Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Виноградовой О.В.
судей Лукьяновой Т.Г, Мишиной И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гусейнова Эльдара Афраиловича, поданную 20 марта 2023 г, на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 07 февраля 2023 г, по административному делу N 2а-5495/2022 по административному исковому заявлению Гусейнова Эльдара Афраиловича к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний по Алтайскому краю о признании постановления, действий незаконными, присуждении компенсации, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В, объяснения представителя ФКУ СИЗО 1 УФСИН по Алтайскому краю Перфильевой Н.С,
УСТАНОВИЛА:
Гусейнов Э.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконным постановления о водворении его в штрафной изолятор (далее - ШИЗО) от 26 августа 2022 г, взыскании компенсации в размере 3000 евро, указав, что назначением ему дисциплинарного взыскания в виде выдворения в ШИЗО, а также выдачей порванных штанов нарушены его права, гарантированные статьями 21, 45, 49, 52, 54, 55 Конституции Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ), пунктом 5 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110 (далее - Правила внутреннего распорядка).
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 07 февраля 2023 г, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Гусейнов Э.А. просит отменить судебные акты с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение конституционных прав. Полагает необоснованным вывод судов, что начальник СИЗО является уполномоченным лицом для принятия постановления о водворении в ШИЗО, как не основанный на положениях Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Указывает, что назначенное ему наказание, не основанное на нормах закона, умалило его достоинство.
При обосновании заявления об отводе судей судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусейновым Э.А. допущено грубое нарушение порядка в судебном заседании, в связи с чем он удален из зала судебного заседания на все время судебного заседания путем отключения от видео-конференц-связи в соответствии со статьей 119 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель административного ответчика возражала в удовлетворении кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя административного ответчика, судебная коллегия в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
Согласно части 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. В соответствии с частью 2 статьи 77.1 УИК РФ при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.
В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 г. 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ), и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда (часть 3 статьи 77.1 УИК РФ).
Федеральный закон N 103-ФЗ предусматривает, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию и выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (часть первая статьи 15); возлагает на подозреваемых, обвиняемых, содержащихся под стражей, обязанности соблюдать порядок содержания под стражей, установленный этим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка; устанавливает меры взыскания за невыполнение возложенных обязанностей.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УИК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УИК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу определяется также Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. N 189 (далее - Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов), действовавшими на дату возникновения спорных правоотношений.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ. Гусейнову Э.А, обвиняемому в совершении совокупности особо тяжких преступлений, направленных против собственности, здоровья человека, общественной безопасности, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Гусейнов Э.А. содержится в ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Алтайскому краю.
В период применения указанной меры пресечения Гусейнов Э.А. осужден за совершение преступления приговором Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ с учетом апелляционного постановления Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ Гусейнов Э.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), ему назначено наказание на основании части "данные изъяты" УК РФ в виде "данные изъяты" лишения свободы в колонии строгого режима.
Постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 15 сентября 2021 г. определено содержать Гусейнова Э.А. в ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Алтайскому краю на основании статьи 77.1 УИК РФ до рассмотрения уголовного дела N ДД.ММ.ГГГГ
При рассмотрении административного дела установлено, что постановлением лица, временно исполняющего обязанности начальника ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Алтайскому краю, от ДД.ММ.ГГГГ Гусейнов Э.А. водворен в штрафной изолятор на "данные изъяты" за нарушение установленного порядка отбывания наказания, поскольку 24 августа 2022 г. отказался выполнить требования сотрудника следственного изолятора о необходимости держать руки назад во время движения по коридору, на неоднократные требования о прекращении нарушения режима содержания не реагировал.
Отказывая в удовлетворении искового заявления, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, исходил из того, что факт нарушения Гусейновым Э.А. положений Правил внутреннего распорядка подтвержден представленными доказательствами, примененная к нему мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на "данные изъяты" является законной с учетом его статуса как осужденного, тяжести совершенного проступка, обстоятельств допущенного нарушения, а также личности и поведения Гусейнова Э.А, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом при соблюдении процедуры и порядка применения оспариваемой меры взыскания, довод Гусейнова Э.А. о нарушении его прав посредством выдачи ему порванных штанов, несостоятелен, поскольку, замена штанов была произведена незамедлительного после устного обращения истца, негативных для истца не наступило, в связи с чем отсутствуют основания для признания действий сотрудников учреждения незаконными, а также взыскания компенсации в пользу истца.
Оценив правильность применения норм материального и процессуального права, судебная коллегия кассационного суда не находит оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Приведенные в кассационной жалобе доводы относительно незаконности привлечения к дисциплинарной ответственности, нарушения прав истца на обеспечение надлежащим комплектом одежды аналогичны доводам, приведенным в административном исковом заявлении в обоснование заявленных требований и в апелляционной жалобе, они были подробно исследованы судами, им дана надлежащая правовая оценка с мотивированным изложением причин отклонения.
Нарушений требований процессуального законодательства при рассмотрении дела не усматривается. Относительно предмета заявленного административного иска судом правильно были определены обстоятельства, подлежащие доказыванию, а также состав и объем необходимых для разрешения требований доказательств.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы. Безусловных оснований для отмены решения суда и апелляционного определения не установлено.
На основании изложенного выше, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 07 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 мая 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.