Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Виноградовой О.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, поданную 5 мая 2023 года, на решение Железнодорожного районного суда города Красноярска от 9 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 8 ноября 2022 года
по административному делу N 2а-2461/2022 по административному исковому заявлению Кукишевой Инны Васильевны к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности восстановить нарушенное право, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кукишева Инна Васильевна обратилась в суд с административным иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю (далее - ГУФСИН России по Красноярскому краю) о признании незаконным решения от 12.01.2022 комиссии ГУФСИН России по Красноярскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты об отказе в постановке Кукишевой И.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты; возложении обязанности на ответчика поставить Кукишеву И.В. с семьей на учет для получения указанной выплаты, ссылаясь на то, что она, как сотрудник уголовно-исполнительной системы, не получала и не реализовывала свое право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; указанная выплата была предоставлена матери истца, непосредственно ей сертификат не предоставлялся, она стала совладельцем в размере ? доли в квартире, как член семьи получателя сертификата.
Решением Железнодорожного районного суда города Красноярска от 9 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 8 ноября 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ГУФСИН России по Красноярскому краю ставит вопрос об отмене решения Железнодорожного районного суда города Красноярска от 9 августа 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 8 ноября 2022 года, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагает неверными выводы судов о наличии у административного истца права на единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения, поскольку ранее административному истцу уже была предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения, удостоверяемая государственным жилищным сертификатом, как члену семьи участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Кукишева И.В. проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, относящихся к ведению ГУФСИН России по Красноярскому краю, с марта 2002 года по настоящее время. Согласно справке ФКУ УК ГУФСИН России по Красноярскому краю по состоянию на 08.10.2021 общая продолжительность службы Кукишевой И.В. в календарном исчислении составила 19 лет 11 месяцев 20 дней, в льготном исчислении - 29 лет 00 месяцев 01 день.
08.10.2021 Кукишева И.В. обратилась с рапортом на имя начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369. По итогам рассмотрения указанного рапорта принято решение комиссии ГУФСИН России по Красноярскому краю от 12.01.2022, которым Кукишевой И.В. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с указанием на то, что Кукишева И.В. уже воспользовалась своим правом на улучшение жилищных условий за счет бюджетных средств.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 30.12.2012 N283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа комиссии ГУФСИН России по Красноярскому краю в постановке административного истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N369 по основанию предоставления ей ранее социальной выплаты из федерального бюджета на приобретение жилья, поскольку она, как сотрудник уголовно-исполнительной системы не получала и не реализовала свое право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, за время прохождения службы и в связи со служебной деятельностью мер государственной поддержки на приобретение жилья она не получала.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно. Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы.
Не свидетельствуют о незаконности судебного акта доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2); проживает в общежитии (пункт 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (пункт 5 Правил).
Согласно пункту 20 Правил в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, указанные в пунктах 3 и 4 части 3 статьи 4 Закона.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, исходя из того, что Кукишева И.В. является сотрудником органов ГУФСИН России по Красноярскому краю и продолжительность ее работы в указанной службе составляет более 10 лет, что в силу вышеприведенных положений закона дает ей право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, выводы судов о незаконности оспариваемого отказа по указанному в нем основанию, являются обоснованными.
При этом суды правомерно исходили из того, что в качестве сотрудника, проходящего службу в органах ГУФСИН России по Красноярскому краю, Кукишева И.В. ранее никаких социальных выплат не получала, на каких- либо учетах по указанному поводу не состояла. Тот факт, что в ее собственности находится ? доли в квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 54, 5 кв.м, приобретенная в рамках программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программой "Жилье" на 2011-2015 годы, не лишает административного истца права самостоятельно претендовать на получение спорной единовременной социальной выплаты, поскольку указанную долю в жилом помещении она получила не в связи с исполнением ею служебных обязанностей в качестве сотрудника ГУФСИН России по Красноярскому краю, а в качестве члена семьи лица, получившего такую выплату, что само по себе свидетельствует об отсутствии реализации принадлежащего именно ей права на участие в целевых программах и получения выплат. Сведений и доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что Кукишева И.В. обращалась с самостоятельным заявлением о постановке ее на учет, об оказании ей финансовой помощи как сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также о получении именно ею сертификата на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья, материалы дела не содержат. Приобретение доли в жилом помещении (1/4) с использованием указанной выплаты было осуществлено на ее имя без учета факта несения ею службы в уголовно-исполнительной системе, а лишь в связи с тем, что она является членом семьи лица, получившего такую выплату и реализовавшего свое право на ее получение.
Доводы кассационной жалобы о том, что административный истец не может быть поставлена на учет в связи с тем, что ранее воспользовалась правом на получение от государства меры социальной поддержки по обеспечению жильем в составе семьи своей матери, сумма которого была рассчитана с учетом административного истца основаны на неверном толковании закона.
Как следует из буквального толкования положений части 1 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ правом получения жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения лицо может воспользоваться один раз за весь период прохождения службы, однако, приведенные положения распространяются на тех лиц, на имя которых был выдан сертификат, то есть на лиц, получивших именное свидетельство.
Административный истец, достигнув выслуги лет в органах уголовно-исполнительной системы десять лет, приобрела самостоятельное право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что данным правом административный истец не воспользовалась, отказ в постановке административного истца на учет для получения единовременной социальной выплаты правомерно признан судами незаконным.
Доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актов выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Красноярска от 9 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 8 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.