Дело N 88-14939/2023
N дела суда 1-й инстанции 2-2273/2022
УИД 23MS0121-01-2022-002744-84
г. Краснодар 14 апреля 2023 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Лозовой Н.В, рассмотрев кассационную жалобу Некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов", поданную представителем ФИО1, на решение мирового судьи судебного участка N 121 Апшеронского района Краснодарского края от 5 октября 2022 года и апелляционное определение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 7 декабря 2022 года по гражданскому делу по иску Некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" к Бакулину Евгению Сергеевичу о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт,
УСТАНОВИЛ:
НУО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - фонд, организация) обратилась в суд с иском о взыскании с Бакулина Е.С. (далее - должник, собственник) задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт за помещение N по адресу: "адрес" (далее - спорный МКД) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты"; пени - "данные изъяты"; расходов по оплате государственной пошлины - "данные изъяты"
Решением мирового судьи судебного участка N 121 Апшеронского района Краснодарского края от 5 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 7 декабря 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В поданной в Четвертый кассационный суд кассационной жалобе представителем истца ФИО1 ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных.
Заявитель жалобы считает, что они постановлены с неправильным применением норм материального и процессуального права, ссылаясь на обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд.
На кассационную жалобу от Бакулина Е.С. поступили возражения, в которых содержится критика и просьба оставить её без удовлетворения.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению, так как такие нарушения норм материального и процессуального права не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Из материалов гражданского дела следует, что Бакулин Е.С. является собственником "адрес" спорном МКД.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 декабря 2015 года N 1295 (далее - Постановление N 1295) в ходе актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014 - 2043 годы, спорный МКД включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в соответствии с утвержденной ранее региональной программой.
Постановлением администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского район от 18 мая 2016 года N 310 (далее - Постановление N 310) внесены изменения в постановление администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района от 22 июля 2014 года N 305 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Хадыженского городского поселения, собственники помещений которых, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта" (далее - Постановление N 305), которыми в реестр многоквартирных домов включен спорный МКД, что явилось основанием для формирования фонда капитального ремонта в отношении данного дома на счете регионального оператора - организации.
Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 1 июня 2021 года Постановление N 310 в части включения в реестр спорного МКД признано недействующим со дня вступления в законную силу, то есть с 18 мая 2016 года, ввиду принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете с нарушением положений Жилищного кодекса.
Постановлением администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района от 15 сентября 2022 года N 499, спорный дом исключен из приложения к Постановлению N 305.
Фонд обратился в суд к Бакулину Е.С. с данным иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 39, 153, 154, 167 Жилищного кодекса РФ, статей 2, 22 Закона Краснодарского края от 1 июля 2013 года N 2735-K3 "Об организации проведения капитальною ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края" (далее - Закон N N 2735-K3), пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о необоснованности заявленных истцом исковых требований и об отказе в их удовлетворении по причине отсутствия решений как органа местного самоуправления о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении спорного МКД, так и собственников помещений о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными и обоснованными.
В целях формирования на территории Краснодарского края долгосрочной системы капитального ремонта многоквартирных домов, на основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 сентября 2013 года N 767-р, создан фонд, а Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 декабря 2013 года N 1638, утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014 - 2043 годы.
На основании пункта 1 статьи 22 Закона N 2735-КЗ региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов подлежит актуализации не реже одного раза в год.
В силу положений части 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 указанного Кодекса.
Согласно пункту 2.1 статьи 6 Закона N 2735-КЗ (в действовавшей на момент актуализации редакции), в случае включения в региональную программу при ее актуализации новых многоквартирных домов, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в таких многоквартирных домах по истечении четырех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа с внесенными в нее изменениями, в которую включены такие многоквартирные дома.
Постановление N 1295 (которым в программу включен спорный адрес) было официального опубликовано в декабре 2015 года на официальном сайте администрации Краснодарского края и на официальном интернет-портале правовой информации, следовательно, у собственников помещений в спорном МКД с 1 мая 2016 года возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Статьей 170 Жилищного кодекса РФ предусмотрены способы формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее, чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Не позднее, чем за месяц до окончания срока, указанного выше, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
В силу части 6 статьи 170 Жилищного кодекса РФ именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность по своевременному созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта - при том, что оно должно быть проведено не позднее чем за месяц до окончания установленного частями 5 и 5.1 той же статьи срока принятия соответствующего решения.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в указанный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Соответственно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.
Органом местного самоуправления не принято надлежащее решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении спорного адреса; собственники помещений в данном доме решения о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета не приняли.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для формирования соответствующего счета в фонде и последующего начисления платежей собственникам помещений в спорном МКД, поскольку правовые основания для подобных действий отсутствовали.
Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Суд кассационной инстанции проверил итоги рассмотрения настоящего дела в суде первой и апелляционной инстанций и поддержал сформулированные выводы, не усмотрел нарушения норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела, которые могли бы привести к принятию неправомерного решения.
Выводы суда об установленных обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм права. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 121 Апшеронского района Краснодарского края от 5 октября 2022 года и апелляционное определение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 7 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов", поданную представителем ФИО1, - без удовлетворения.
Судья Н.В. Лозовая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.