Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гарькавой М.А. к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области о признании права на включение в список участников целевой программы, восстановлении в очереди на получение социальной выплаты, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Гарькавая М.А. обратилась с иском к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области о признании права на включение в список участников целевой программы, восстановлении в очереди на получение социальной выплаты, взыскании судебных расходов и просила признать за ней право на включение в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" (либо иной аналогичной программы), восстановить ее в прежней очереди на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, взыскать с ответчика в ее пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей, расходы связанные с оформлением нотариальной доверенности в размере 1 600 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и почтовые расходы в сумме 136 рублей.
Решением Дубовского районного суда Волгоградской области от 16 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований Гарькавой М.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 ноября 2022 года решение районного суда отменено, по делу постановлено новое решение, которым в требования Гарькавой М.А. удовлетворены частично.
Признано право Гарькавой М.А. на включение в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" в составе семьи из двух человек, включая дочь Гарькавую П.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Гарькавая М.А. восстановлена в составе семьи из двух человек, в очереди на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения с 15 сентября 2011 г.
С администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области в пользу Гарькавой М.А. взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и почтовые расходы в размере 136 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области просит отменить апелляционное определение суда апелляционной инстанции, доводы кассационной жалобы обосновывает тем, что в администрацию Дубовского муниципального района, Гарькавая М.А. с заявлением о включении в программу не обращалась, пакет документов не предоставляла. Соответственно в материалах дела отсутствует экземпляр заявления с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов. Администрация Дубовского муниципального района Волгоградской области права истца не нарушала.
Доводы о том, что Гарькавая М.А. обращалась, в администрацию Дубовского муниципального района с заявлением о включении в программу, являются голословными и материалами дела не подтверждаются.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки сторон, ввиду подробно изложенной правовой позиции ответчика в кассационной жалобе, а истца в исковом заявлении, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Материалами дела установлено, что постановлением администрации Стрельношироковского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области N 45 от 15 сентября 2011 г. семья Гарькавой М.А. признана в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список участников районной программы "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановление N 45 от 15 сентября 2011 г. принято на основании заявления Гарькавой М.А. от 8 сентября 2011 г, направленного главе администрации Стрельношироковского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области, в котором истец просила включить ее в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилише" на 2002 - 2010 г.
Заявление Гарькавой М.А. от 8 сентября 2011 г. не содержит отметки о его принятии и регистрации.
Вместе с тем, по факту обращения истца, вынесено соответствующее постановление, заведено учетное дело, копия которого представлена в материалы гражданского дела по запросу суда администрацией Стрельношироковского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области.
В списках участников целевой программы семья истца отсутствует, что подтверждается представленными ответчиком сведениями за период с 2016 г. по 2020 г. При этом, сведения с 2011 г. по 2015 г. не представлены в связи с их уничтожением по истечению сроков хранения.
На обращение истца в адрес администрации Стрельношироковского сельского поселения по вопросу восстановления в списках, ею получен ответ о продолжении действия постановления главы администрации Стрельношироковского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области N 45 от 15 сентября 2011 г. и отсутствии решения об исключении истца из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На обращения истца в отдел по молодежной политике, спорту, культуры и туризму администрации Дубовского муниципального района, ею получены ответы об отсутствии материалов учетного дела в отношении ее семьи.
Одновременно администрация Стрельношироковского сельского поселения сообщила, что истец должна была обращаться с соответствующим заявлением в администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установив, что условиями целевой программы от 29 декабря 2010 г. N 1135 и целевой программы от 29 ноября 2011 г. N 1118 предусмотрена подача заявления для участия в программе в администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области, учитывая, что заявление о включении в программу подано истцом в администрацию Стрельношироковского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области, принимая во внимание что из представленных ответчиком списков следует, что Гарькавая М.А. не являлась участником программы, а истцом не представлено доказательств обращения к ответчику с заявлением о включении в программу для обеспечения жильем, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом не согласился и установив, что истец правомерно обратилась с заявлением и пакетом документов для участия в программе в администрацию муниципального образования по месту своего жительства, то есть в администрацию Стрельношироковского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области, главой которого принято постановление о включении истца в составе семьи из двух человек, включая дочь в список участников районной программы "Обеспечение жильем молодых семей" и заведено учетное дело, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 и постановлением администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 г. N 658 - п, пришел к выводу, что требования Гарькавой М.А. подлежат удовлетворению, а последняя подлежит восстановлению в очереди участников районной программы "Обеспечение жильем молодых семей" с даты подачи заявления.
Учитывая установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда согласуются с установленными обстоятельствами дела, соответствуют характеру спорных правоотношений и основаны на верном применении норм материального права, регулирующих спор, а также на доказательной базе, полученной с соблюдением положений процессуального закона.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", и постановлением администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 года N 658-П, которым утверждена долгосрочная областная целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы.
Согласно пункту 1.3 выше указанной областной целевой программы, участницей Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Комитетом по делам молодежи администрации Волгоградской области решения о включении молодой семьи - участницы программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (до фактического достижения 36 лет);
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 1.7 областной целевой программы право молодой семьи - участницы Программы на получение социальной выплаты возникает после утверждения Комитетом сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по Волгоградской области в соответствующем году, в который включена молодая семья, и удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья (далее именуется - свидетельство), которое не является ценной бумагой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 и постановлением администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 г. N 658 - п предусмотрено, что с соответствующим заявлением и пакетом документов для участия в программе, молодая семья обращается в администрацию муниципального образования по месту своего жительства.
Истцом подтверждается, а ответчиком не опровергнуты сведения, что до 2021г. Гарькавой М.А. ежегодно сообщали о том, что она состоит в соответствующих списках, а в 2021 г. она узнала, что в списках участников целевой программы ее семья отсутствует, при соблюдении ею предусмотренных законом условий подачи заявления и необходимых документов в орган местного самоуправления по месту жительства, и подтверждении права на участие в программе путем формирования учетного дела, которое в порядке межведомственного информационного взаимодействия не было направлено в администрацию Дубовского муниципального района.
Выводы суда апелляционной инстанций об удовлетворении исковых требований соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы ответчика, выражающие несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, фактически сводятся к правовой аргументации позиции ответчика об отсутствии у Гарькавой М.А. права на включение её в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" в составе семьи из двух человек.
Между тем, удовлетворение требований о наличии у истца права на включение в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" в составе семьи из двух человек является обоснованными, поскольку органом муниципальной власти не выполнена обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий своим гражданам, в связи с чем, вышеуказанные доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке.
Вопреки доводам жалобы, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, судом приняты во внимание представленные в соответствующие инстанции доводы всех участвующих в деле лиц.
Доводы кассационной жалобы истца основаны на субъективном мнении о том, как должен был быть рассмотрен спор и на несогласии с принятыми судебными актами, что в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для отмены правильного по существу судебного постановления.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.