрации города Волгограда о признании отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет незаконным, возложении обязанности увеличить должностной оклад, произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, по кассационной жалобе Мамоновой Т.Г, поступившей с делом 26 января 2023 г, на решение Центрального районного суда города Волгограда Волгоградской области от 21 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 12 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав истца Мамонову Т.Г, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Мамонова Т.Г. обратилась в суд с иском к администрации Волгограда, в котором просила обязать ответчика произвести с 1 января 2022 г. перерасчет пенсии за выслугу лет на 15% в соответствии с пунктом 6.1 Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда, и лицам, замещавшим должности в местах органах государственной власти и управления Волгограда", а также в соответствии с рекомендациями, изложенными в пункте 2 статьи 59 Закона Волгоградской области от 8 декабря 2021 г. N 124-ОД "Об областном бюджете на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Требования мотивированы тем, что с 29 июня 2011 г. истец является получателем пенсии за выслугу лет, как лицо замещавшее должность муниципальной службы Волгограда в соответствии с Постановлением администрации Волгограда от 1 августа 2011 г. N 1974, размер которой установлен, исходя из оклада начальника отдела администрации Красноармейского района г. Волгограда.
С 1 сентября 2015 г. на основании Постановления администрации Волгограда от 12 октября 2015 г. N 1417 произведен перерасчет пенсии за выслугу лет, размер которой составлял 29 647, 58 руб.
На основании решения Волгоградской городской Думы от 20 декабря 2021 г. N 58/901 "О внесении изменений в отдельные правовые акты Волгограда" было произведено увеличение должностных окладов.
Между тем, как указывает истец, с 1 января 2022 г. перерасчет размера пенсии за выслугу лет ей произведен не был, что подтверждается справкой комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда от 10 августа 2021 г. и справкой ПАО Сбербанка РФ, и с июня 2021 г. размер пенсии не изменился, составляет 10 851, 13 руб.
Мамонова Т.Г. полагает, что незаконные действия администрации Волгограда нарушают ее права в области пенсионного обеспечения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточненных исковых требований, Мамонова Т.Г. просила, признать незаконным отказ администрации Волгограда в перерасчете пенсии, возложить на ответчика обязанность по увеличению с 1 января 2022 г. на 15 % должностного оклада принятого для расчета пенсии истца за выслугу лет, установлении должностного оклада в размере 19 765 руб, по перерасчету истцу пенсии за выслугу лет с 1 января 2022 г. с учетом увеличенного должностного оклада.
Решением Центрального районного суда города Волгограда Волгоградской области от 21 июля 2022 г. в удовлетворении исковых требований Мамоновой Т.Г. отказано
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 12 октября 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Ответчик - представитель администрации Волгограда, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2013 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В Российской Федерации гарантировано право муниципальных служащих на получение пенсии по выслуге лет дополнительно к страховой пенсии и фиксированной доплате к пенсии, право лиц, занимающих муниципальные должности, на доплату к страховой пенсии. Финансирование муниципальной службы, в том числе, гарантий муниципальной службы осуществляется из местного бюджета в силу прямого указания закона (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статья 34 Федерального закона от 2 марта 2017 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
В соответствии с части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N25 "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской" службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
Муниципальные образования самостоятельно разрешают вопрос о размере дополнительных выплат к пенсии муниципальным служащим, руководствуясь общими требованиями, предусмотренными статьей 23 Федерального закона от 2 марта 2017 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и исходя из имеющихся финансово-экономических возможностей.
Как следует из части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований; исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Условия и порядок назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда, и лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда определены Положением о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда и лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 6 февраля 2008 г. N 57/1441 (далее - Положение).
Пенсия за выслугу лет назначается в виде ежемесячной муниципальной денежной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначаемой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", к страховой пенсии по старости, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения Российской Федерации".
Согласно пункту 6.1 Положения перерасчет размера пенсии за выслугу лег производится комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда в случае: увеличения стажа муниципальной службы; изменения должности после назначения пенсии за выслугу лет исходя из ежемесячного денежного вознаграждения (денежного содержания, заработной платы) или ежемесячного денежного содержания (заработной платы) по замещаемой муниципальной должности (должности муниципальной службы); изменения страховой пенсии по старости (страховой пенсии по инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", на основании документов, подтверждающих новый размер страховой пенсии; индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии; повышения (индексации) в установленном порядке денежного вознаграждения (денежного содержания); повышения должностного оклада, ежемесячной надбавки за классный чин, не связанных с индексацией; установления индекса потребительских цен на конец прошедшего года.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, которые определяют порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим с учетом бюджетных возможностей.
Судом первой инстанции было установлено, что Мамонова Т.Г. замещала должность начальника правового отдела администрации Красноармейского района г. Волгограда.
С 29 июня 2011 г. на основании заявления Мамоновой Т.Г, с учетом ее стажа муниципальной службы равного 22 годам, на основании Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда и должности муниципальных служащих муниципальной службы Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 6 февраля 2008 г. N 57/1441, была назначена пенсия за выслугу лет, что подтверждается уведомлением о назначении пенсии от 9 августа 2011 г.
Размер пенсии за выслугу лет на 29 июня 2011 г. составил 15 076 руб.
В последующем Мамонова Т.Г. вернулась к исполнению должностных обязанностей муниципального служащего, в связи с чем, выплата истцу муниципальной пенсии за выслугу лет была приостановлена.
В связи с увольнением, 31 августа 2015 г. Мамонтова Т.Г. обратилась с заявлением о перерасчете размера пенсии за выслугу лет, с учетом увеличения стажа муниципальной службы до 26 лет.
На основании решения председателя комитета социальной поддержки населения администрации Волгограда от 17 сентября 2015 г. Мамоновой Т.Г. с 1 сентября 2015 г. была возобновлена выплата пенсии за выслугу лет в размере 29 647, 58 руб.
Размер вышеуказанной пенсии был определен ответчиком на основании пункта 2.4 Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда и должности муниципальных служащих муниципальной службы Волгограда, действующего в редакции на момент перерасчета размера пенсии за выслугу лет (редакция от 15 июля 2015 г.).
Решением Волгоградской городской Думы от 9 ноября 2016 г. N 49/1471 "Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда и избирательной комиссии Волгограда" было утверждено иное денежное содержание муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда. Положение о денежном содержании муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Волгограда, вступило в силу со дня его официального опубликования и стало применяться к правам и обязанностям, возникшим с 1 января 2017 г.
Решением Волгоградской городской Думы от 20 декабря 2021 г. N 58/901 с 1 января 2022 г. были внесены изменения в решение Волгоградской городской Думы от 9 ноября 2016 г. N 49/1471, и установлены иные размеры должностных окладов и ежемесячных надбавок к должностному окладу за классный чин.
Действия данных нормативных правовых актов не распространены на отношения, возникшие до их введения в действия.
Индексация ранее назначенной пенсии за выслугу лет как лицу, ранее замещавшему должность муниципальной службы данными актами не была предусмотрена.
Таким образом, принимая во внимание, что пенсия за выслугу лет муниципальной службы Мамоновой Т.Г. была назначена 29 июня 2011 г. в соответствии с Положением, в редакции действовавшей на момент назначения, а правовых оснований для распространения на нее порядка определения размера пенсии за выслугу лет в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 9 ноября 2016 г. N 49/1471, с изменениями, утвержденными решением Волгоградской городской Думы от 20 декабря 2021 г. N 58/901, то есть действовавшими после увольнения истца, не имеется, суд первой инстанции обоснованно постановилпо делу решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции указанные выводы находит законными и обоснованными, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию истца по делу, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены или были опровергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Волгограда Волгоградской области от 21 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 12 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мамоновой Т.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Ф.Г. Руденко
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.