Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В. и Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации Назаровского района Красноярского края, поданной через суд первой инстанции 4 апреля 2023 года, на решение Назаровского городского суда Красноярского края от 23 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 13 октября 2022 года по административному делу N 2-498/2022 по административному исковому заявлению Назаровского межрайонного прокурора Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Назаровского района Красноярского края о возложении обязанности по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Назаровский межрайонный прокурор Красноярского края, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, их прав на благоприятную окружающую среду, обратился в Назаровский городской суд Красноярского края с административным исковым заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) к администрации Назаровского района Красноярского края о возложении обязанности по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, мотивируя требования тем, что результатами проведенной проверки на территории Назаровского района установлено наличие земельных участков на землях неразграниченной собственности, относящихся к землям населенных пунктов, на которых отсутствуют площадки для складирования (накопления) твердых коммунальных отходов, отвечающие требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой 25 октября 2021 года на имя исполняющего обязанности главы Назаровского района Красноярского края было внесено представление, которое не было исполнено.
Решением Назаровского городского суда Красноярского края от 23 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 13 октября 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено, на администрацию Назаровского района Красноярского края возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать на территории Назаровского района места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов согласно требованиям законодательства, в том числе на территориях сельсоветов: Верхнеададымского (поселок Сохновка (административный центр), село Верхний Ададым, село Ельник, деревня Нижний Ададым), Гляденского (поселок Глядень (административный центр), поселок Голубки, поселок Зарянка, поселок Зеленая Горка, село Антропово, деревня Петровка, деревня Прогресс, деревня Степноозерка), Дороховского (село Дорохово (административный центр), деревня Алтат, деревня Верхняя Чулымка, деревня Костеньки), Краснополянского (село Красная Поляна (административный центр), село Большой Сереж, деревня Владимировка, деревня Лесные Поляны, деревня Ярлыково), Красносопкинского (поселок Красная Сопка (административный центр), поселок Березняки, село Большая Сосновка, деревня Глядень, деревня Каргала, деревня Новая Сокса), Павловского (село Павловка (административный центр), деревня Захаринка, деревня Куличка, деревня Новониколаевка, деревья Сютик), Подсосенского (село Подсосное (административный центр), поселок Старожилово, село Селедково, деревня Скоробогатово), Преображенского (поселок Преображенский (административный центр), село Ильинка, деревня Чердынь), Сахаптинского (село Сахапта (административный центр), деревня Канаш, деревня Малиновка, деревня Сереуль, деревня Холма), Степновского (поселок Степной (административный центр), поселок Красногорский, поселок Предгорный, село Кольцово, деревня Верхняя Березовка, деревня Жгутово, деревня Медведск, деревня
Московка, деревня Средняя Березовка, деревня Усть-Березовка).
В кассационной жалобе администрация Назаровского района Красноярского края ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Выражая несогласие с выводами судов нижестоящих инстанций, указывает, что мероприятия по обустройству площадок для накопления твердых коммунальных отходов (далее также ТКО) включены в государственную программу и осуществляются органом местного самоуправления совместно с Правительством Красноярского края в соответствии с Законом Красноярского края "О краевом бюджете на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов", краевыми нормативными правовыми актами и муниципальными правовыми актами в строгом соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и иного механизма и сроков исполнения обязанности, возложенной судом, от выполнения которой административный ответчик не уклонялся и ранее надлежащим образом осуществлял полномочия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, не имеется. Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суды не учли нормы бюджетного законодательства, регулирующие финансовое обеспечение полномочий исполнительных органов, а также особенности финансирования мероприятий по государственным и муниципальным программам, что препятствует исполнению судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что Назаровской межрайонной прокуратурой Красноярского края проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с ТКО на территории муниципального образования Назаровский район Красноярского края, по результатам которой 25 октября 2021 года в адрес исполняющего обязанности главы администрации Назаровского района Красноярского края внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Назаровский район Красноярского края имеются участки на землях неразграниченной собственности, относящихся к землям населенных пунктов, на которых отсутствуют площадки для складирования (накопления) ТКО, соответствующие санитарно-эпидемиологическому законодательству.
Разрешая заявленные требования по правилам гражданского судопроизводства, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришел к выводу, что обязанность по непосредственному созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации Назаровского района Красноярского края.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из установленного факта незаконного бездействия администрации Назаровского района Красноярского края, выраженного в неорганизации на территории Назаровского района Красноярского края мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиям законодательства.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело в порядке административного судопроизводства, с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Статьей 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО отнесено создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
На территории сельских поселений указанные полномочия осуществляют органы местного самоуправления муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ).
Как следует из содержания статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (п. 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 указанного закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, которыми определены порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно пункту 2 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Раздел II Правил предусматривает порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В силу пункта 3 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" закреплено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
С учетом приведенного нормативного регулирования, установив, что отсутствие контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов свидетельствует о ненадлежащем выполнении административным ответчиком своих публично-правовых обязанностей по созданию и обустройству на территории Назаровского района Красноярского края мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу (с которым обоснованно согласился суд апелляционной инстанции) о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом судами учтена позиция, сформулированная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 марта 2011 года N 2-П, согласно которой содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности.
Оснований не согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия не усматривает, полагая, что они основаны на правильном применении приведенных выше положений федерального и регионального законодательства, а также подзаконных нормативных правовых актов, и в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, свидетельствующим о невыполнении администрацией Назаровского района Красноярского края указанных выше обязанностей в сфере оборота ТКО.
Доводы кассационной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования нижестоящих судов. Эти доводы являлись предметом тщательной проверки судов, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с выводами обеих инстанций, приведенными в обжалуемых судебных актах, судебная коллегия не усматривает.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и второй инстанций, основаны на ошибочном понимании стороной административного истца норм действующего законодательства и не свидетельствуют о допущении судами нижестоящих инстанций нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Назаровского городского суда Красноярского края от 23 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 13 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.