Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Мишиной И.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кашпуровой Татьяны Афанасьевны, поданную 5 апреля 2023 года, на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 23 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 16 марта 2023 года
по административному делу N 2а-3939/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 14 по Кемеровской области - Кузбассу к Кашпуровой Татьяне Афанасьевне о взыскании задолженности по налогам и сборам, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России N14 по КО - Кузбассу (далее-истец, налоговый орган) обратилась с иском к Кашпуровой Т.А. (далее-ответчик, кассатор) о взыскании налоговой задолженности по налогам и сборам.
Требования мотивирует тем. что ответчик на основании п.1 ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком транспортного налога.
В 2020 году на имя ответчика зарегистрировано транспортное средство:
Land Rover Range Rover V0 автомобили легковые, 306 л.с, регистрационный номер "данные изъяты"
Задолженность по уплате транспортного налога за 2020 составила 41 310 руб. В связи с тем. что ответчик своевременно не выполнил обязанность но уплате налога, в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, ему начислена пеня в общем размере 144, 58 руб.
Также 28.06.2021 ответчику предъявлено требование N75388 о взыскании пени за периоде 04.12.2018 ио 27.06.2021 в размере 5 474, 26 руб.
Истец просил взыскать с ответчика налоговую задолженность:
по оплате транспортного налога за 2020 в размере 41 310 руб. и пене в размере 144, 58 руб.
пене по требованию N75388 за период с 04.12.2018 по 27.06.2021 в размере 5 474.26 руб.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 23 декабря 2022 года (далее-решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 16 марта 2023 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) иск удовлетворен.
Кассатор просит отменить судебные акты указывая, что истцом пропущен срока исковой давности, настаивает на том, что неправильно определена подсудность рассмотрения спора, дело подлежало рассмотрению в Ленинском районном суде г.Кемерово, кассатор указывает, что истцом пропущен срок исковой давности по требованиям об уплате налога и пени за период с 04.12.2018 г. по 27.06.2021 г, заявленные в 2022 г, выражает несогласие со всеми выводами судов.
Налоговым органом представлены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами не допущены.
Как следует из материалов дела в 2020 году за Кашпуровой Т.А. было зарегистрировано транспортное средство: Land Rover Range Rover V0, автомобили легковые, регистрационный номер "данные изъяты" мощность двигателя 306 л.с.
Факт регистрации на имя административного ответчика транспортного средства подтверждается выпиской из сведений о регистрации транспортных средств, переданных органами ГИБДД. Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались.
В отношении указанного транспортного средства налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2020 год в размере 41310, 00 руб. (306 л.с. (мощность двигателя) * 135 руб. (налоговая ставка).
Расчет транспортного налога содержится в налоговом уведомлении N 63784357 от 01.09.2021, направленном в адрес административного ответчика. Данный расчет административным ответчиком не оспаривался.
В соответствии со ст.363 п.1 НК РФ указанная сумма налога должна быть уплачена налогоплательщиком в срок до 01.12.2021.
В установленный законом срок сумма налога уплачена не была.
В соответствии с требованиями статей 52, 57 Налогового кодекса РФ налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2020 год, в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление. Факт направления налогового уведомления подтверждается списком отправки заказанных писем N 463020.
В связи с тем, что налогоплательщиком сумма транспортного налога за 2020 год в сроки, установленные законодательством, уплачена не была, в соответствии со ст.75 Налогового кодекса ответчику начислены пени за период с 02.12.2021 по 15.12.2021 по транспортному налогу за 2020 год в размере 144, 58 руб.
Налоговый орган в порядке ст. 69 Налогового кодекса РФ направил налогоплательщику требование N 152316 от 16.12.2021 об уплате транспортного налога за 2020 год, пени по налогу со сроком исполнения до 08.02.2022.
Кроме того, Кашпуровой Т.А. в установленный законом срок не исполнена обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 41310, 00 руб, за 2018 год в размере 41310, 00 рублей, за 2019 год в размере 41310, 00 рублей.
Налоговым органом приняты меры по принудительному взысканию суммы задолженности по транспортному налогу за указанные налоговые периоды, сумма задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 41310, 00 руб, пени в сумме 582, 47 руб, начисленные за период с 04.12.2018 по 27.01.2019, взысканы решением Заводского районного суда г. Кемерово от 01.06.2020 по делу N 2а-896/2020; сумма задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 41310, 00 рублей и пени в размере 150, 78 рублей, начисленные за период с 03.12.2019 по 15.12.2019, взысканы решением Заводского районного суда г.Кемерово от 20.01.2021 по делу N 2а- 134/2021; сумма задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 41310, 00 рублей, пени в размере 280, 91 рублей, начисленные за период с 02.12.2020 по 18.01.2021, взысканы решением Заводского районного суда г.Кемерово от 28.03.2022 по делу N 2а-913/2022.
На основании исполнительных листов, выданных по указанным решениям суда, ОСП по Заводскому району г. Кемерово были возбуждены исполнительные производства.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 27.06.2021 платежи в погашение задолженности по транспортному налогу за 2017, 2018, 2019 годы Кашпуровой Т.А. не вносились.
Поскольку сумма налогов за указанные в иске налоговые периоды административным ответчиком в установленные законом сроки уплачена не была, в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ налоговым органом по состоянию на 27.06.2021 начислены пени по транспортному налогу за 2017, 2018, 2019 годы в общей сумме 5474, 29 рублей, в том числе:
пени по транспортному налогу за 2017 год за период с 29.06.2020 по 27.06.2021 в размере 2225, 91 руб.;
пени по транспортному налогу за 2018 год за период с 29.06.2020 по 27.06.2021 в размере 2225, 92 руб, пени по транспортному налогу за 2019 год за период с 19.01.2021 по 17.06.2021 в размере 1022, 43 руб.
Налоговым органом представлены расчеты пени по транспортному налогу за 2017, 2018, 2019 годы, указанные расчеты судебной коллегией проверены, являются правильными, арифметически верными, составленными в соответствии с требованиями закона.
В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса РФ в адрес налогоплательщика направлено требование N 75388 по состоянию на 28.06.2021 об уплате пени в размере 5474, 29 рублей, установлен срок для добровольного исполнения до 29.11.2021.
Факт направления требования подтверждается списком заказной корреспонденции N 463020 от 03.10.2021. Требование направлено в срок, установленный статьей 70 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей в период направления требования, согласно которой требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.
В добровольном порядке сумма задолженности по пени Кашпуровой Т.А. не уплачена. Сумма задолженности составила 5474, 26 рублей.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в пределах установленного статьей 48 Налогового кодекса РФ шестимесячного срока со дня, установленного для исполнения требования об уплате налога и пени N 152316 от 16.12.2021, при направлении которого сумма задолженности Кашпуровой Т.А. превысила 10000 рублей, 15.04.2022 налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. При этом шестимесячный срок со дня, установленного для исполнения требования N 75388 от 28.06.2021, на день обращения с заявлением к мировому судье также не истек.
Выданный мировым судьей судебного участка N 6 Заводского судебного района г. Кемерово судебный приказ от 04.05.2022 N 2а-12410/6- 2022 о взыскании с Кашпуровой Т.А. транспортного налога за 2020 год, пени по транспортному налогу за 2017, 2018, 2019, 2020 годы отменен определением мирового судьи от 28.06.2022 в связи с поступившими от должника возражениями.
Судами сделан вывод о том, что с административным иском налоговый орган обратился 01.11.2022 (дата сдачи заказного письма в отделение связи), то есть в срок, установленный ст.48 Налогового кодекса РФ.
Апелляционная инстанция выводы суда первой инстанции поддержала.
Выводы судов являются правильными.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ).
Согласно п.1 ст.357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.1 ст.363 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 360 НК РФ, налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Статьей 2 Закона Кемеровской области от 28.11.2002 N 95-03 "О транспортном налоге" установлены налоговые ставки транспортного налога соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Согласно п.4 ст.85 НК РФ, транспортный налог исчисляется на основании данных органов осуществляющих учет и (или) регистрацию недвижимого имущества или транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, расположенных на подведомственной им территории, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Согласно п.2 ст.362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение, т.е. мощность двигателя, умноженная на налоговую ставку, пропорционально количеству месяцев владения транспортным средством в налоговом периоде.
в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 ст.75 НК РФ).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 ст.75 НК РФ).
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (пункт 6 ст.75 НК РФ).
Поскольку сумма налогов административным ответчиком в установленный законом срок не уплачена, в соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени должны начисляться по день погашения недоимки.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования Межрайонной ИФНС N 14 по Кемеровской области-Кузбассу, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления уведомления, требования, правильность исчисления размера налога, и пришел к выводу о соблюдении процедуры взыскания обязательных платежей, а также о наличии у административного ответчика задолженности в указанном в иске размере в связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога и пени за спорный период.
Доводам кассатора о нарушении правил подсудности судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, основания не согласится с которой у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что при решении вопроса о принятии административного искового заявления о взыскании с Кашпуровой Т.А. задолженности по обязательным платежам, у суда отсутствовали основания для отказа в принятии заявления, предусмотренные статьей 128 Кодекса административного судопроизводства РФ, также как отсутствовали предусмотренные статьей 194 Кодекса административного судопроизводства РФ основания для прекращения производства по делу.
Суд апелляционной инстанции указал, что вынесенное судьей Заводского районного суда г.Кемерово определение от 20.10.2022 о возвращении административного искового заявления межрайонной ИФНС N 14 по Кемеровской области - Кузбассу к Кашпуровой Т.А. основанием для отказа в принятии административного искового заявления или для прекращения производства по административному делу не является. При этом административное исковое заявление принято к производству Заводского районного суда г.Кемерово с соблюдением правил подсудности, предусмотренных частью 3 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, то есть по месту жительства административного ответчика.
Доводы кассатора о пропуске налоговым органом срока обращения в суд основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношений, выводы судов о соблюдении истцом процедуры и сроков взыскания налоговой задолженности постановлены при правильном применении норм права и согласуются с фактическими обстоятельствами по делу.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к неправильному толкованию норм права, регулирующих спорные правоотношения и к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно и правильно.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Заводского районного суда г. Кемерово от 23 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 16 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.