Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Песоцкого В.В, Харитонова А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах Голубенко Олеси Ивановны к администрации города Сочи, департаменту городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Министерству труда и социального развития Краснодарского края об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Краснодарском крае, по кассационному представлению прокурора Краснодарского края Табельского С.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09 ноября 2022 года, Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В, выслушав участников процесса, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора края - прокурор города Сочи, действуя в интересах Голубенко О.И, обратился в суд с иском к администрации города Сочи, Департаменту городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о возложении обязанности на департамент городского хозяйства администрации муниципального образования городского округа город- курорт Сочи в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу направить в Министерство труда и социального развития Краснодарского края заключение о необходимости включения Голубенко О.И, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Краснодарском крае; возложении обязанности на Министерство труда и социального развития Краснодарского края в течение 10 дней с даты поступления заключения департамента городского хозяйства администрации г. Сочи включить Голубенко О.И. в указанный выше список с даты подачи заявления, т.е. с 13.07.2021.
Требования мотивированы тем, что Голубенко О.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что установлено решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 января 2021 года, и с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете для обеспечения жилым помещением на льготных основаниях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации муниципального образования городской округ "Сыктывкар" от ДД.ММ.ГГГГ N Голубенко О.И. снята с соответствующего учета в связи с выездом с территории МО ГО "Сыктывкар", о чем не была проинформирована, полагая что будет обеспечена жилым помещением по подходу очереди, и о принятом постановлении ей стало известно только в 2021 году. Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29.01.2021 в удовлетворении требований Голубенко О.И. о понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма отказано, так как она переехала на постоянное место жительства в г. Сочи. При этом, Голубенко О.И. в силу отсутствия образования, юридических знаний, не знала о необходимости постановки на соответствующий учет по месту жительства. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию МО город-курорт Сочи с заявлением о включении в соответствующий список детей-сирот, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N-жс Голубенко О.И. отказано во включении в Список со ссылкой на часть 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, в связи с достижением 23 лет. Ссылаясь на изложенные обстоятельства и указывая, что в данном случае нарушены жилищные права ФИО8, прокурор обратился в суд.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 21 июня 2022 года требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09 ноября 2022 года апелляционная жалоба заместителя министра Министерства труда и социального развития Краснодарского края ФИО9 - удовлетворена частично.
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 21 июня 2022 года - отменено.
По делу принято новое решение, которым требования заместителя прокурора края - прокурора г. Сочи, действующего в интересах Голубенко О.И. - оставлены без рассмотрения.
В кассационном представлении прокурор просит отменить принятое по делу апелляционное определение, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, в том числе не верное определение юридически значимых обстоятельств по делу, по доводам подробно изложенным письменно.
В письменных возражениях по доводам кассационного представления представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края настаивает на оставлении судебного акта без изменения.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 22 февраля 2023 года дело принято к производству кассационной инстанции, назначено судебное заседание.
Участвующий в деле прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фролова Елена Викторовна доводы кассационного представления поддержала, настаивала на удовлетворении.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Краснодарского края ФИО10, действующая по доверенности, настаивала на оставлении судебного акта без изменения.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились, при этом информация о месте и времени рассмотрения кассационного представления своевременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационного представления, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Голубенко О.И. с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете для обеспечения жилым помещением на льготных основаниях, как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации муниципального образования городской округ "Сыктывкар" от ДД.ММ.ГГГГ N Голубенко О.И. снята с соответствующего учета в связи с выездом с территории МО ГО "Сыктывкар".
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 января 2021 года в удовлетворении требований Голубенко О.И. о понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма отказано, так как она переехала на постоянное место жительства в г. Сочи.
При этом, Голубенко О.И. в силу отсутствия образования, юридических знаний, не знала о необходимости постановки на соответствующий учет по месту жительства, полагая, что ей будет предоставлено жилое помещение в порядке очереди, т.к. она состоит на соответствующем учете.
ДД.ММ.ГГГГ Голубенко О.И. обратилась в администрацию МО город-курорт Сочи с заявлением о включении в соответствующий список детей-сирот, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N-жс Голубенко О.И. отказано во включении в Список со ссылкой на часть 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, в связи с достижением 23 лет.
Разрешая спор, районный суд, изучив собранные по делу доказательства, оценив доводы и возражения сторон, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку Голубенко О.И. была своевременно поставлена на соответствующий учет в МО ГО "Сыктывкар", однако по причине смены места жительства исключена из него без разъяснения о необходимости включения в такой Список по новому месту жительства и уведомления об исключении.
С указанными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не согласился, и рассматривая дело в порядке апелляционного производства пришел к выводу о необходимости оставления искового заявления прокурора без рассмотрения, в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора, т.к. в соответствии с пунктом 21 части 4 статьи 7 Закона N 1748-КЗ к заявлению о включении в список "детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей... и достигли возраста 23 лет", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Краснодарском крае прилагается вступившее в законную силу решение суда о признании права на обеспечение жилым помещением, для лиц, достигших возраста 23 лет, учитывая, что суд принимает решение по заявленным требованиям, а требования прокурора содержат указание на включение Голубенко О. в соответствующие Списки на получение жилья.
Однако приведенные суждения сделаны без учета норм материального права, регулирующих правоотношения сторон, во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса российской Федерации, статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так как для указанной категории споров обязательный досудебный порядок урегулирования спора действующим законодательством не предусмотрен.
Кроме того, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для постановки Голубенко О.И. на учет (включения в Список), основаны на том, что для оценки права Голубенко О.И. на обеспечение жилым помещением в порядке части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое значение имеет ее жилищная обеспеченность на момент достижения совершеннолетия.
Однако такой подход не соответствует нормам материального права.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Основания и порядок предоставления специализированных жилых помещений указанной категории граждан установлены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В статье 1 вышеназванного Федерального закона выделены понятия детей-сирот - лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
При этом для указанных категорий граждан в соответствии со статьей 8 того же Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, действие которой согласно пункту 2 ст. 4 этого Закона распространено на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу, в случае, если граждане соответствующих категорий не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до указанной даты) установлен одинаковый объем гарантий прав на имущество и жилое помещение.
Так, пунктом 1 статьи 8 Закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом основания для признания невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, установлены пунктом 4 той же статьи, и к их числу отнесено, в частности, то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подпункт 4 пункта 4).
По смыслу приведенных положений закона жилищная обеспеченность граждан, относящихся к указанным выше категориям, подлежит оценке на тот момент, когда разрешается вопрос об их праве на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, а не только до момента достижения совершеннолетия, поскольку указанная гарантия установлена в том числе для лиц в возрасте от 18 до 23 лиц (и числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
На это же указывают правовые позиции, содержащиеся в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, которые не ставят реализацию права указанных категорий граждан на обеспечение жилым помещением в какую-либо зависимость от их жилищной обеспеченности до достижения совершеннолетия.
Это же следует из абзаца третьего пункта 3 и подпункта "в" пункта 4 действующих в настоящее время "Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства", утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 8 вышеназванного Закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Пунктом 9 той же статьи предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этой статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, обоснованными являются доводы кассационного представления о том, что при разрешении вопроса о включении Голубенко О.И. в Список в 2000 году по ее заявлению, поданному до достижения возраста 23 лет (когда Голубенко О.И. относилась к категории лиц из числа детей-сирот), орган исполнительной власти правомерно исходил из данных о ее жилищной обеспеченности на указанный момент.
Что касается факта участия Голубенко О.И. в 1993 году в приватизации, на что ссылается суд апелляционной инстанции, а также ответчик в апелляционной жалобе, то с учетом сохранения за Голубенко О.И. равного с другими проживающими права пользования жилым помещением, сохраняемого за нею в том числе в случае отсутствия семейных отношений с собственником (ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в качестве обстоятельства, влиявшего на жилищную обеспеченность, в том числе повлекшего ухудшение такой обеспеченности, рассматриваться не мог, учитывая также, что возможность вселения в квартиру несовершеннолетних детей собственника и иных проживающих, участие в приватизации, от волеизъявления Голубенко О.И. не зависело (ст. ст. 30, 31, ч. 1 ст. 70 ЖК РФ).
В кассационном представлении указано, что жилищная обеспеченность Голубенко О.И, в связи с переездом в г. Сочи не изменилась, она по месту регистрации не проживала, в связи с отсутствием соответствующей возможности, и приватизированная квартира продана, из общей стоимости "адрес" "данные изъяты" передано Голубенко О.И, что составляет "данные изъяты" доли.
Оценивая данный довод, суд кассационной инстанции находит не соответствующими нормам процессуального права выводы суда второй инстанции, указавших на то, что Голубенко О.И. ухудшила свои жилищные условия.
Вышеуказанному, вопреки требованиям статьи 67 Гражданского процессуального Российской Федерации, какой-либо оценки не дано, хотя заявленные прокурором обстоятельства имели правовое значение, с учетом того, что при наличии доли в приватизированной квартире Голубенко О.И. включена в соответствующий список в 2000 году.
То обстоятельство, что Голубенко О.И. состояла на учете в г. Сыктывкаре в Списке нуждающихся в получении жилого помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не изменила в связи с переездом до 23 лет место учета на Краснодарский край (г. Сочи), само по себе не означает, вопреки ошибочному мнению суда, что Голубенко О.И. не может обратиться к уполномоченному органу о включении в Список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства. Тем более это не влияет на право такого лица на обеспечение жилым помещением по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ, которое было приобретено и реализовано Голубенко О.И. до исполнения 23 лет.
Процедура изменения места учета подробно регламентирована Правилами, решения, принимаемые уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений (о включении в список по новому месту жительства либо об отказе во включении в список по новому месту жительства), могут быть предметом судебной проверки.
Суд апелляционной инстанции, оставляя иск прокурора без рассмотрения, также исходил из отсутствия у Голубенко О.И. права на получение жилья в г. Сочи по новому месту жительства. Между тем, исходя из содержания искового заявления, прокурором не заявлялись требования, направленные на разрешение права о предоставлении Голубенко О.И. жилого помещения.
Прокурор выражал несогласие с отказом во включении Голубенко О.И. в Список по новому месту жительства. При разрешении этих требований судом подлежали установлению иные юридически значимые обстоятельства, а именно: соблюдение сторонами процедуры, предусмотренной Правилами, проживание Голубенко О.И. в г. Сочи, отсутствие предусмотренных пунктом 3.1. статьи 8 Закона N 159-ФЗ обстоятельств (кроме предусмотренного подпунктом 3 приведенной правовой нормы).
Между тем, данные обстоятельства, не устанавливались, правовой оценки не получили, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения Голубенко О.И. по новому месту жительства в Список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, не основан на обстоятельствах дела, а вывод об отсутствии оснований для признания Голубенко О.И. нуждающейся в обеспечении жилым помещением, прямо противоречит положениям Федерального закона N 159-ФЗ и установленному факту включения по прежнему месту жительства Голубенко О.И. своевременно и в предусмотренном законом порядке в Список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что в настоящем деле имел место формальный подход суда апелляционной инстанции к рассмотрению спора, касающегося реализации права на жилище лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 ГПК РФ, и права Голубенко О.И. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Допущенные нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), суд кассационной инстанции находит необходимым отменить апелляционное определение с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09 ноября 2022 года - отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий: И.В. Комбарова
Судьи В.В. Песоцкий
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.