Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств ГУФССП России по Алтайскому краю Чеглакова С.Г. на вступившие в законную силу решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 05 декабря 2022г., решение судьи Алтайского краевого суда от 21 февраля 2023г., вынесенные в отношении Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств ГУФССП России по Алтайскому краю от 10 октября 2022 г, Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула (далее- КЖКХ г. Барнаула, Комитет) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 05 декабря 2022г, оставленным без изменения решением судьи Алтайского краевого суда от 21 февраля 2023г. постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе заявитель просит об отмене решения судьи краевого суда, направлении дела на новое рассмотрение.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ о подаче названной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представил.
Проверив материалы дела, изучив доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Основанием для привлечения КЖКХ г. Барнаула по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ послужили обстоятельства, указанные в протоколе по делу об административном правонарушении, за неисполнение содержащегося в исполнительном листе от ДД.ММ.ГГГГ, (выданного "данные изъяты" по гражданскому делу N на основании судебного акта, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.) требования о возложении на КЖКХ г. Барнаула обязанности провести капитальный ремонт многоквартирного дома "адрес" Восстановить разрушенный защитный бетонный слой арматуры конструкций двух балконных плит и козырьков входов, с предварительным покрытием арматуры антикоррозийным составом; заменить деревянные оконные блоки подъездов с частичной закладкой проемов газобетонными блоками и при необходимости восстановлением решеток ограждения лестничных площадок; заменить трубопроводы всей системы отопления, канализации, холодного и горячего водоснабжения; заменить системы электроснабжения до домовых счетчиков учета электроэнергии.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 04 февраля 2022 г. Должнику назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 25 июля 2022 г. По состоянию на 06 октября 2022 г. решение суда не исполнено.
04.02.2022г Комитет привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Отменяя постановление должностного лица от 10 октября 2022 г. о привлечении к административной ответственности Комитета ЖКХ г.Барнаула и прекращая производство по делу, районный суд пришел к выводу о том, что должностным лицом не выяснено, являлся ли установленный судебным приставом-исполнителем срок до 25 июля 2022 г, достаточным для выполнения решения суда с учетом заключенного 21 марта 2022 г. с подрядной организацией контракта и последующего выполнения работ, какие иные реальные действия, помимо заключения муниципального контракта, мог и должен был принять должник в течение установленного срока, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Комитета. С указанными выводами согласился вышестоящий суд.
Однако с выводами судебным инстанций нельзя согласиться ввиду следующего.
Суд привел обстоятельства, изложенные выше, однако не мотивировал выводы, основываясь на конкретных доказательствах по делу, материалы исполнительного производства, возбужденного в отношении Комитета ДД.ММ.ГГГГ правовой оценки, не получили.
Из материалов дела следует, что исполнительный документ, выданный в отношении Комитета длительное время должником не исполняется. После установления очередного нового срока исполнения требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель исходил из представленных должником доказательств, в связи с чем 04.02.2022г установилсрок до 25.07.2022г. В установленный срок должником представлен муниципальный контракт N N на выполнение работ, заключенный ДД.ММ.ГГГГ, каких-либо доказательств недостаточности срока, предоставленного для исполнения требований исполнительного документа до 25.07.2022г должником не представлено. С заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, вступившего в законную силу 10.09.2014г, в указанный период времени должник не обращался. Судебными инстанциями не исследованы доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения требований судебного пристава- исполнителя в срок до 25.07.2022г. Основания, по которым суды пришли к выводу о незаконности вынесенного должностным лицом постановления о назначении административного наказания, не являются основанием для прекращения производства по делу, более того, суд не лишен был права установить обстоятельства, которые по его мнению не были установлены должностным лицом при вынесении постановления о привлечении Комитета к административной ответственности.
При составлении протокола по делу об административном правонарушении от 06 октября 2022 г. должник не явился, каких-либо пояснений о невозможности выполнения требования судебного пристава-исполнителя в рамках конкретного исполнительного производства и предоставления по данному поводу доказательств, не представил.
Заключение указанного контракта с подрядной организацией, не является доказательством отсутствия вины привлекаемого к ответственности лица, поскольку судами не исследован вопрос об исполнении исполнительного документа в установленный срок только способом исполнением указанного контракта.
Выводы суда об отсутствии вины Комитета в совершении вмененного административного правонарушения, являются преждевременными, сделаны без учета фактических обстоятельств дела, на неполном исследовании доказательств.
Подобное рассмотрение дела не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях, указанным в ст. 24.1 КоАП РФ.
Допущенные судами существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится одно из следующих решений: об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку суды допустили существенное нарушение требований процессуального закона, обжалованные по делу судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Сроки давности привлечения лица к административной ответственности по настоящему делу не истекли.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств ГУФССП России по Алтайскому краю Чеглакова С.Г - удовлетворить.
Решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 05 декабря 2022г, решение судьи Алтайского краевого суда от 21 февраля 2023г, вынесенные в отношении Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ- отменить.
Дело возвратить в Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края на новое рассмотрение.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.