Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу защитника ФИО2, действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "Яхт-Клуб Аврал" на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 марта 2022 года, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 июня 2022 года, решение судьи Ростовского областного суда от 7 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Азово-Донской Яхтъ-Клуб, 1893 (я/к Аврал)" (далее ООО "Яхт-Клуб Аврал"),
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 0015/02/290-КНД/ПР/2021 от 16 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 июня 2022 года и решением судьи Ростовского областного суда от 7 сентября 2022 года ООО "Яхт-Клуб Аврал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание назначено в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Тарасенко М.А. просит отменить состоявшиеся по делу акты в отношении ООО "Яхт-Клуб Аврал", ссылаясь на их незаконность и необоснованность. В обоснование доводов жалобы указывает об отсутствии в действиях юридического лица нарушений природоохранного законодательства, которые могут образовывать состав вмененного административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Яхт-Клуб Аврал" к административной ответственности) невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно положениям пункта 7 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 34 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря (пункт 2 указанной статьи).
Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море (пункт 3 вышеназванной статьи).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО "Яхт-клуб Аврал" проведено выездное обследование акватории и водоохранной зоны реки Дон в границах морского порта Ростов-на-Дону по результатам которого было установлено, что в в акватории реки Дона на расстоянии 10-20 м. от береговой линии правого берега реки Дон на территории пристани яхт-клуба "Аврал", координаты: 47.191208, 39.657628, адресный ориентир: юго-восточнее строения N по ул. "адрес", расположено спуско-подъемное сооружение (стационарный кран), предназначенное для спуска/подьема маломерных судов с причальных сооружений, возведенное и эксплуатируемое, предположительно, в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Хозяйственная деятельность осуществляется ООО "Яхт-Клуб АВРАЛ" в границах акватории морского порта Ростов-на-Дону, водное пространство которой в соответствии со ст. 1 ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ" определено как внутренние морские воды РФ.
Указанное нарушение в части неисполнения требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансировании или реализации проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы послужило основанием для привлечения ООО "Яхт-клуб Аврал" к административной ответственности, предусмотренной указанной выше нормой.
При рассмотрении дела судьями районного и областного судов установлено, что по состоянию на 2 июля 2021 года у ООО "Яхт-клуба Аврал" отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающей деятельность, связанную со спуском/подъёмом маломерных судов с причальных сооружений, расположенных во внутренних морских водах, с использованием мобильных и стационарных кранов, слипов и иных спускоподъёмных сооружений.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Действия ООО "Яхт-клуб Аврал" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства об экологической экспертизе.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ООО "Яхт-клуб Аврал" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным учреждением не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным должностным лицом, судебными инстанциями признаны допустимыми доказательствами, обоснованно положены в основу обжалуемых судебных постановлений и не доверять сведениям, указанных в них, оснований не имеется.
То обстоятельство, что в протоколе об административном правонарушении отсутствует подпись защитника ООО "Яхт-клуб Аврал", в графе разъяснения прав лицу, привлекаемому к административной ответственности, не свидетельствует о том, что права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования не разъяснялись защитнику юридического лица, присутствующему при составлении протокола. Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что присутствующий при их составлении защитник ООО "Яхт-клуб Аврал" ФИО2 с данным процессуальным документом ознакомлен, его копию получил, что засвидетельствовано его подписью. Указанное позволяет сделать вывод, что приведенные доводы о неразъяснении при составлении протокола об административном правонарушении процессуальных прав являются надуманными.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "Яхт-клуб Аврал" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица и судебных инстанций относительно квалификации действий названного лица по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела не содержат.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что административным органом и судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Яхт-клуб Аврал" к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание ООО "Яхт-клуб Аврал" назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 марта 2022 года, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 июня 2022 года, решение судьи Ростовского областного суда от 7 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Азово-Донской Яхтъ-Клуб, 1893 (я/к Аврал)" (далее ООО "Яхт-Клуб Аврал") оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.