Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Мишиной И.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, поданную 28 марта 2023 года, на решение Центрального районного суда г. Омска от 5 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 28 сентября 2022 года
по административному делу N 2а-1451/2022 по административному исковому заявлению Юшкова Александра Аркадьевича к Администрации города Омска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании решения незаконным, возложении обязанности, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Юшков А.А. (далее-истец) обратился в суд с названным выше иском, мотивируя свои требования тем, что является собственником жилого помещения по адресу: "адрес" 13.12.2021 в целях реализации права на оформление земельного участка под указанным многоквартирным домом административный истец обратился в департамент имущественных отношений Администрации г.Омска с заявлением об организации проведения работ по оформлению земельного участка, занятого многоквартирным домом.
По результатам рассмотрения заявления истца и представленных документов в ответе на общение административного истца департаментом имущественных отношений Администрации г.Омскам в письме от 29.12.2021 было сообщено, что формирование земельного участка под многоквартирным домом будет обеспечено при наличии достаточного финансирования и при наличии утвержденного проекта межевания территории, в том числе спорного земельного участка. Административный истец полагает, что отказ административного ответчика, выраженный в данном письме нарушает его права. Ссылаясь на положения действующего законодательства, административный истец полагает, что отсутствуют правовые препятствия для формирования земельного участка под многоквартирным домом, приводимые административным ответчиком причины отказа в формировании земельного участка под многоквартирным домом не являются правомерными и не освобождают от предусмотренной законом обязанности. С учетом уточненных в письменной форме исковых требований административный истец просил признать незаконным решение департамента имущественных отношений Администрации г.Омска в виде письма от 29.12.2021 об отказе в формировании земельного участка под многоквартирным домом "адрес", обязать департамент имущественных отношений Администрации г.Омска, департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска совершить действия по формированию земельного участка под многоквартирным домом "адрес".
Решением Центрального районного суда г. Омска от 5 июля 2022 года (далее-решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 28 сентября 2022 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) иск удовлетворен частично, признан незаконным отказ департамента имущественных отношений Администрации г.Омска в формировании земельного участка под многоквартирным домом "адрес", выраженный в письме от 29.12.2021 Исх-ДИО/17085, суд обязал департамент имущественных отношений Администрации г.Омска, департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска совершить действия по формированию земельного участка под многоквартирным домом "адрес"
Кассатор просит отменить судебные акты, указывая, что департамент имущественных отношений не является органом, уполномоченным на принятие решений о подготовке документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск.
В обоснование доводов кассатор цитирует положения Градостроительного кодекса РФ.
Со ссылкой на нормы Градостроительного кодекса РФ кассатор полагает, что проект межевания готовится в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, при этом уполномоченным органом по принятию решений о подготовке документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области является департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в соответствии "Положением о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска", утверждённым Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3.
В соответствии с подпунктами 9, 11 пункта 18 указанного Положения департамент архитектуры и градостроительства осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности рабочего органа Администрации города Омска по организации и проведению публичных слушаний по проектам планировки и проектам межевания территорий муниципального образования городской округ город Омск Омской области; принимает решение о подготовке документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории, проектов межевания территории), обеспечивает подготовку указанной документации.
На основании обращения истца в департамент от 13.12.2021 N 25205/СОО департаментом организовано получение информации в порядке межведомственного взаимодействия с департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - департамент архитектуры). По информации, представленной департаментом архитектуры, в отношении рассматриваемой территории утвержденная документация по планировке территории отсутствует.
Приказом директора департамента архитектуры от 29.12.2020 N 53 утверждено муниципальное задание на выполнение муниципальной работы на 2021 год плановые 2022 и 2023 года для бюджетного учреждения города Омска "Омскархитектура" (далее - муниципальное задание). Муниципальным заданием работы на подготовку проекта межевания указанной территории не предусмотрены. Выделение дополнительных бюджетных средств на указанные работы 2021 - 2022 годах не предусмотрено.
Кроме того, разработка документации по планировке территории в первую очередь осуществляется на территории, предполагаемые для размещения объектов местного значения: объектов дошкольного образования, общеобразовательных школ, объектов инженерно-транспортной инфраструктуры.
Кассатор настаивает на том, что вывод суда апелляционной инстанции ошибочен, департаментом имущественных отношений был дан ответ, разъясняющий текущую ситуацию по формированию спорного земельного участка, в нём, вопреки установленному судебным решением, не содержалось отказа на обращение Юшкова А.А. С учётом того обстоятельства, что формирование земельного участка под многоквартирным домом является процедурой, чётко регламентированной законодательством (в том числе в части распределения полномочий соответствующих органов местного самоуправления), департаментом было указано, что формирование земельного участка под многоквартирным домом "адрес", в рамках муниципальной программы будет обеспечено после утверждения проекта межевания территории, при условии соответствующего финансирования.
Кассатор настаивает на том, что формирование земельного участка под многоквартирным домом в рамках муниципальной программы в условиях актуальной нормативно-правовой базы возможно обеспечить лишь после утверждения соответствующего проекта межевания территории и как следствие Уведомление департамента от 29.12.2021 N Исх-ДИО/17085 является правомерным, вынесено в соответствии с предусмотренной процедурой, изложено в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права истца.
Кроме того, с 01.07.2022 образовать земельный участок, занятый многоквартирным домом и входящими в его состав объектами, можно на основании схемы расположения участка, что установлено Федеральным законом от 30.12.2021 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, согласно пункту 2.1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, обеспечивается органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанными в статье 39.2 настоящего Кодекса, или собственником (собственниками) помещений в многоквартирном доме. В случае подготовки органом государственной власти или органом местного самоуправления указанной схемы расположения земельного участка срок такой подготовки должен составлять не более трех месяцев. Схема расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, до ее утверждения подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности для утверждения проекта межевания территории.
Указанное по мнению кассатора свидетельствует о том, что истец не лишён возможности самостоятельной подготовки схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, истцом представлены возражения на кассационную жалобу. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами не допущены.
Судом первой инстанции установлено, что Юшков А.А. является собственником жилом помещения по адресу: "адрес" (л.д.11). Данное жилое помещение расположено в многоквартирном одноэтажном жилом доме (л.д.12). Аварийным или непригодным для проживания данный жилой дом не признан.
13.12.2021 Юшков А.А. обратился в департамент имущественных отношений с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: "адрес" приложил необходимые документы (л.д.30-38).
По результатам рассмотрения представленных документов департаментом имущественных отношений Администрации г.Омска Юшкову А.А. был дан ответ от 29.12 2021 Исх.-ДИО/17085 дан ответ о том, что формирование земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, организовывается за счет средств бюджета города Омска посредством заключения муниципальных контрактов в рамках реализации муниципальной программы города Омска "Управление имуществом в сфере установленных функций", утвержденной постановлением Администрации города Омска от 14.10.2013 N 1166-п.
В соответствии с ответом департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом по адресу: "адрес" утвержденная документация по планировке территории отсутствует (л.д.42).
В соответствующем ответе в адрес департамента имущественных отношений Администрации г.Омска департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска указано, что приказом директора департамента архитектуры от 29.12.2020 N 53 утверждено муниципальное задание на выполнение муниципальной работы на 2021 год плановые 2022 и 2023 года для бюджетного учреждения города Омска "Омскархитектура". Муниципальным заданием работы на подготовку проекта межевания указанной территории не предусмотрены. Выделение дополнительных бюджетных средств на указанные работы 2021 -2022 годах не предусмотрено.
Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок под указанным жилым домом в ЕГРН отсутствуют (л.д.44-45).
Суд первой инстанции, установив, что в оспариваемом ответе департамента имущественных отношений Администрации города Омска формирование вышеуказанного земельного участка поставлено под условия проведения процедур, связанных с разработкой документов территориального планирования и соответствующего финансирования, что существенно препятствует административному истцу в реализации его законных жилищных прав, пришел к выводу о незаконности отказа Юшкову А.А. в формировании земельного участка под многоквартирным домом "адрес"
Апелляционная инстанция выводы суда первой инстанции поддержала.
Выводы судов являются правильными.
Пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
По информации, представленной департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в отношении рассматриваемой территории утвержденная документация по планировке территории отсутствует. Приказом директора департамента архитектуры от 29.12.2020 N 53 утверждено муниципальное задание на выполнение муниципальной работы на 2021 год плановые 2022 и 2023 года для бюджетного учреждения города Омска "Омскархитектура". Муниципальным заданием работы на подготовку проекта межевания указанной территории не предусмотрены. Выделение дополнительных бюджетных средств на указанные работы 2021 -2022 годах не предусмотрено. Указано, что разработка документации по планировке территории в первую очередь осуществляется на территории, предполагаемые для размещения объектов местного значения: объектов дошкольного образования, общеобразовательных школ, объектов инженерно-транспортной инфраструктуры.
Учитывая изложенное, формирование земельного участка под многоквартирным домом "адрес", в рамках муниципальной программы будет обеспечено после утверждения проекта межевания территории, при условии соответствующего финансирования (л.д.13-14).
Устанавливая правовую основу разрешения административного дела, суды правомерно руководствовались следующими нормативными положениями.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как правильно указал суд первой инстанции федеральный законодатель, в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах, установилв ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (ч.ч. 1, 2 ст. 36 ЖК РФ), а в ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П).
Условия и порядок предоставления земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах законодательно закреплены в ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Из частей 2 - 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (с учетом разъяснений, приведенных в п.п. 66, 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 67 постановления 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета. Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае собственник жилого помещения в многоквартирном доме как законный владелец земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет право требовать устранения всяких нарушений прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (п. 67 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
На основании ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова", формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, следовательно, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Согласно пп. 9, 10 п. 18 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского совета от 11.04.2012 N 3, в сфере архитектуры и градостроительства департамент: принимает решение о подготовке документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории, проектов межевания территории), обеспечивает подготовку указанной документации; обеспечивает подготовку проектов соответствующих муниципальных правовых актов города Омска об утверждении документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории и проектов межевания территории).
Согласно пп. 10, 12, 12.1, 15 п. 20 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского совета от 26.10.2011 N 452, функции департамента в сфере земельных отношений: организует землеустроительные и кадастровые работы в отношении объектов землеустройства и объектов земельных отношений на территории города Омска; обеспечивает подготовку схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка), за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства, из земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, принимает решение об утверждении указанной схемы расположения земельного участка; принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства, из земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, или отказывает в ее утверждении с указанием оснований отказа при обеспечении подготовки схемы расположения земельного участка гражданином или юридическим лицом; обращается в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, подведомственные ему государственные учреждения с заявлениями о государственном кадастровом учете земельных участков (их частей), находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также земельных участков (их частей), государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Администрации г. Омска от 14.10.2013 N 1166-п утверждена Муниципальная программа г. Омска "Управление имуществом в сфере установленных функций", ответственным исполнителем которой определен Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска. Срок реализации программы определен в течение 2014 - 2024 годов в один этап.
Как правильно указал суд первой инстанции применительно к изложенному, обращение собственника помещений в многоквартирном доме в органы публичной власти с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Именно на органы местного самоуправления федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и поставить его на государственный кадастровый учет, как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, при установленных обстоятельствах.
Суд первой инстанции руководствуясь названными нормами и правильно их применив, установив, что из содержания оспариваемого ответа следует, что формирование земельного участка под домом "адрес" постановлено под условие как финансового обеспечения, так и наличия иных административных процедур, связанных с разработкой документов территориального планирования, что не может быть признано законным, подобное поведение препятствует административному истцу в реализации прав в отношении спорного земельного участка пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска.
Доводам кассатора судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, основания не согласится с которой у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Как правильно указала апелляционная инстанция довод административного ответчика - департамента имущественных отношений Администрации города Омска, о том, что данный Юшкову А.А. ответ содержал не отказ на обращение, а разъяснение текущей ситуации по формированию спорного земельного участка, не может быть принят во внимание, так как с учетом вышеуказанных положений закона и их разъяснений Конституционным судом РФ, указание в ответе на обращение Юшкова А.А. причин невозможности формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, свидетельствует об отказе в удовлетворении поданного им заявления, что существенно препятствует административному истцу в реализации его законных жилищных прав и интересов.
Апелляционная инстанция обоснованно отклонила позицию ответчика о том, что административный истец не лишён возможности самостоятельной подготовки схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом, как основанную на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку согласно вышеназванным положениям закона для обращения с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенного под ним, каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Доводы ответчика об отсутствии возможности совершений действий по формированию и осуществлению кадастрового учета земельного участка под вышеуказанным многоквартирным домом и необходимости конкретизации действий каждого административного ответчика, также правомерно признаны судами несостоятельными, так как необходимость конкретизации таких действий отсутствует.
Верными являются выводы судов о том, что отсутствие обращения Юшкова А.А. в департамент архитектуры с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом, не свидетельствует об отсутствии у департамента обязанности по совершению действий по формированию земельного участка под многоквартирным домом "адрес"
Обоснованность указанного вывода подтверждается тем, что внесение изменений Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 478-ФЗ в Земельный кодекс РФ, в соответствии с которыми истец имеет право на обращение с заявлением на подготовку схемы расположения земельного участка, без разработки и утверждения проекта межевания территории, на что ссылается представитель департамента архитектуры, не освобождает орган местного самоуправления от обязанности после соответствующего обращения собственника многоквартирного дома инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать земельный участок, являющийся в силу закона общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Апелляционная инстанция обоснованно указала, что отсутствие утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный жилой дом, также вопреки утверждению ответчика не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка, необходимого для дальнейшей эксплуатации многоквартирного дома.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к неправильному толкованию норм права, регулирующих спорные правоотношения и к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно и правильно. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 5 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 28 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.