Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Руденко Ф.Г, Губаревой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шкабарня И.Ф. к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о взыскании невыплаченной части пенсии и денежной компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Шкабарня И.Ф, поступившей с делом 30 января 2023 г, на решение Славянского городского суда Краснодарского края от 2 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав истца Шкабарня И.Ф. и его представителя на основании устного ходатайства Мозгового В.С, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Шкабарня И.Ф. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю, в котором просит суд взыскать с ответчика в его пользу сумму невыплаченной части пенсии за период с 1 мая 1993 г. по 28 декабря 2013 г. в размере 448 548, 33 руб. и сумму денежной компенсации морального вреда в размере 3 000 000 руб, так как не согласен с расчётом пенсии. В обоснование доводов указывает, что фактически он получал заниженную пенсию в период с 1 мая 1993 г. по 1 декабря 1997 г, недополучал сумму в размере 191 979 руб. в месяц, а всего за период 4 года и 7 месяцев он необоснованно недополучил сумму в размере 10 751 000 рублей (до деноминации) или 10 751 руб. (после деноминации). Шкабарня И.Ф. утверждает, что ему необоснованно считали минимальную пенсию, так как за 1998 год он получил заработную плату в размере 15 080 282 руб. (до деноминации) и если произвести расчет пенсии по правилам расчета пенсии, действующей на тот период времени, то после деноминации, с 1 января 1998 г, пенсия должна составлять не 375, 44 руб, а 2455 руб, так как в период с 1 мая 1998 г. по 1 мая 1999 г, ему должны были поставить стажкоэффициент 1.19 вместо 1.15, в связи с чем, и его пенсия должна была возрасти, кроме того, в указанный выше период компенсация составляла 100 руб. в месяц вместо 85 руб, то есть в период с 1 мая 1998 г. по 1 мая 1999 г. ему недоплатили сумму в размере 2079, 56 руб. в месяц, а всего 24 954, 72 руб.
С 1 сентября 2000 г. по его заявлению произведён перерасчёт пенсии, размер которой составил 601, 23 руб, однако, так как с 1 мая 1998 г. пенсия была необоснованно занижена, в после перерасчета в период с 1 мая 1999 г. по 1 сентября 2000 г. истцу уже недоплатили 1853, 77 руб. в месяц, а всего за указанный период в размере 29 660, 32 руб.
С 1 ноября 2000 г. также произведён перерасчёт пенсии, который составил 651, 34 руб, при этом недоплата в период с 1 ноября 2000 г. по 1 февраля 2001 г. составила 1803, 66 руб. в месяц, а всего за указанный период 5 410, 98 руб, недоплата за период с 1 февраля 2001 г. по 1 августа 2001 г. составила 1748, 51 руб. в месяц, а всего 10 491, 06 руб, недоплата в период с 1 августа 2001 г. по 1 января 2002 г. составила 1687, 85 руб. в месяц, а всего 8439, 25 руб.
С 3 июня 2018 г, в связи с достижением возраста 80 лет, установлена повышенная фиксированная выплата в размере 9965, 80 руб, страховая часть трудовой пенсии осталась в прежнем размере 11 523, 91 руб, общая сумма пенсионных выплат составила 21 489, 70 руб.
С 1 июля 2018 г. к страховой пенсии по старости установлена компенсационная выплата за уход за нетрудоспособным лицом, достигшим возраста 80 лет, в размере 1200 руб. ежемесячно. Размер его пенсии с учётом индексации с 1 января 2020 г. составил 24 524, 10 руб. (в том числе фиксированная выплата в повышенном размере 11 372, 50 руб, страховая пенсия - 13 151, 60 руб.). Вместе с тем, в период с 17 декабря 2001 г. по 28 декабря 2013 г. расчёт производился неверно, так как учитывался коэффициент заработка в размере 1.2, а должен был учитываться в размере 2, 657 и расчёт пенсии должен был выглядеть следующим образом: стажевый коэффициент составил бы 75% (0, 75), отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране составило 2, 657. Таким образом, размер пенсии как неработающему пенсионеру на 1 августа 2001 г. составил бы 1503, 90 руб. (расчёт-индивидуальный коэффициент пенсионера (ИПК) равнялся бы 0, 9 = 0, 75 (стажевый коэффициент) х 2, 657 (отношение заработков). Далее, размер пенсии рассчитывался бы умножением индивидуального коэффициента пенсионера (0, 9) на среднемесячную заработную плату по стране (1671 руб. на тот момент) - 0, 9 х 1671 руб. и на отношение заработков, т.е. на 2, 657 и составил бы 3995, 86 руб. вместо 1503, 90 руб, т.е. за указанный выше период ежемесячно он недополучал 2491, 96 руб, а всего за указанный период сумму в размере 358 842, 24 руб. (сумма без учёта индексации пенсии). Также, в период с 1 мая 1993 г. по 1 февраля 2002 г. истцу недоплатили 89 706, 33 руб, всего ответчик по делу незаконно удержал с его пенсии сумму в размере 448 548, 33 руб, следовательно, Шкабарня И.Ф. считает, что грубо нарушены его права, гарантированные Конституцией РФ и он получил морально-нравственные страдания, которые оценивает в размере 3 000 000 руб.
Решением Славянского городского суда Краснодарского края от 2 августа 2022 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как незаконные. В обоснование доводов указывает, что судами первой и апелляционной инстанции не дано надлежащей оценки доводам истца, изложенных в исковом заявлении, а ходатайство о проведении судебной бухгалтерской экспертизы оставлено без удовлетворения. По мнению истца, суды, не обладающие специальными познаниями в порядке назначения досрочной трудовой пенсии по старости и особенностями ее расчета, уклонились от установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Ответчик - государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю, в судебное заседание суда кассационной инстанции представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что с 8 июня 1993 г. Шкабарня И.Ф. в возрасте 55 лет назначена досрочная трудовая пенсия по старости, согласно пункту "б" статьи 12 Закона от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в РФ", в связи с работой по Списку N2 с тяжелыми условиями труда - 24 г. 00 м. 07 д. (при требуемом для мужчин -12 л. 06 м.) и общем трудовом стаже 40 л. 04 м. 12 д. (при требуемом для мужчин 25 л.) в размере 28 021, 00 руб. (размер до деноминации с 1 января 1998 г.).
При назначении размера пенсии, пенсионным фондом для расчета пенсии была принята справка о заработке за последние 12 месяцев работы Шкабарня И.Ф. в Славянском Управлении технологического транспорта с 1 июня 1992 г. по 31 мая 1993 г.
Учитывая, что среднемесячный заработок составил 41 050, 25 руб, с учетом коэффициентов осовременивания на дату назначения пенсии составила 103 067 руб. С учетом вышеуказанных показателей по стажу и заработку основной размер пенсии складывался следующим образом: 75% х 103 067 руб. = 77 300 руб.
На дату назначения пенсии минимальный размер пенсии составлял 8122 руб. Максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому, составлял 24 366 руб. (8122 руб. х 3). Поскольку общий трудовой стаж превышал требуемый на 15 лет, указанная сумма с учетом увеличения на 15% составила 28 021 руб.
Факт назначения пенсии в указанном размере и с указанных сроков подтверждает протокол Славянского РАИ (ГОР) СО о назначении пенсии от 26 июня 1993 г. Все последующие расчеты пенсии подтверждаются имеющимися в пенсионном деле распоряжениями о перерасчетах.
Судом установлено, что Шкабарне И.Ф. на протяжении всего периода после назначения пенсии пенсионным фондом производился перерасчет и увеличении пенсии в соответствии с заявлениями истца и изменениями в Пенсионном законодательстве: в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1993 г.."Об индексации минимального размера пенсий с учетом изменения индекса цен за первый квартал 1993 года"; в соответствии с Федеральным законом РФ от 5 мая 1994 г..N 2-ФЗ "О порядке индексации и перерасчета пенсий, установленных в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"; в соответствии с Федеральным законом РФ от 20 апреля 1995 г..N 44-ФЗ "О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации"; в соответствии с Федеральным законом РФ от 27 мая 1996 г..N 55-ФЗ "О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации с 1 мая 1996 г.."; в соответствии с внесенными изменениями Федеральным законом от 21 июля 1997 г..N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"; в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г..N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии Федеральным законом от 22 декабря 2008 г..N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан"; на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 21 марта 2009 г..N 247, от 23 июля 2009 г..N 611; в соответствии с Федеральным законом от 28 апреля 2009 г..N 72-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан"; в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г..N213-ФЗ, на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 18 марта 2010 г..N 167, от 26 января 2011 г..N 21, от
25 января 2012 г..N 4, от 27 марта 2012 г..N 237, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С 19 декабря 2016 г. на основании трудовой книжки и выписки из индивидуального лицевого счета заявителя таблица трудовой деятельности дополнена информацией по страховому стажу и специальному стажу по Списку N 2. В результате продолжительность страхового стажа составила 48 лет 4 месяца 14 дней, в том числе общего трудового стажа до 1 января 2002 г. - 46 лет 8 месяцев 9 дней (приобретенного до 1 января 1991 г. - 37 лет 11 месяцев 9 дней), по Списку N 2 - 30 лет 1 месяц 14 дней. Размер пенсии не изменился.
С 3 июня 2018 г. в связи с достижением Шкабарня И.Ф. 80-летнего возраста размер пенсии составил - 21 489, 71 руб. (в том числе фиксированная выплата в повышенном размере - 9965, 80 руб, страховая пенсия - 11 523, 91 руб.).
С учетом индексации, с 1 января 2022 г. пенсия Шкабарня И.Ф. составляет 31 142, 59 руб. (в том числе фиксированная выплата в повышенном размере - 14 441, 48 руб, страховая пенсия - 16 701, 11 руб.).
Отказывая Шкабарня И.Ф. в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции указано, что недополученные суммы пенсии в ходе проверки пенсионного дела не установлены, размер пенсии установлен исходя из максимальных показателей по стажу и заработной плате, имевших место до 1 января 2002 г, суммы страховых взносов за работу после 1 января 2002 г, а также возраста истца старше 80 лет, при этом пенсия была назначена с 55 лет. Также суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требования о компенсации морального вреда, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется (пункт 31 Постановления Пленума Верховный суд РФ от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии").
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций преждевременными по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).
В соответствии с пунктом "б" статьи 12 Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции на день назначения пенсии истцу - 8 июня 1993 г.) пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.
В соответствии со статьей 99 указанного закона, пенсия в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (статья 3 Закона) исчисляется по установленным нормам из среднемесячного заработка, кроме случаев назначения ее в соответствующем максимальном размере гражданам, ставшим инвалидами в связи с военной травмой, семьям граждан, погибших вследствие такой травмы (статьи 36, 68 Закона), а также детям, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери (статья 62 Закона).
Гражданам, которым пенсия не может быть исчислена из заработка, она устанавливается в твердых суммах, равных минимальным размерам соответствующих пенсий.
В соответствии со статьёй 16 указанного выше закона, пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка (раздел VII Закона) и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (статьи 10, 11 и 12 Закона).
При назначении пенсии в соответствии со статьями 12 и 14 Закона увеличение ее размера на один процент заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии.
Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75 процентов заработка.
В соответствии со статьей 17 ФЗ N340-1, минимальный размер пенсии
при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда.
Размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов. (в ред. Закона РФ от 6 февраля 1992 г. N 2294-1)
В статье указанного закона установлено, что максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии (часть первая статьи 17 Закона), а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах (пункт "а" статьи 12 Закона), - трех с половиной размеров.
Размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.
Статья 100 указанного закона определяла состав заработка, из которого исчисляется пенсия. Так, в составе заработка, из которого исчисляется пенсия, учитываются все виды вознаграждения за работу (службу), включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные дни и за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и др.). За период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие.
Авторский гонорар учитывается наравне с заработком за другую работу. При этом он рассчитывается по государственным ставкам, действовавшим в тот период, когда производилась его выплата.
Стипендия, выплачиваемая за период обучения, приравнивается (по желанию обратившегося за пенсией) к заработку.
Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.
Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом в возрасте до 16 лет или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним (статья 102 ФЗ N340-1).
Среднемесячный заработок за периоды, указанные в статье 102 Закона, подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) и 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 и 60.
Если работа продолжалась менее 24 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев.
В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, пенсия исчисляется исходя из условного месячного заработка. Он определяется следующим образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год (21, 2 - при пятидневной рабочей неделе; 25, 4 - при шестидневной рабочей неделе). В этом случае заработок, из которого исчисляется пенсия, не может превышать сумму двух тарифных ставок (окладов) данного работника.
Порядок увеличения заработка в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда устанавливается Законом (статья 103 ФЗ N340-1).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Шкабарня И.Ф, ни суд первой, ни суд апелляционной инстанции не дали надлежащей правовой оценки доводам истца о неправильном начислении размера пенсии с момента ее назначения - 8 июня 1993 г, что повлекло установление неверного размера, с существенным уменьшением, при ее последующей индексации.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно части 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Заключение эксперта в силу положений статьи 55 указанного выше кодекса является одним из доказательств по делу.
В соответствии со статьей 87 этого же кодекса в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту (часть 1).
Суд в силу части второй статьи 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом и создает условия для установления фактических обстоятельств при рассмотрении и разрешении гражданских дел, а в случае возникновения в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу, что является необходимым для достижения задачи гражданского судопроизводства по правильному разрешению гражданских дел (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Предусмотренное статьей 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полномочие суда по назначению экспертизы вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Судебные инстанции вследствие ошибочного толкования норм материального права, регулирующих порядок и условия начисления пенсии истцу, самостоятельно оценили и произвели расчет пенсионных прав Шкабарня И.Ф.
По данному делу, с учетом приведенного нормативно-правового регулирования и доводов истца, вычисление размера пенсии истца относится к области специальных познаний и для его установления необходимо назначение судебной бухгалтерской экспертизы.
При таких обстоятельствах решение Славянского городского суда Краснодарского края от 2 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2022 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно части 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Славянского городского суда Краснодарского края от 2 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Ф.Г. Руденко
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.